- •Глава 1.Теоретические аспекты рынка олигополии…………………………………….4
- •Глава 2.Анализ олигополий: за рубежом и в России………………………...…………14
- •Глава 3.Меры по совершенствованию олигополистических рынков…………………20
- •Глава 1.Теоретические аспекты рынка олигополии
- •1.1 Олигополистический рынок: сущностные характеристики, виды олигополий.
- •1.2 Олигополии : их недостатки и преимущества
- •Глава 2.Анализ олигополий: за рубежом и в России.
- •2.1 Олигополии в экономике высокоразвитых стран (на примере сша)
- •2.2 Олигополии в экономике России и их социально-экономический эффект
- •Глава 3.Меры по совершенствованию олигополистических рынков
- •3.1 Меры по задействованию созидательного потенциала российских олигополии
Глава 2.Анализ олигополий: за рубежом и в России.
2.1 Олигополии в экономике высокоразвитых стран (на примере сша)
Олигополия в значительной степени характерна и для других секторов экономики США. Об этом говорит тот факт, что около 35% национального продукта США производится в отраслях, где доминирует всего несколько компаний. Помимо обрабатывающего сектора компании-гиганты действуют на транспорте, в отраслях связи и коммунального хозяйства, банковской сфере.
Крупные корпорации обычно являются многоотраслевыми компаниями, а потому показатель отраслевой рыночной концентрации не в полной мере отражает их место и влияние в экономике. Кроме того, само понятие отрасли весьма условно.
Например, если отдельно рассматривать такую отрасль, как производство соли, доля четырех крупнейших компаний в общем, объеме продаж соли составит 81%. Если же производство соли мы будем рассматривать в рамках более крупной отрасли, то уровень рыночной концентрации снизится до 23%.
Этот пробел в какой-то степени восполняет агрегатный показатель рыночной концентрации, который показывает долю 100, 200 или 500 крупнейших корпораций США в таких важнейших экономических агрегатах, как национальный продукт, национальный доход, общий объем продаж или общий объем активов промышленности.
По статистике, на долю 200 крупнейших корпораций приходится порядка 60% всех активов обрабатывающего сектора США. Ими контролируется примерно такой же объем продаж этого сектора. Многоотраслевой (диверсифицированный) характер современных корпораций позволяет им эффективно контролировать отдельные отраслевые рынки.
В США нефтяные олигополии покупают компании по производству солнечных батарей, крупнейшие фирмы химической промышленности, поглощают мелкие биотехнологические фирмы, авиакомпании — предприятия по производству средств промышленной автоматизации.
Формирующиеся новые отрасли, медиа-индустрия и телекоммуникации также часто имеют олигополистическую структуру. В современной американской экономике эти отрасли относятся к олигополии. Приведенные ниже два примера иллюстрируют процесс олигополизации «новой экономики» США.
Два десятилетия назад на рынке кабельного телевидения США действовали тысячи небольших компаний. В результате реализации запланированной сделка между Comcast и АТ& две трети рынка окажутся под контролем всего трех корпораций.
В 1996 году на коммуникационном рынке США функционировали восемь компаний, выделившихся из корпорации Bell. Сейчас сохранились лишь четыре из них. Аналогичная централизация наблюдается и на рынке интернет-порталов.
Аналитики полагают, что централизация выгодна новой «экономике», поскольку постоянные расходы здесь особенно велики, а затраты на обслуживание каждого нового клиента незначительны. Кроме того, именно олигополисты в большей степени могут реализовать широкомасштабные инновационные проекты.
Дж. Гэлбрейт говорил, что отрасль из нескольких крупных фирм является отличным средством для стимулирования технического изменения. Она превосходно обеспечена для финансирования технических разработок. Ее организация создает сильные побудительные мотивы для того, чтобы предпринимать разработки и использовать их.
Власть, которая делает возможным для фирмы иметь некоторое влияние на цены, обеспечивает то, что вытекающие доходы не будут переданы публике подражателями (которые не несли никаких затрат на разработки) до того, как расходы на разработки могут быть возмещены.
В этом случае рыночная власть защищает стимул к техническим разработкам. Ведь инновации требуют времени, и установленная техника не приносит немедленного дохода, так как существует временной разрыв между периодом «вызревания» инновации и периодом ее эксплуатации. Будучи капиталосберегающей в период эксплуатации, инновация может быть капиталоемкой в течение периода «вызревания».
В ходе исследований Р. Нельсон и С. Уинтер пришли к заключению, что олигополия — именно та рыночная структура, которая эволюционировала в тех отраслях, где относительно быстро протекало финансирование и изобретение новых технологий. Олигополистическая структура потенциально сочетает лучшие стороны как конкуренции и плюрализма, так и интернализации выгод от НИОКР
В автомобильной промышленности США имеются три основных производителя (для упрощения можно пренебречь импортом, поскольку его роль состоит лишь в расширении модели рынка, а не в изменении ее условий). Речь пойдет о компаниях «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер».
Они производят транспортные средства различных типов и назначения, т.е. аналогичные продукты, которые с экономической точки зрения имеют одинаковую полезность для потребителя. В условиях олигополии — при наличии ограниченного количества производителей — маркетинговая стратегия одного из них оказывает значительное влияние на остальных.
Вследствие масштабности вышеназванных автомобильных компаний и схожести производимого продукта действия, которые может предпринять на рынке любая из них, будут иметь совершенно иные последствия, чем в условиях других моделей рынка. В результате может быть деформирован весь рынок.
В США государственная политика в отношении олигополистов формулируется в антитрестовском законе Шермана от 1890 г.:
Любое лицо, которое монополизирует (пытается монополизировать, объединяется, вступает в тайный сговор с любым лицом или лицами) розничную торговлю какими-либо товарами, или торговлю между разными штатами, или с иностранными государствами, должно признаваться виновным в совершении мисдиминора (категория наименее опасных преступлений, граничащих с административными правонарушениями), и, будучи осужденным, должно наказываться штрафом, не превышающим пятидесяти тысяч долларов, или тюремным заключением на срок, не превышающий один год, или обоими упомянутыми наказаниями по усмотрению суда.
Закон Шермана разделил понятия соглашения между олигополистами и хозяйственного контракта. Первое рассматривается как преступный тайный сговор, второе - как добровольное соглашение сторон.
Санкции за нарушение антитрестовского законодательства были расширены в Законе Клейтона (1914 г.), согласно которому лицо, доказавшее нанесенный ему вследствие незаконного соглашения, направленного на ограничение торговли, ущерб, имеет право требовать в судебном порядке возмещения понесенных убытков в тройном размере. Цель необычного правила тройного возмещения убытков заключается в том, чтобы поощрить частные иски против организующих тайные сговоры олигополистов.
В наши дни право предъявлять иски, требующие соблюдения антитрестовских законов, имеют как Министерство юстиции США, так и частные лица. Эти законы используются для предотвращения слияний, ведущих к чрезмерной власти над рынком одной фирмы, и воспрепятствования ограничениям конкуренции со стороны олигополистов.
Прекрасно осознавал потенциальную неэффективность рыночного регулирования великий экономист Адам Смит, который в классическом труде "Богатство народов" писал:
«Люди, занятые в одной и той же отрасли торговли, редко появляются вместе на публике. Но они пользуются любой возможностью тайной встречи или некоторым образом отвлекают внимание публики, чтобы договориться о повышении цен».
