- •Пояснительная записка
- •Теоритические основы детской виктимности
- •Меры профилактики виктимности в школе.
- •Тесты по выявлению виктимного поведения детей
- •Приложение 1. Андронникова о.О. Тест склонности к виктимному поведению.
- •Франц Розенцвейг Методика рисуночной фрустрации.
- •Приложение 2.
- •Диагностика функционального лидерства в малых группах
- •Фетискин н.П., Козлов в.В., Мануйлов г.М.
- •Назначение теста
- •Инструкция к тесту
- •Тестовый материал
- •Обработка и интерпретация результатов теста
- •Приложение 3.
- •Текущий тест.
- •Фамилия,имя_____________________________________
- •Класс_______Пол_______Возраст_________
- •Шкала ст
- •Шкала лт
- •Приложение 3. Анкета.
- •Мероприятие 2.
- •Мероприятие 3. «Служба Доверия»
- •1 Этап
- •2 Этап. Ознакомление с понятием «Служба доверия»
- •3 Этап. Применение полученных знаний на практике.
- •Раздаточный материал.
- •Мероприятие 4. Мероприятие «Сказки»
- •1 Этап.
- •2 Этап.
- •3 Этап.
- •Мероприятие 5. Ситуация – Ассоциация
- •1 Этап.
- •2 Этап.
- •3 Этап:
- •Мероприятие 6. Мероприятие № 3 Фильм «Все умрут, а я останусь»
- •1 Этап.
- •2 Этап.
- •3 Этап.
Теоритические основы детской виктимности
Детская виктимность как социально-психологическое явление представляет собой предрасположенность ребенка стать жертвой преступника или неблагоприятных условий социализации. Виктимность характеризуется многообразием типов жертв, появление которых является следствием объективных и субъективных факторов. В число взаимосвязанных и разнообразных психологических факторов, обусловливающих виктимизацию детей, следует включить:
1.индивидуально – психологический фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок поведения, индивидуально – типологических особенностей развития темперамента, эмоциональной сферы, способностей и других психологических образований и затрудняющий социальную адаптацию ребенка;
2.психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания и характеризующий неблагоприятную межличностную ситуацию развития;
3.социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением (семья, улица школа и др.);
4.личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к волевой саморегуляции. Негативные воздействия указанных факторов можно предотвратить (или, во всяком случае, значительно снизить возможную опасность насилия).
В чем же причина детской виктимности?
В принципе любой человек может стать жертвой, от этого никто не застрахован. Каждый среднестатистический человек имеет тот или иной опыт жертвы. Но в психологии есть понятие виктимности – степени, в которой люди склонны быть жертвами, и выделяется категория людей, которых называют виктимами, виктиможертвами или сценарными жертвами. Это люди, в жизни которых постоянно присутствует сценарий жертвы. То есть, они патологически склонны быть жертвами, и у них опыт жертвы повторяется снова и снова по одному и тому же сценарию. Например, есть жертвы регулярного сексуального насилия, которые все время оказываются в ситуации, когда на них нападают.
С чем связано наличие именно того или иного сценария? Есть множество факторов.
Первый фактор, к сожалению, связан не только с самими этими людьми, но и с их близкими родственниками: мамами, папами, бабушками, дедушками. В частности, существует виктимный сценарий, связанный с «запретом на жизнь». Бывает так, что из поколения в поколение, особенно в семьях, где было много репрессированных, раскулаченных, посаженных в тюрьмы и убитых, от бабушки к внучке, от дедушки к внуку и далее передается послание, заключенное в том, что право на жизнь надо заслужить. Что жизнь – это «штука тяжелая», что жизнь – это всегда мучения, страдания. Это послание бессознательно стимулирует человека к позиции жертвы. Человек программируется на то, чтобы испытывать частый дискомфорт и несчастья в своей жизни.
Второй фактор, который способствует тому, что человек станет жертвой, – это проблема принятия себя, доверия к себе, уверенности в себе, которые формируются очень рано, в первый год жизни и в основном связаны с ролью родителей, ролью матери в жизни человека. Если мама любит ребенка безусловно, дает ему максимум тепла, принимает его всего целиком, обеспечивает ему душевную стабильность через заботу, то у него формируется в дальнейшем доверие к себе, к миру, принятие себя и уверенность в себе. Но если мама любит ребенка только за что-то (если молчит – то хороший, закричал – значит, плохой), кормит не тогда, когда ребенок этого захочет, а когда ей пришло это в голову или тогда, когда советуют «умные» книжки, если мать теряет материнский инстинкт, то у ребенка формируется недоверие к миру, неприятие себя. И в дальнейшем у него нет того, что принято называть уважением к себе, и он оказывается все время в ситуациях, когда его самооценка падает «ниже плинтуса». Снова и снова она находит подтверждения тому, что он – ничто, и его смешивают с грязью.
Третий фактор – нарушение личностных границ. Склонен к роли жертвы человек, чьи границы с детства постоянно нарушались. Над которым издевались, которого обижали, к которому очень жестко относились родители. Жестко – это значит: «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Ребенку не давали проявлять свое «я». В возрасте 2-3х лет не давали свободно перемещаться по квартире, открывать ящики столов и шкафов, трогать определенные предметы. Некоторым родителям проще кричать на ребенка поминутно «Нельзя! Не смей!», вместо того, чтобы переложить ценные вещи туда, где ребенок их не достанет. А для ребенка жизненно необходимо осваивать пространство, он таким образом изучает мир. Если у ребенка не было такой возможности, он не в состоянии узнать свои личностные границы, у него нет умения сказать «нет», умения постоять за себя, почувствовать себя как некую ценность, увидеть свою значимость. Тогда ребенок, взрослея, будет допускать ситуации, в которых он будет становиться жертвой1.
Еще один негативный фактор: в отношениях, складывающихся между родителями и детьми. Есть дети, которые по какой-то причине родителей не устаивают. Это могут быть дети нежеланные или, например, вместо мальчика родилась девочка, или родилась девочка, но не очень красивая, ушки оттопыренные или, скажем, там похожа на родственников мужа, а там плохие отношения. Тогда у родителей возникают неприязненные чувства.
Также в качестве отдельной причины можно выделить семейное насилие.
Наиболее разрушительный ущерб семейное насилие наносит детям. О масштабах насилия в семье в отношении детей нет достоверных данных, но о нем можно судить по результатам других более общих исследований. Например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице, при этом 90 % беспризорных детей имеют родителей, от которых он ушли, как правило, в силу семейного насилия.
Дети с виктимным поведением существовали в разное время, но характеризовались примерно одними качествами и особенностями. Об этом писали выдающиеся ученые, педагоги, психологи, врачи, общественные деятели (И. А. Сикорский, В. М. Бехтер.ев, С. С. Корсаков, В., Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин и др.). Приведем несколько примеров из книги П. С. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», где он среди других типов детских характеров выделяет следующие.
Мягко-забитый тип. Подобный ребенок забит не строгими взысканиями или физическими наказаниями, а чрезмерными и неумеренными ласками, поэтому его еще можно назвать «заласканным». П.Ф. Лесгафт дает следующее наблюдение за поведением такого ребенка: необычайно стесняется новой обстановки, не решается сам ни встать, ни сесть, ни пройтись, он смотрит, что делают другие, и методично подражает им. Принужденный сделать что-нибудь независимо от других, он оказывается обыкновенно очень Неловким, неумелым и очень слезливым. В нем сильно развито стадное чувство, так как он лишен какой-либо инициативы.
Злостно-забитый тип. Ребенок такого типа угрюм, чрезвычайно подозрителен к старшим, на все ласки и внешние проявления нежности отвечает резким отталкивающим движением. Он никогда не смотрит прямо и ласково, а все больше сбоку и исподлобья. Движения его угловаты и резки. В рассуждения он никогда не пускается, даже избегает их. Товарищество ценит, в большинстве случаев дружит с подобными же ребятами, но скорее для взаимной защиты и поддержки. Своего товарища в случае преследования он никогда не выдаст, и даже жесточайшие наказания не могут принудить его к этому. Вообще он выдерживает самые сильные наказания с небывалой стойкостью и терпением. Если такого ребенка подвергают преследованию или какому-нибудь очень строгому взысканию, то он делается как-то особенно подвижен и часто избирает себе самые дикие развлечения, например мучит, истязает, уничтожает различных животных, наносит людям (особенно учителям) всякие оскорбления, а если может, то и прямой физический вред. Например, отрывает ноги и крылья у насекомых, давит мелких животных, топит в воде крупных, вешает на гвоздь или сук кошку, привязанную за хвост или лапу, казнит собаку: и чем сильнее страдает животное, тем, по-видимому, большее удовольствие испытывает виновник страдания. Вообще такой ребенок никогда не прочь что-нибудь испортить, исковеркать, изрезать, сжечь. Всякое зрелище, связанное с сильными впечатлениями: бойкий, быстрый бег, травля животных и людей, крупная драка и т. п., - все действительно занимает его и развлекает.
Угнетенный тип. Ребенок этого типа, как правило, слаб и бледен. отличается тихим и смирным нравом, лицо его постоянно серьезно и озабочено. Он во всех отношениях достаточно скромен, что и составляет самую характерную его черту. Такой ребенок, кроме того, весьма трудолюбив. Он никогда не выходит вперед, а всегда остается позади, в последних рядах, и внимательно следит за всем происходящим в классе. В играх и развлечениях товарищей он обыкновенно ни принимает никакого участия. Он скромно выражает свою радость, всякая похвала и отличие его стесняют и заставляют спрятаться, уйти. Себя он ни в коем случае не жалеет, никогда не останавливается перед препятствиями, если можно преодолеть их трудом. Стойкость и настойчивость его громадны; лишения, бедность, страдания, нужда никогда его не остановят, так как он может ограничить свои требования до самых крайних пределов. К товарищам и окружающим он всегда относится легко и нетребовательно, теоретически защищает их перед другими и старается объяснить их действия и поступки в лучшую сторону. Конечно, он надежный товарищ, никогда никого не выдаст и спокойно подвергается всякому преследованию и несправедливость. От оскорблений он молча уйдет. Не находя обыкновенно в себе никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы и самостоятельности, не всегда и не скоро решаясь на новое дело, в особенности если оно требует некоторой самоуверенности и предприимчивости, но, раз решившись, твердо преследует свою цель и не останавливается перед затруднениями, которые может преодолеть трудом и лишениями.
