Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
джироламо Кардано.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
237.57 Кб
Скачать

Глава 4. Отношения Джироламо Кардано к высшим силам.

В этом разделе мне бы хотелось подробнее разобрать взгляд Джироламо Кардано относительно сил, которые не подвластны человеку, которые управляют им и его жизнью, оказывают на нее существенное влияние, предостерегая и защищая праведных и губя и наказывая грешных.

4.1.Бог и Джироламо Кардано.

Рассуждая о личности эпохи Возрождения (пусть и позднего, уже клонившегося к закату) и пытаясь дать его психологический портрет, нельзя обойти вниманием вопрос Бога, проявления божественной силы в жизни интересуемого нас человека. Религиозные идеи и сама церковь в жизни людей играли большую роль, ни один человек не мог существовать, не ощущая на себе воздействия Бога, не имея его внутри себя.

Для Джироламо Кардано являлось неоспоримым фактом то, что он охраняем Богом, и Миланец с легкостью находил проявления того, что его жизнь, поступки и действия угодны Богу, что он защитник Миланца. Подобные отсылки можно найти на протяжении всей автобиографии и на них хотелось бы остановиться подробнее.

Первое, что обращает на себя внимание, это рождение Джироламо Кардано без признаков жизни, его смогли привести в чувство лишь ванной теплого вина, «что для другого могло бы оказаться гибельным; тем не менее, я выжил93». Вполне возможно, что таким образом Кардано показывает нам, что Бог помогал ему уже с момента рождения, что он смог отвести от него смерть. Вряд ли Всевышний сделал это забавы ради, скорее всего, он видел в Кардано человека, могущего изменить мир к лучшему. И Кардано это осознавал и именно так трактовал свое рождение и практически воскрешение из мертвых. Однако борьба божественных сил-защитников и смерти продолжалась и после рождения Миланца. Так, не прошло и месяца жизни Кардано, как его кормилица заболевает и умирает от свирепствовавшей в 1501 году чумы, причем сам младенец остается жив, только «на лице вскочило пять нарывов, расположенных в виде креста, причем один приходился на кончике носа»94. Обращает на себя внимание форма расположения нарывов - в виде креста. Кардано было не больше месяца, помнить это сам он не мог, значит либо выдумал, либо рассказали родные. Однако и в том, и в другом случае, можно прийти к выводу, что Кардано специально делает акцент на такой форме. А это в свою очередь говорит о том, что божественная помощь стала проявляться в жизни будущего ученого ярким образом уже с момента его рождения, и в начале своего жизненного пути Джироламо был отмечен богом. И скрытое проявление божественной помощи в жизни медика можно найти в детальном описании различных несчастных случаев и чудесных спасениях Кардано, которыми была наполнена его жизнь.

Большая часть рассказа о детстве Кардано - это описание различных несчастных случаев, которые при других обстоятельствах могли бы привести к смерти. Например, рассечение головы ударом о дверную ручку, которое могло привести к серьезным травмам, или падение камешков на висок, которые, отклонись они на несколько сантиметров, могли убить. Однако тем не менее Кардано остался жив и даже в относительном здравии95. Он не сделался ни слабоумным, ни инвалидом. А в этом можно напрямую видеть влияние божественного проявления, божественной помощи, потому что то, что случается много раз уже не случайность, а закономерность, и если Джироламо удалось выйти из всех несчастий невредимым, то это явно произошло не в следствии ловкости самого Кардано, а в следствии покровительства Бога. Такова логика ученого. Можно попробовать возразить и сказать, что все дети довольно непоседливые, неуклюжие. Похожие происшествия случаются, наверно, практически с каждым ребенком, но, в таком случае, стоит вспомнить, что Миланец, по своему собственному заверению, никогда не включал в книги вещи, не стоящие внимания, значит, это было важно для него. Почему? Ответ на этот вопрос дает сам Джироламо Кардано, правда несколько позже. «Я строго соблюдал предписания религии и почитал бога. Этому способствовало и то, что мне было даровано многое такое, что явно не зависело от меня самого, а было мне ниспослано: болезненный по природе, я всегда исцелялся от недугов»96. Кроме болезней в детстве Кардано избежал опасности так же и будучи человеком взрослым. Например, однажды ему вздумалось перейти на другую сторону дороги, и с крыши в тот момент упал камень. Кардано, ни секунды не задумываясь, приписал свое спасение Богу. «Так я избегнул опасности по соизволению божию»97.

В конце концов, сопоставив все случаи своего чудесного спасения, коих было гораздо больше, чем описано в данной работе, Джироламо делает вывод: «Божественное провидение охраняет меня лучше, чем я мог бы это сделать по собственному разумению»98.

Вполне логично будет задать вопрос, а почему собственно Бог так отметил Кардано? Почему он так рьяно участвует в его жизни, заботится о нем и покровительствует ему? Ответить на этот вопрос я попытаюсь, следуя за мыслью самого Кардано.

Во-первых, Кардано был врачом, а медик, в представлении Джироламо, - помощник божий, творящий угодные ему дела99. Если больной выздоровел, то это благодаря воле Божьей, а не таланту человека. Врач же может только помочь Богу, не более того. Возможно, именно поэтому Бог охраняет Кардано, вне всякого сомнения, блестящего медика своего времени, а значит и великолепного помощника Господа. Несмотря на то, что ему все же удалось избавиться от наследственных сердцебиений при помощи медицины уровня того времени, Кардано в какой-то момент отказывается от исцеляющего действия медицинских препаратов. От многих скверных болячек Кардано избавился «вопреки всем ожиданиям и без всякого лечения»100. Он говорит о том, что природа меняла само существо болезни. Принимая во внимание тот факт, что Кардано практически олицетворял Бога в природе, можно сделать вывод, что во всех случаях исцеления вся заслуга приписывается Богу, а не человеку или различным препаратам.

Во-вторых, Господь помогает людям благочестивым. Когда Джироламо говорит о сне, который позволил ему избежать посрамления, которое неминуемо было бы, если бы Кардано, напуганный сном, не переменил способ лечения маленького сына графа Борромео, то Миланец заключает, что сон «был предупреждением, данным человеку благочестивому, подавленному многими, разного рода бедствиями, которого Бог не захотел покинуть в несчастии»101. Итак, по мысли Кардано, Бог не оставляет в беде и помогает людям, прежде всего, благочестивым, почитающим Бога и соблюдающим предписания религии. Более того, Джироламо никогда не сомневался в правильности решений, творимых Господом, принимал все мелкие невзгоды как «предостережения на будущее»102 (и тут он следовал за каноном ренессансной автобиографии), был благодарен Богу за все, что случалось, не роптал, и все серьезные несчастья (как, например, казнь сына) воспринимал как отпущенные ему за грехи, которые он сам же и признает103, и все, творимое Господом, в итоге обернется высшим благом. Джироламо говорит о том, что даже ущерб, который имеет божественную природу, нужно пытаться обращать себе на пользу104. Кроме того, следует отметить, что Кардано, как может показаться на первый взгляд, не возгордился, напротив, он принимает все горести с большой благодарностью, ибо все предостережения – «последствия и дары благости Бога, который сам никому не должен, а меньше всего мне»105. Осознавая свою ничтожность, Миланец, тем не менее, рад такому вниманию. И благодарен. «Мне следует укрепиться в вере и уразуметь, что я исхожу от Бога, что он для меня все106».

Почему же Кардано совершает все эти благие дела? В одной из глав он придет к мысли, что его слава как медика «происходила от божественной помощи107». Он удостаивался от господа различных почестей, смог состояться в жизни потому, что искренне и несокрушимо верил в него и ему. Даже будучи осужденным, посаженным в тюрьму, Кардано, находясь в страхе, верил во всемогущество Бога. Медик был уверен в своей невиновности и верил, что Бог, конечно же, об этом прекрасно осведомлен. Тогда, он поможет Кардано либо выбраться, либо, в случае смерти Миланца, не будет карать такого благочестивого человека за грехи его108.

Что же происходит с теми, кто осмеливается идти против воли Божьей? Так ли нужно следовать пути, указанной тебе Богом? Для Миланца безусловно это является определяющим. И такая позиция особенно хорошо видна, когда Джироламо рассказывает о случаях, произошедших с людьми грешными. Например, упоминание про соседа Джованни, которого убило молнией. «Про него говорили, что лет двенадцать тому назад он, исполняя должность префекта»109 брал взятки, к тому же ходили слухи, что он не был верен в браке. Смерть от удара молнии несложно приравнять к смерти, ниспосланной небом, Богом, поэтому для Кардано это было, прежде все, небесная кара, ниспосланная грешному человеку. Или другой пример, описывая случай в Болонье, когда против медика был создан заговор членами миланской коллегии, и когда этот заговор был разоблачен самим Кардано (не без помощи божественных сил, нужно отметить, которые давали всяческие знаки и предостережения), Миланец был вынужден уехать из Болоньи. Однако человек, который больше всего был замешан в этом деле, заболел и умер. Смерть постигла практически всех, кто по подозрению Джироламо, был замешан в этом заговоре. Бог отомстил, послав заслуженную кару неправедным людям, за все те несчастья, которыми был в какой-то период времени окружен Кардано110. Здесь Господь для Джироламо как справедливый судья, «и если Бог все-таки попустил, чтобы я претерпел столько бедствий за все благодеяния, которые он не перестает изливать на род человеческий, то эти бедствия были отомщены111». Но если грешных Господь наказывает, посылая им либо смерть, либо горе и лишения, то праведным он пытается всячески помочь. Когда Джироламо Кардано буквально сходил с ума из-за смерти своего сына, когда он не мог ни есть ни пить и сильно страдал, Бог(по мысли самого Кардано) подсказал во сне ему способ избавиться от мук (класть в рот алмаз, который медик обычно носил на шее), причем тут Кардано уподобляет себя Аврааму. «Я вспомнил слова, сказанные об Аврааме, что он «верил надежде, не имея надежды, и воздано было ему по справедливости», поэтому я взял камень в рот и тут произошло то, что выходит за пределы всякого вероятия: я немедленно позабыл все, что связано было с воспоминанием о сыне»112. Поступив подобным образом, Миланец смог облегчить свои страдания113.

Вообще способ одностороннего общения с Богом через сны имел широкое распространение в жизни Кардано. Вещие сны, как правило, случаются по завету Божьему, причем Господь посылает такие сны людям благочестивым, «твердым в вере в Бога»114, которые к тому же соблюдают его советы, держат как тело (по медицинским показателям, конечно же), так и душу в чистоте. Кардано сравнивает благочестивых людей с отцами семейств, ставя последних, судя по всему, очень высоко.

Закончить хочется цитатой, которая довольно ярко отражает позицию Джироламо по отношению к Господу. «Даже в своих писаниях взывал я к всевышнему богу наставить меня жить, творя его волю, ибо он бог мой. Сколь же благостно и сколь отрадно ниспослал он мне троякое облегчение в несчастии: дал мне испытать его и потом избавил от него, сохранил меня в бурных волнах моря и даровал мне спокойную жизнь».

Хочется отметить, что, рассматривая отношения Бога и Джироламо нельзя не сказать о выполнении некоторых ренессансных традиций написания автобиографий: героя-автора обязательно должен вести Бог, его жизнь не может обойтись без присутствия сверхъестественных сил, совершающих чудеса в жизни человека, пишущего автобиографию. На самом деле здесь есть нечто житийное, с той только разницей, что жития не писались, конечно, святыми, да и авторы-биографы не претендовали на святость, однако и там и там обязательно присутствует помощь потусторонних сил, связанных с Богом. К тому же это довольно логично: Кардано, по собственному признанию, решил написать свое жизнеописание потому, что в его жизни произошло много чудесного, но могли ли случиться чудеса, если бы не был божественного влияния? Для Кардано ответ был бы отрицательным.