
- •Часть 3
- •Политическое и социально-экономическое разитие россии в конце 80- начале 90-х гг.
- •1.Рсфср в условиях политической реформы
- •Экономическое реформирование: выбор модели перехода к рыночной экономике.
- •Межнациональные отношения в ссср в период перестройки.
- •Августовский путч и судьба ссср.
- •Россия на первом этапе политического и экономического реформирования (1992-1993 гг.)
- •1.Либерализация российской экономики.
- •2.Становление российской государственности.
- •Особенности переходного периода в россии .
- •Проблемы национальной политики в российской федерации
- •Россия в послепереходный период 1999-2000 гг.
- •Справочная хронологическая таблица
- •Тесты для самоконтроля Тест № 1
- •Тест №2
- •Тест № 3
- •Тест № 4
- •Тест № 5
- •Список рекомендованной литературы
- •Г.С. Некрасова м.Г. Леухова
- •Часть 3
Экономическое реформирование: выбор модели перехода к рыночной экономике.
Попытка в ходе перестройки сформировать многоукладную экономику при сохранении основ командной системы (всевластие министерств и чиновничьего аппарата, планирование) привела к углублению экономического
кризиса. В 1989 - 1990 гг. растет осознание необходимости радикальных
мер в экономике. В СМИ публикуются статьи экономистов Н. Шмелева,
Л. Пияшевой, В. Селюнина, С. Шаталина, Л. Абалкина, в которых обсуждается идея перехода к рыночной экономике.
Несмотря на различные подходы к созданию в СССР рыночной экономики, участники дискуссии достигли единодушия по двум моментам. Во-первых, попытки выстроить рыночные элементы в административно-командную систему только углубляют кризис. Во-вторых, переход к рынку невозможен без жертв и потерь, потребует длительного времени, поскольку в стране нет необходимых рыночных структур, а большая часть населения не готова к работе в новых экономических условиях.
Общесоюзным руководством началась подготовка программы перевода советской экономики на рыночные механизмы. Группа экономистов во главе с Л. Абалкиным, директором института экономики АН СССР, подготовила концепцию регулированной рыночной экономики, которая была представлена премьер-министром СССР Н. Рыжковым 24 мая 1990 г. на третьей сессии ВС СССР. В программе Н. Рыжкова - Л. Абалкина предусматривался постепенный переход к рыночной экономике в течении 6-8 лет. Намечался комплекс мер оздоровления народного хозяйства, преодоления бюджетного дефицита, проведения налоговой и ценовой реформы. При создании общегосударственного рынка предусматривалась координация денежно-кредитной, финансовой, таможенной политики республик, осуществление межреспубликанских программ, управление теми отраслями, что имеют общегосударственное значение. Программа, при обеспечении благоприятных условий для развития всех форм собственности, рассматривала государственную собственность как основу экономики.
Радикальные реформаторы подвергли программу Н. Рыжкова резкой критике и предложили альтернативу - программу «500 дней», которая предусматривала быстрое создание рыночной инфраструктуры путем разгосударствления собственности, развития малого и среднего бизнеса, принятия антимонопольного законодательства и законов, гарантирующих защиту частной собственности, в том числе и на землю. Авторами программы была группа экономистов во главе с Г. Явлинским и С. Шаталиным. Общество привлекло то, что экономические преобразования в ней были расписаны по дням. Как справедливо отметил Е. Гайдар, «к экономике это никакого отношения не имело, невозможно по дням расписать такой процесс, как масштабные социально-экономические реформы, особенно в условиях распадающейся экономики..... Дело было не в экономике, это программа поразительно точно накладывалась на политические потребности дня, обещая выбитому из привычной колеи российскому обществу простые рецепты создания рыночного счастья. Притом - малой ценой!» (Гайдар Е. Дни поражения и побед. М., 1996. с.65).
Программа «500 дней» была утопичной, но политически необходимой
Б. Ельцину и российскому правительству. В августе - сентябре 1990г. М. Горбачев и Б. Ельцин пытались достичь компромисса путем выработки единой программы. Горбачев стремился не упустить из своих рук экономическое реформирование, а Ельцин и российское руководство понимали, что реализация программы «500 дней» в рамках одной России нереалистична.
Почти одновременно в Верховных Советах СССР и РСФСР началось обсуждение программы. М. Горбачев в своем выступлении признался, что ему больше импонирует программа «500 дней». Но Россия, не дожидаясь решения ВС СССР, приняла программу. Было заявлено, что с 1 октября 1990 г. в республике начнется ее реализация. ВС СССР принял 19 октября «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», в которых было мало общего с российской программой.
В октябре в Москве и Ленинграде прошли многотысячные митинги в поддержку программы «500 дней» и российского правительства.
В условиях начавшегося противостояния между российским парламентом и союзным руководством. М. Горбачев сделал ставку на усиление административных очагов с целью переломить ситуацию и справиться с нарастающим экономическим хаосом. В середине ноября 1990 г. на заседании ВС РСФСР он предложил программу радикальных изменений, получившую название «8 пунктов Горбачева». С целью выхода СССР из экономического и политического кризиса предлагалось расширить права и функции Совета Федерации, упразднение президентского Совета и создание совета Безопасности, вместо Совета Министров создать Кабинет Министров, подчиненный непосредственно Президенту.
Ельцин и ряд лидеров республик подвергли эту программу критике, а Горбачев был обвинен в стремлении к личной диктатуре, подмене радикальных экономических реформ политикой чрезвычайщины.
В декабре 1990 г. IV СНД СССР принял программу стабилизации экономики и серию Указов, направленных на усиление административных рычагов. Так, 14 декабря 1990 г. был принят Указ «О мерах по предотвращению дезорганизации производства», который вводил мораторий на республиканские законы, восстанавливал распределительную систему и обязательное выполнение договорных поставок. Ушел в отставку Н. Рыжков, и кабинет министров СССР возглавил В. Павлов, сторонник жесткой политики.
С точки зрения российских демократов ответственность за судьбу Союза ложилась на Горбачева, который осенью 1990 г., оказавшись между двух огней - радикализмом и консерватизмом, склонился к союзу с консерваторами. Наиболее ярко это проявилось в декабре 1990 г. на 4 СНД СССР, когда были расширены полномочия Президента СССР, сделаны кадровые назначения, укрепившие позицию консервативных сил. Ушли со своих постов министр внутренних дел В. Бакатин, министр иностранных дел Э. Шеварнадзе, который, обращаясь к депутатам, заявил: «Наступает диктатура..... Никто не знает, какая это будет диктатура, кто придет, что за диктатор, какие будут порядки».
Таким образом, в конце 1990 - начале 1991 гг. борьба между российским руководством и союзным центром по вопросам экономического реформирования резко обострилась.