Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы 2-го плана.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
82.86 Кб
Скачать
  1. Определите причины перехода к политике разрядки. Выскажите свое отношение к дискуссии об ее сути.

«Разрядка» - это процесс преодоления недоверия, соперничества, напряжённости между государствами, отказ от политики силы и военной угрозы. Разрешение спорных вопросов мирным путём на основе взаимного доверия, уважения, суверенитета, равноправия, независимости, сотрудничества.

Переход к разрядке оценивался лидерами СССР как новый этап международных отношений. Официальные документы КПСС связывали его наступление с изменением соотношения сил на международной арене в пользу «мирового социализма». В обосновании этого утверждения делались ссылки на достижении Советским Союзом примерного равенства в стратегических силах с США. Советское руководство полагало, что в условиях растущей мощи СССР противостоящий ему «лагерь» утрачивает способность военными средствами отстаивать свои интересы, иначе говоря – терпит поражение в «холодной войне» и оказывается вынужден идти на разрядку.

В США сложилось диаметрально противоположное представление о причинах разрядки. Американские аналитики внешней политики полагали, что экономика Советского Союза не выдерживает бремени гонки вооружений, а разрыв между СССР и Китаем, сложное положение в Восточной Европе побуждают Советских лидеров искать пути примирения с Западом.

В действительности разрядка оказалась возможной потому, что объективно была выгодна обеим сторонам. СССР и США создали достаточные запасы ядерного оружия, чтобы многократно уничтожить друг друга, а заодно и всё живое на земле. Экономическое сотрудничество также было выгодно обеим сторонам.

  1. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике м.С. Горбачева? Почему оно не принесло ожидаемого результата?

Выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. По замыслу партийных реформаторов предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы «подстёгивания» «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.

1985—1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством. Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальных «кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа «Жилье-2000» (апрель 1986 г.)  предусматривавшая полное решение в стране пресловутой «квартирного вопроса» и «школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы.

Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. 

Неосуществимость «ускорения» была предопределена. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, не подкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий. В конце апреля 1986 г. произошла авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, о которой, в силу традиционной «сверхсекретности объекта», советское руководство официально сообщило лишь через две недели.