Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Політол.перевод.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
310.56 Кб
Скачать

Б) Концепция государства в учении т.Гоббса(1588-1679гг.)

Исходил из того, что в отношениях междулюдьмицаритестественное правона жизнь.Закон, ограничивая ихприродные склонности истремления, является фактическимотрицанием свободы. Следовательно, для них он является противоестественной обязанностью, поскольку запрещает и отрицает присущую им свободу. Исходя из этого, естественным состоянием совместной жизни людей есть состояние войны всех против всех.

«Там, где нет власти, способной удерживатьвсех всвоей воле, люди не имеют никакого удовольствия ...от жизни в обществе ...Таким образом, мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество, во-вторых, недоверие, в-третьих, жажду славы». Совершенно очевидно, что совместно-пространственный (в одном месте, на определенной территории, в одной квартире) образ жизни людейне позволяет им получать удовольствие от самой жизни. Нужно перейти к социально-духовному образу жизни, который бы, с одной стороны, ограничивал правона свободу воли, с другой – обеспечивал необходимое качество жизни, которая бы приносила удовольствие от него. Такой способ существования обеспечивает государство, которое создаетинстинкт самосохранения.

Государство, таким образом,

а) избавляет человека от состояния постоянного страха за собственную жизнь и

б) обязывает к четкому выполнению установленных ради нее ограничений на проявление одних только естественных желаний и соблюдение естественных законов.

Такие из них, как справедливость, беспристрастие, милосердие, отношение к другим как к себе самим, противоречат естественным склонностям, среди которых гордыня, зависть, жажда мести за унижение.

Общая и единая для всех власть «может быть утверждена ​​только одним путем, а именно: сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю».

Для этого необходимо:

а) назначить одного человека или несколько представителей от определенного народного сообщества,

б) чтобы эти лица были ответственными за надлежащее выполнение требований единой и общей воли

в) имели сильную волю для того, чтобы заставлять других реализовать требования единой воли в целях сохранения всеобщего мира.

Общество как целостный организм эффективно функционирует в том случае, когда его надежно скрепляет государственная форма управления как результат своеобразного договора между людьми о выполнении ими необходимых условий ее существования. «Это реальное единство, воплощенное в одном лице через договор, скрепленный каждым человеком с каждым другим таким образом, будто каждый сказал каждому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты подобным образом также передаешь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это осуществилось, то человеческое сообщество, соединенное таким образом в одном лице, называется государством, на латыни – civitas. Таково рождение того великого Левиафана, того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой».

Подчеркнем, что смертный бог, или Левиафан, это плод человеческой фантазии. Однако он имеет основания для существования, пока люди не избавятся от страха действия естественного закона борьбы за выживание и не перейдут к общественному образу жизни в форме государства. Последнее Гоббс определяет следующим образом: «Государство – этоединственное лицо, ответственным за действия которого сделала себя путем взаимного договора между собой человеческая община для того, чтобы это лицо могло использовать его силу и средства так, как оно считает необходимым для их мира и совместной защиты. Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным».

Приведенное содержание не означает, что речь идет о монархической форме правления в государстве. Имеется в виду монистический принцип организации общественной жизни как политической по своей сути. Это выражается в том, что перед законом все равны: закон имеет монистическую природу.

Верховная власть, которую имеет закон,– этооснова построения государства, а не какие-то люди, облеченные властью и властными полномочиями. Люди переменчивы в своих взглядах, физически смертны и заменимы на определенных государственных должностях. Но принцип верховной власти должен быть вечным. Если от него отречься, исчезнет не только государство, но и люди: без государства они, как это отмечал Аристотель, морально неразвитые существа – животные. Договорные же обязательства могут связывать и соединять только людей, то есть нечто едино-сущностное и однородное. Верховная власть и есть монархическая власть как власть единой народной воли, власти воли народа к созданию политического типа общества. Единая воля народа и есть то, что называется государством. Это не означает, что эмпирические люди олицетворяют собой как народ, так и государство.

Государственный народ тот, для которого государство ассоциируется с принципом верховенства/суверенности его воли. Те представители населения, для которых это само собой разумеется, и есть народом как носителем государственного сознания и самосознания.

в) Политическая философия Локка (1632-1704 гг.)

Среди трех ветвей власти главной считал законодательную, поскольку она определяет существующую в государстве форму правления. Под государством понимал «не демократию или какую-либо иную форму правления, а любое независимое сообщество, которое латиняне определили словом civitas». Как видим, речь идет не столько о властном институте, сколько о гражданском состоянии общества, субъектами которого являются присущие ему социальные структуры, объединенные на правовой основе.

Общество как политический организм создается ради возможности мирно и безопасно пользоваться своей собственностью на основе определенного законодательства. Поэтому «первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти; соответственно, первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества. Эта законодательная власть и является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило».

В то же время Локк приводит несколько оговорок к верховной законодательной власти. Основные из них.

1. Власть не должна быть абсолютно деспотической в отношении народа, который делегировал свои управленческие полномочия или одному лицу, или законодательном собранию. Она должна обеспечить его благополучие и действовать в соответствии с законами природы.

2. Власть не должна действовать на основе произвольной воли и деспотических указов. Ее обязанность – вершить правосудие и обеспечивать неизменность законов.

3. Поскольку государство и само общество создаются ради сохранения собственности ее членов, власть и законодательство не могут противоречить и деспотически вмешиваться в имущественные отношения или конфисковать какую-то долю собственности. Для этого состав законодательного органа должен меняться, а бывшие законодатели не должны иметь никаких льгот передзаконом.

4. Законодательный орган как орган представительный не может перепоручать функцию создания законов кому-либо, кто не получил от народа полномочия. Законодатели обязаны создавать законы, а не законодателей за преемственностью.

Обеспечивать действенность законодательства должна исполнительная власть, поэтому и требуется в подавляющем большинстве случаев отделить ее от законодательной, распределив полномочия. Но для этого руководители исполнительной власти должны иметь философский уровень сознания, чтобы использовать законы на общественную пользу. Когда же соответствующих законов нет, подобное качество сознания даст возможность «действовать согласно собственного понимания ради общественного блага, не опираясь на указания закона, а иногда и вопреки ему, это то, что называется прерогативой». Ум всегда впереди любых законов, для которых он является родовым=общимначалом; поэтому и верховной властью является он, ему и принадлежит прерогатива, хотя осуществляет ее, конечно же, эмпирическое лицо, имеющее собственное понимание, огражденное от субъективности и субъективизма целью и целенаправленностью на общественное благо.

Исходя из «экономической основы государства», Локк дает и соответствующее ей определение права. «Право состоит в том, что мы имеем возможность свободно распоряжаться любой вещью, тогда как закон есть то, что повелевает или запрещает нам что-то делать». То есть, право есть проявление свободной воли человека, проявление органической для нее склонности, жизненного стремления.

Вот почему неотчуждаемой от человека собственностью является ее собственная личность. Чтобы быть ею, следует встать на путь самопознания, находиться в процессе постоянного поиска самоидентичности. Только она формирует в человеке чувство собственности, которым никто другой завладеть не может. Отсюда направленность права на мир имущественной собственности. Ее обоснование философ видит в том, что к общей всем естественной собственности каждый приобщает свою специфическую форму работы, что и дает возможность считать созданную вещь своей собственностью, а не собственностью и правом другого.

Учитывая эти естественные права, как раз и должно развиваться государство в единстве и разделениисвоих властных институтов: законодательной как верховной, исполнительной и судебной.