
Место человека в мировоззрении Плифона.
Человек является главным объектом научных интересов гуманистов. Оставляя позади христианские догматы, гуманисты строят модель абсолютно нового человека. В отличии от навеянных церковью моралей, присущих культуре средневековья, гуманистическая концепция ставит в центр человеческое счастье, стремления, духовное развитие. Данная тенденция является стержнем ренессансной философии всех стран (в первую очередь в Италии, колыбели Ренессанса), в том числе и Византии.
Византинист И. П. Медведев представляет четкую характеристику рассматриваемого явления и пишет о гуманизме в Византии следующее: «Византийские идеологи стали вырабатывать свою концепцию личности, близкую и традициям эпохи Возрождения, которая рассматривала человека как творческое создание, и традициями эпохи Просвещения, для которой человек был вместилищем и носителем разума. Идеал истинного человека в представлении византийского гуманиста – это идеал образованного человека, наделенного именно той цивилизующей силой, которая необходима, чтобы преобразовать человека «естественного» в человека культурного и повести его к добродетели и блаженству».22
В «Законах» Георгия Гемиста Плифона четко сформулированы его взгляды на человека и его природу. В начале трактата философ как раз формулирует цель его создания, а именно стремление дать людям возможность «жить прекраснейшей, наилучшей и, насколько это возможно, счастливейшей жизнью».23 В этом предисловии автор выражает идейный стержень всего гуманистического учения, а именно обращенность к человеку, его интересам и потребностям.
Далее Плфион пишет: «Всем людям от природы свойственно главным образом стремиться к этой самой якобы счастливой жизни. Это единое и общее желание присуще всем людям и является целью жизни каждого, ради чего они как раз и занимаются всем прочим».24 Мы видим, что Плифон рассматривает жизнь человека как стремление к счастью. Следовательно, конечной ее целью является достижение этого блаженного состояния. Далее в «Законах» философ рассуждает на тему человеческого счастья, приводя различные примеры его форм (наслаждение, добродетель, красота, накопление состояния).
После долгих рассуждений он приходит к выводу, что в жизни человеческой царят «запутанность и замешательство», поэтому необходимо выбрать наиболее правильный образ жизни, рассмотрев в первую очередь, что представляет собой человек. «Именно изучившим эти вещи в дальнейшем уже будет легко и просто понять, как следует жить человеку, поступать лучше и что и как делая он получит большую пользу»,25 - пишет Плифон.
Мы видим в изречениях гуманиста стремление сформулировать основные принципы гуманистической этики. Следовательно, человеческие существа и их мир является важным звеном в плифоновской системе, неразрывно связанным с богами. Но этому отдельному аспекту плифоновской философии будет посвящена следующая глава.
Георгий Гемист Плфион считал, что человек в некоторой мере подобен богам, которые его сотворили. Из этого суждения вытекает его мысль о двух началах в человеке, а именно смертного и бессмертного, животного и божественного. «Человек состоит из двух начал; одного – звериного и смертного, другого – бессмертного и родственного богам,» - пишет философ.26 Местом существования человеческих существ по Плифону является Вселенная (мир, заключающий в себе земное и божественное), в которой люди живут, проявляя то одни качества, то другие.
В предложенном в предыдущем абзаце изречении прослеживается ясная параллель с учением Платона о человеческой душе (изложено в диалоге «Федр»), согласно которому она подобна колеснице, в которую запряжены два коня: черный и белый. Черный конь олицетворяет все человеческие пороки и плохие поступки, а белый – добродетель и все наилучшие божественные начала. Человеческий разум выступает в роли возничего, который либо идет на поводу у черного коня, либо у белого, соответственно совершая либо хорошие, либо плохие поступки. Боги же, в отличии от человека, совершенны; их главное отличие состоит в том, что в их «колесницы» запряжены только белые кони.
Далее мы видим, насколько сильно корни учения Плифона восходят к платоновской философии. «Люди являются хозяевами самих себя, не управляясь вообще никем – ни другим человеком, ни самими богами, но имея в самих себе нечто управляющее, некую разумную часть, а основную часть – управляемую; а единое из этого многого – разумность,»27 - пишет гуманист, обосновывая платоновский постулат человеческого разума как колесницы. В главе «О судьбе» приведено изречение, противоречащее вышенаписанному суждению. Плфион писал, что «все будущие события предопределены от веку, и установлены, насколько для них возможно, будучи установленными из всех царем Зевсом. «…» Стало быть, нет ни избавления, ни какого-то способа уклониться от решенных испокон веку Зевсом и утвержденных судьбой вещей.»28 Противоречивость вышеприведенных высказываний можно сформулировать следующим образом: человек предполагает, а Бог располагает. Нет сомнений, что люди как разумные существа обладают волей и определенной доли самостоятельности в своей жизни, однако решающие действия и слова остаются за властителями Вселенной, богами, и в первую очередь над Зевсом. Люди могли подражать Богу «в той мере, в какой это им возможно», и это давало им возможность реализовать все их ресурсы человечности.29 Из вышесказанного вытекает детерменистская идея Плфиона о всеобщей обусловленности вещей, явлений и процессов. Он является сторонником той точки зрения, в силу которой все совершается по закону необходимости.30
Георгий Гемист Плифон предлагает нам свое собственное понимание человеческой природы, навеянное духом Ренессанса. Философ ценит людей и желает им только добра, таким образом он выводит из этой идеи свою систему ценностей. Согласно его учению, человек сохраняет свободу воли, в нем сосуществуют управляющее (разум) и управляемое начало (следование закону необходимости).31 Над человеком стоят боги, и он находится с ними в неразрывной связи (главный среди них – Вседержитель Зевс). Плфион считает, что человек свободен и счастлив тогда, когда действует согласно божественной необходимости, служит хозяину (Зевсу); когда он действует наперекор необходимости, то превращается в раба низших импульсов души.32 С одной стороны, человек своими действиями сам строит свою жизнь, но на вершине все же стоит высший Бог, причина всего сущего, за которым остается решающее слово. Главная суть человеческой жизни заключается в следовании добрым позывам (или, согласно Платону, «белому коню»). Таким образом, совершая хорошие поступки и действуя согласно закону божественной необходимости, человеческое существо приближается к идеалу богов. По сути человеку предоставляется широкая возможность выбора, жизненных путей, он имеет право быть счастливым. Концепция Плифона в корне противоположная христианской доктрине «пути господни неисповедимы» (согласно которой Бог ведет человека по жизни). Во многом из-за этой приверженцы христианства столь настороженно относились к учению Плифона.