
Нёбная поверхность.
На границе нёбной и медиальной поверхностей коронки, на боковой поверхности пртоконуса верхних моляров, встречается очень важное морфологическое образование - бугорок Карабелли ( tuberculum Carabelli ), по имени итальянского анатома, впервые описавшего его в 1844 г. Бугорок Карабелли сильно варьирует по степени выраженности. В наименее развитой форме он представляет собой едва заметное вздутие эмали, отделённое одной или двумя мелкими канавками. При более чёткой выраженности вздутие приобретает хорошо различимую вершину, которую отделяет от поверхности протоконуса дугообразная бороздка. При малой и средней степенях развития бугорка она не доходит до выхода дистально-нёбной борозды. Сильно развитый бугорок Карабелли имеет отдельную вершину и выделяется глубокой дугообразной бороздкой, нёбный конец которой впадает в дистально-нёбную борозду. Крупный бугорок Карабелли почти достигает по высоте уровня жевательной поверхности, а по занимаемой площади оказывается фактически сравнимым с основными бугорками ( особенно с гипоконусом ) и играет уже роль настоящего пятого бугорка коронки верхнего моляра. В таких случаях вся нёбная поверхность коронки оказывается составленной двумя элементами - бугорком Карабелли и гипоконусом. В очень редких случаях бугорок Карабелли может дробиться на два элемента, один из которых бывает сдвинут дистально. Большой бугорок Карабелли может иметь собственный корень ( radix Carabelli ) и собственный рог пульпы.
Медиальная поверхность.
Контур щёчной поверхности коронки верхних моляров при взгляде со стороны медиальной поверхности может быть равномерно выпуклым, вздутым в цервикальной трети либо почти совсем прямым. Контур нёбной поверхности обычно оказывается значительно более искривлённым по сравнению со щёчным. В окклюзионной и средней третях его линия обычно очень сильно отклоняется к центру коронки вследствие уклонения в эту сторону вершины протоконуса ( обычно на вторых и третьих молярах ).
В случае наличия бугорка Карабелли , последний хорошо просматривается с медиальной стороны. Склоны жевательной поверхности параконуса и протоконуса сходятся в центре коронки под тупым развёрнутым углом, причём склон протоконуса оказывается более длинным и пологим по сравнению со склоном параконуса. Медиальный краевой гребень, связывающий эти бугорки, обычно довольно высок и не позволяет просматривать дно медиальной борозды и центральной ямки. На медиальном краю коронки могут наблюдаться вершины дополнительных бугорков, выделенных ветвлением медиальной борозды.
Линия эмалево-цементной границы на медиальной поверхности верхних моляров обычно или прямая, или слегка выпуклая в окклюзионном направлении.
Корневая система верхних моляров при взгляде с медиальной поверхности сильно варьирует.Вся корневая система в зависимости от положения нёбного и медиально-щёчного корней может быть расходящейся ( раструбообразной ), цилиндрической ( корни параллельны ), конической ( корни сходятся), бочковидной (наибольший диаметр в средней трети).
Вариабельные моляры ( второй и третий моляры верхней челюсти ) обнаруживают тенденцию к срастанию медиально-щёчного корня с нёбным. Особенно ярко эта тенденция проявляется у второго верхнего моляра, где нёбный и медиально-щёчный корни довольно часто сливаются в общую “доску”, снабжённую канавкой по линии срастания корней. Срастание при этом может быть полным, либо доходить до апикальной трети корня. Нередко у варибельных моляров срастаются также два щёчных корня между собой, а нёбный остаётся обособленным.