
Отравления атропином
М - холинолитические вещества блокируют периферические и центральные М-холинореактивные системы, взаимодействующие с ацетилхолином. В результате этого биохимические системы теряют чувствительность к ацетилхолину.
Основным представителем М-холинорецепторов является алкалоид атропин, представляющий собой сложный эфир третичного аминоспирта тропина (тропапол) и троповой кислоты, содержащихся в растениях семейства пасленовых (красавка, или сонная одурь, белена, дурман). Ядовиты все части этих растений: листья, стебли, цветы, коробочки с семенами, корни.
Отравление чаще всего встречается у детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста. От 5 до 20 зерен красавки или дурмана бывает достаточно для отравления. В настоящее время атропин вырабатывается промышленностью в виде атропин-сульфата. Его минимальная смертельная доза составляет 0,05—0,1 г.
Судебно-медицинская экспертиза отравлений растениями семейства пасленовых (главным образом беленой) подробно изучена.
Для клинических симптомов отравления характерны сухость и жжение во рту, носу, глотке, жажда, расстройства глотания, речи (охриплость, беззвучность голоса), иногда тошнота, рвота, резкое расширение зрачков, не реагирующих на свет, нарушение близкого видения, диплопия, светобоязнь. Отмечается покраснение лица, одышка; кожа туловища сухая, красная, горячая, иногда со скарлатиноподобной сыпью. Возникают речевое и двигательное возбуждение, атаксия, головная боль, головокружение, бред, зрительные и обонятельные галлюцинации, неадекватный смех, плач, резкие психические нарушения вплоть до буйного состояния, полная потеря ориентации, эпилептиформные судорожные приступы, потеря сознания, гипертермия, кома, одышка, сменяемая чейн-стоксовым дыханием, цианоз, пульс частый (до 160 в минуту), слабого наполнения, аритмичный, артериальное давление понижено.
Одним из ранних и постоянных симптомов отравления является снотворный эффект, который обычно предшествует двигательному и психическому возбуждению. Следует также учесть волнообразное течение отравления: периоды относительно удовлетворительного состояния внезапно сменяются резким ухудшением общего состояния с развитием опасных для жизни симптомов. Наличие пищи в желудке существенным образом влияет на развитие клинических признаков отравления и обусловливает часто наблюдаемый латентный период. Нередко возникают трофические расстройства: значительные отеки подкожной клетчатки на лице, в области предплечий и голеней.
Летальность при отравлении пасленовыми высока и составляет около 30%. Смерть наступает при явлениях асфиксии от паралича дыхательного центра.
К группе М-холинолитиков, помимо атропина, относятся скополамин, подавляющий двигательную активность и вызывающий снотворный эффект; гоматропин гидробромид, платифиллин гидротартрат, аэрон, содержащий скополамин и гиосциамин, применяемый для предупреждения вестибулярных расстройств и при болезни Меньера, а также сложные эфиры карбоновых кислот — спазмолитин, арпенал, апрофен, метацин, месфенал, тропацин, фубромеган и центральные холинолитики — амизил и метамизил. Отравления ими в отличие от отравлений атропином характеризуются с самого начала угнетением центральной нервной системы, потерей сознания и возникновением коматозного состояния. Платифиллин в токсических дозах вызывает также понижение артериального давления, одышку и судороги. При отравлении апрофеном возникают сухость во рту, мидриаз, тахикардия, тошнота, боли в эпигастральной области и своеобразное опьянение.
Из других препаратов следует указать на беллоид (белласпон), содержащий 0,3 мг эрготоксина, 0,1 мг суммы алкалоидов белладонны и 0.03 г бутилэтилбарбитуровой кислоты. При отравлении им сначала появляются признаки интоксикации барбитуратами, а затем симптомы отравления алкалоидами атропина, поскольку они всасываются позже в кишечнике. Различают три стадии отравления: стадию начального сна, стадию психомоторного возбуждения и атропиноподобной симптоматики и стадию глубокого сна или комы (бледность кожных покровов, мидриаз. тахикардия, гипотония). Из осложнений следует упомянуть пневмонию и трофические расстройства. Интоксикация обычно длится 2-4 сут. При смертельных дозах наблюдаются явления асфиксии. Описаны бытовые смертельные отравления детей беллоидом (белласпоном).
При судебно-медицинском исследовании трупов лиц, умерших от отравления ядовитыми растениями семейства пасленовых, обращают на себя внимание цианоз кожных покровов лица, шеи и плечевого пояса, одутловатость лица, мидриаз, экзофтальм, наличие пены у отверстий рта и носа, максимальное разгибание стоп, острое набухание головного мозга с явлениями очагового разрежения вещества мозга в виде сетчатой субстанции, резко выраженный отек легких с кровоизлияниями в альвеолы и диффузными ателектазами, наличие в желудочно-кишечном тракте остатков ядовитого растения, полнокровие и отек подслизистого слоя желудка и кишечника, зернистая дистрофия миокарда, печени, почек, переполнение мочевого пузыря, а также общие признаки асфиксии.
При обнаружении в желудочно-кишечном тракте растительных остатков (ягоды, корень) необходимо провести ботаническое исследование.
Атропин длительное время сохраняется в трупе и может быть обнаружен спустя много месяцев после захоронения.
Судебно-химическое исследование. Атропин изолируют подкисленной водой или спиртом и экстракцией хлороформом из водного щелочного раствора. Для качественного определения используют цветную реакцию Витали — Морена, основанную на нитровании концентрированной азотной кислотой троповой кислоты, образующейся в результате омыления атропина и окрашивающейся в фиолетовый цвет в присутствии спиртовых растворов едких щелочей; интенсивность окраски увеличивается при добавлении ацетона. Атропин в солянокислой среде при действии общеалкалоидных реактивов образует характерные бесцветные или окрашенные осадки. Более чувствительны к атропину растворы йода в йодиде калия и пикриновой кислоты. Другой микрокристаллоскопической реакцией является взаимодействие атропина с солью Рейнеке.
Атропин обнаруживается методом тонкослойной хроматографии и спектрофотометрии. Одним из доказательств атропина служит фармакологическое испытание.
При судебно-химическом исследовании белласпона изолируют фенобарбитал, алкалоиды спорыньи и алкалоиды красавки методом извлечения водой, подкисленной органической кислотой и экстракцией хлороформа из кислых (фенобарбитал) и щелочных (алкалоиды) водных растворов.
Качественное обнаружение и очистка проводятся с применением хроматографии в тонком слое. Наличие фенобарбитала подтверждается кристаллизацией из концентрированной серной кислоты и реакцией с раствором йодида калия в присутствии концентрированной серной кислоты по образованию характерных кристаллов. Для обнаружения алкалоидов используют реакции с общеалкалоидными реактивами.
Наиболее специфичными реакциями для качественного определения алкалоидов спорыньи являются реактив Оллпорта (смесь растворов п-диметиламинобензальдегида в серной кислоте и хлорида окисного железа) и реактив Шталя (смесь раствора п-диметиламинобензальдегида в хлористоводородной кислоте и спирте). О присутствии алкалоидов красавки судят по сине-фиолетовому окрашиванию при исследовании элюированного с хроматографической пластинки остатка реакцией Витали — Морена.
Количественное определение фенобарбитала проводится спектрофотометрическим методом.
Скополамин изолируют подкисленной водой или спиртом и извлечением органическими растворителями из водного щелочного раствора. Качественное обнаружение основано на реакции Витали — Морена; при этом появляется фиолетовое окрашивание и образуются характерные кристаллы с солью Рейнеке с золотобромистоводородной кислотой. Количественное определение скополамина проводится так же, как атропина.