
Психологическая школа.
Зигмунд Фрейд (нем.Sigmund Freud ) (1856 – 1939) – психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Специально к проблемам криминологии Фрейд не обращался. Исключение – психоаналитический разбор «Преступления и наказания» Ф. Достоевского.
Базисные для психологической криминологии постулаты фрейдизма: структура личности (ОНО, Я, СВЕРХ-Я) и особая роль подсознательных мотивов в поведении; учение о либидо и его сублимации (переключении) на цели социальной деятельности, включая криминальную деятельность.
Применение идей Фрейда в криминологии - концепция феномена преступности американца У.Уайта. Суть: преступность есть результат конфликта между примитивными инстинктами человека и ценностями социума.
По Уайту, человек рождается преступником, его последующая жизнь – процесс подавления разрушительных инстинктов, заложенных в ОНО. Преступления совершаются тогда, когда ОНО выходит из - под контроля Сверх-Я. Особенность личности преступника – неспособность его психики обеспечить этот контроль.
- Ряд выявленных Фрейдом психических механизмов позволил глубже понять мотивационную картину преступного поведения.
Так, методика анализа скрытых в подсознании психических травм (в т.ч. детских), которые порождают неврозы, навязчивые состояния (включая сексуальную агрессивность) и, как следствие, преступное поведение, позволила разработать клинические методы коррекции личности преступника.
Теория «опасного состояния» (Э.Ферри и Р.Гарофало).
Основные постулаты:
- Преступление совершается личностью, находящейся в определенном психическом состоянии (опасное состояние).
- Это состояние носит временный характер, выражая внутренний кризис личности.
- Опасное состояние можно диагностировать, сочетая обследование личности с оценкой социальной ситуации, в которой она находится.
Теория «опасного состояния» легла в основу т.н. Клинической криминологии, одного из перспективных направлений криминологии, имеющих, прежде всего, практическую направленность.
В основе клинической криминологии как научного направления – разработка системы мер, направленных на коррекцию (лечение) преступной личности.
Конкретные методы коррекции: психоанализ, электрошок, лоботомия, таламотомия, медикаментозное воздействие, хирургические методы.
Теория опасного состояния очень активно реализовывалась и реализуется в США. Так, до 80% всех преступников в 70-90-е годы там отбывали срок по неопределенному приговору, т.е. до тех пор, пока комиссия врачей (как правило, психиатров) не даст заключения об утрате опасного состояния.
Социологическая школа
Практически одновременно с биологическим направлением и в противовес ему, а также учениям классиков возникла и развивалась социологическая школа в криминологии, у истоков которой в XIX веке стоял бельгийский ученый Кетле. Необходимо оговорить, что социологические концепции, так же как и биологические, обычно не существовали в чистом виде: в них можно обнаружить вкрапления воззрений классической, а в особенности антропологической школы.
Кетле считается основоположником теории факторов, которая была сформулирована на основе обширных статистических наблюдений преступности. Проанализировав данные о поле, возрасте, профессии, образовании, материальной обеспеченности и иных социальных характеристиках преступников, а также о времени, месте и других признаках преступлений, Кетле пришел к выводу, что преступность — продукт общества, и в этом своем качестве она подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям. Далеко не случайным является то, что из года в год число преступлений остается примерно одинаковым, а структура преступности в целом стабильна. "Существует бюджет, -отмечал Кетле, — который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью. Это — бюджет тюрем, рудников и эшафотов". На базе анализа разнообразных фактов преступности Кетле сделал принципиально важный, не потерявший значения до наших дней вывод о том, что "достаточно было бы изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменить также и печальные результаты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств".
Многочисленные последователи Кетле (Ван-Гомель, Принс и др.) расширили перечень криминогенных факторов, привели их в определенную систему, классифицировали по различным основаниям. Так, к физическим факторам они относили географическую среду, климат, время года; к индивидуальным — пол, возраст, расу, психофизические аномалии; к социальным - безработицу, уровень цен; обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.д.
В дальнейшем рассматриваемая криминологическая концепция трансформировалась в теорию множественных факторов, в перечень которых стали дополнительно включаться урбанизация, индустриализация, соревнование в достижении комфорта, массовая фрустрация, неудовлетворенность сложившейся системой досуга, этнопсихологическая несовместимость людей и многое другое.
Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм, основные работы которого вышли в конце XIX века, рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но в сущности нормальное и даже в известном смысле полезное явление в жизни общества. Полезное как боль в физиологии, которая хотя и причиняет страдания, но очень важна для медицины, для диагностики болезней, их лечения.
Дюркгейм разработал понятие аномии-безнормативности, то есть ослабления и разрушения общепринятых норм поведения, их недостаточность и противоречивость, которые вызывают разобщенность людей, высокий уровень тревожности, отчужденности и как следствие всего этого - социальную дезорганизацию, приводящую к аморализму и преступности. Одной из основных причин преступности Дюркгейм считал гипертрофированную мораль потребительства.
Концепция Дюркгейма получила развитие в трудах многих ученых, особенно американских. Характерно, что один из них — Шур выпустил книгу, выразительный заголовок которой "Наше преступное общество" (М, 1977) говорит сам за себя.
Теория конфликта культур,сформулированная в работах американского криминолога Селлина, исходит из того, что различия в мировоззрении, привычках, стереотипах поведения, характерные для разных социальных групп, в которые одновременно входит один и тот же индивид (семья, бытовое окружение, профессиональные корпорации, коллеги, национально-этнические сообщества и т.д.) нередко создают для человека ситуацию нелегкого выбора, чреватую внутренним конфликтом, а, следовательно, и угрозой противоправного, преступного его разрешения.
В концепции субкультур (американский социолог Коэн -1955 г. и др.) дана еще более дробная дифференциация социальных групп, рассматриваются специфические нравственно-культурные ценности уже сугубо криминальных сообществ. Человек, попавший в такое сообщество, руководствуется не общепринятыми ценностями и правилами поведения, а противостоящими им нормами криминальной субкультуры.
В соответствии с теорией стигмы, основные положения которой были сформулированы в 1938 г. американским ученым Таннебаумом, одним из наиболее значимых криминогенных факторов является неадекватная реакция общества на отклоняющееся поведение, так называемая драматизация зла. Стигма в переводе с латыни означает "клеймо". Клеймение преступников (не только физическое, как в средние века, но и нравственно-правовое, практикуемое в цивилизованном обществе) еще более отторгает их от общества, превращает в изгоев, для которых преступное поведение делается привычным.
Основоположник теории дифференциальной ассоциации американский ученый Сатерленд, основные труды которого опубликованы в 20—40-е годы XX века, считал, что преступление - это результат влияния на индивида тех социальных групп, с которыми он "контактирует в повседневной жизни. В механизме преступного поведения решающее значение имеет подражание, преступное обучение как восприятие у микросреды криминально окрашенных знаний, привычек, умений и прежде всего неуважительного отношения к закону. С некоторой долей условности концепцию Сатерленда можно трактовать как теорию дурной компании, подтверждаемую многими наблюдениями, фактами реальной жизни, особенно применительно к преступности несовершеннолетних и молодежи.
В своих изысканиях Сатерленд коснулся и другого большого массива противоправных деяний — преступности “белых воротничков”. Ученый доказывал, что казнокрадство, финансовые аферы, мошеннические действия государственных чиновников, бизнесменов, других представителей элиты общества составляют огромный слой фактически невыявляемой и ненаказуемой преступности. Преступность гетто в сравнении с ним — это капля воды в море.
Концепции социальной дезорганизации, стигматизации и других направлений социологической школы получили концентрированное выражение в рамках радикальной криминологии, которая зародилась в середине XIX века в русле идей марксизма, а в качестве целостной криминологической теории оформилась на рубеже 70-х годов XX века. Представители этой школы занимают различные идейно-политические позиции: одни (например, Куинни) тяготели к марксизму, другие (Даунс) склонялись к идеологии анархизма, третьи (Кларк, Шур) являлись умеренными реформаторами. Но их объединяло резко критическое отношение к существующей социально-экономической и политической системе, пороки которой особенно обнажились в США после неудачной войны во Вьетнаме. По мнению "радикалов", преступность — грозный симптом болезни общества. В социальной практике, как и в медицине, надо воздействовать и на симптомы, и на саму болезнь. Противодействие преступности требует не только симптоматического лечения, применения "болеутоляющих средств" в виде полицейских, пенитенциарных и тому подобных традиционных мер, но и радикального вмешательства — глубоких социальных реформ, кардинальных преобразований в области социального обеспечения, организации трудовой занятости, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы, защиты материнства и детства и т.д.