
- •Отдаленные результаты хирургического лечения микрогении с исправлением положения нижней челюсти
- •Отдаленные результаты хирургического лечения микрогении без исправления положения нижней челюсти
- •Глава IV
- •Лечение приобретенной микрогении одновременно с анкилозом височно-нижнечелюстного сустава у детей
- •4 Года после ортодонтического лечения (с предварительной решетчатой
Лечение приобретенной микрогении одновременно с анкилозом височно-нижнечелюстного сустава у детей
Наблюдениями в клинике и экспериментальными исследованиями установлено, что укорочение челюсти при микрогении, сочетающейся с анкилозом височно-нижнечелюствого сустава, является следствием
91
нарушения роста кости в длину из-за поражения центров роста в суставной головке. Но мы не можем заранее определить, как глубоко поражение этого центра роста и к какому конечному укорочению оно приведет в процессе развития челюсти. Очевидно следующее: одностороннее недоразвитие нижней челюсти нарушает равновесие в действии жевательной и мимической мускулатуры и является причиной возникновения вторичных нарушений формы соседних здоровых отделов лица. Поэтому для предупреждения вторичных искажений формы лица необходимо еще в период роста скелета исправить укорочение пораженной половины челюсти.
А. А. Лимберг (1955), Osborne (1964) в этих целях считают возможным использовать частично сохранившуюся способность роста челюсти в длину, а возникшее отставание в росте исправлять перемещением челюсти в здоровую сторону с приданием подбородку правильного положения. Для перемещения челюсти А. А. Лимберг в течение 10—14 дней проводил энергичное ее вытяжение в здоровую сторону за металлический зажим, наложенный перед углом. У детей он не применял прокладок, а считал достаточным срастание мягких тканей над низведенным проксимальным концом ветви, которое препятствовало возврату челюсти в первоначальное положение. После снятия вытяжения автор рекомендовал закреплять челюсть внутриротовой шиной. Этот способ лечения А. А. Лимберг применил у 10 больных в возрасте от 3 до 13 лет. Ближайшие результаты лечения в сроки до 2 лет были прослежены у всех оперированных. Отмечено значительное улучшение формы лица и сохранение хорошей подвижности.
Об аналогичных благоприятных результатах лечения микрогении у детей сообщила А. Г. Юкневичуте (1961 г.), обобщившая опыт челюстно-лицевого отделения ЛНИИТО им. Р. Р. Вредена, и Н. Н. Каспа-рова (1968). А. Г. Юкневичуте, анализируя рентгенограммы 12 детей после артропластики в срок от 3
Рис.
33. Артропластика височно-нижнечелюстного
сустава
по В. И. Знаменскому.
а—линия
остеотомии; б—закрепление и удлинение
нижней челюсти пересадкой аллогенного
хряща вдоль заднего
края ветви.
При появлении асимметрии лица вследствие про-
должающегося отставания в росте пораженной по-
92
ловины челюсти А. А. Лимберг предлагает производить повторное перемещение нижней челюсти вперед и в здоровую сторону с приданием подбородку правильного положения.
Повторное перемещение нижней челюсти в правильное положение применял Osborne (1964) при лечении приобретенной микрогении у детей в возрасте 5, 7 и 9 лет. Он считал необходимым использовать сохранившуюся способность роста челюсти, поэтому откладывал артропластику на позднее время, а в возрасте до 6 лет рекомендовал производить исправление положения нижней челюсти с пересадкой кости для удлинения ее ветви.
Отечественные авторы (В. И. Знаменский, 1968; В. А. Савицкий, 1968) при лечении приобретенной микрогении и анкилоза у детей для удлинения ветви челюсти до нормальных ее размеров используют пересадку хряща или кости.
В. И. Знаменский перемещает выделенную из рубцов нижнюю челюсть в правильное положение, а затем закрепляет ее пересадкой куска аллогенного хряща. Кусок хряща он подшивает вдоль заднего края ветви челюсти; проксимальный его конец формирует в виде головки и устанавливает с упором в суставную впадину (рис. 33). Автор приводит результаты лечения в срок до 5 лет после операции и отмечает, что лицо детей остается симметричным. Однако он не отрицает возможности некоторого рецидива микрогении в результате продолжающейся задержки роста, но полагает, что она будет менее выраженной.
"' В. А. Савицкий (1968) удлиняет ветвь челюсти свободной пересадкой отрезка аутогенного ребра с хрящевой частью, последнюю он моделирует по форме суставной головки. Результаты лечения им были прослежены в течение 3 лет после операции, они оказались благоприятными. Автор не может утверждать, что пересаженная кость растет в длину, но не отрицает такой возможности.
Идея предупреждать развитие укорочения челюсти при поражении ее зон роста пересадкой других костей, сохранивших потенциальные возможности роста, зародилась давно.
Bardenheuer (1909) при лечении анкилоза височ-но-нижнечелюстного сустава и микрогении у детей произвел замещение удаленного суставного отростка IV метатарзальной костью с суставной головкой. Позднее, в 1924 г., Юарр и Ernst также применяли пересадку IV метатарзальной кости у детей для удлинения ветви нижней челюсти после резекции обширного ее участка при лечении анкилоза и микрогении.
В течение длительного времени сообщений об аналогичных операциях не было, а затем они вновь появились.
Stuteville и Lanfranchi в 1955 г. сообщили о своем эксперименте и клиническом наблюдении пересадки аутогенных саженцев с целью использования их потенциальной способности роста. Молодым обезьянам они замещали удаленный суставной отросток нижней челюсти наружным мыщелком бедра или частью метатарзальной кости с головкой. При лечении анкилоза и микрогении у девочки семи лет они заменили удаленную суставную головку куском II метатарзальной кости с головкой. Непосредственный исход лечения был хорошим в отношении исправления формы лица и восстановления подвижности челюсти. Исход лечения в отдаленные сроки в работе не представлен.
Hinds и Sills (1959) аналогичную операцию при односторонней микрогении и анкилозе произвели трехлетнему ребенку. Результат лечения прослежен через 2 года: достигнуто хорошее открывание рта, но заметно отставание в росте пораженной половины челюсти — подбородок отклонен в больную сторону.
94
Наблюдения перечисленных авторов позволяют заключить, что пересадка других костей для замены пораженных зон роста в суставной головке нижней челюсти не дает ожидаемых результатов. Тем не менее следует отметить прогрессивность таких поисков лечения приобретенной микрогении у детей.
На основании анализа литературы, посвященной лечению микрогении при анкилозе височно-нижнече-люстного сустава, можно заключить, что современная челюстно-лицевая хирургия располагает способами лечения, направленными не только на исправление образовашейся деформации лица, не и на ее предупреждение.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ЛЕЧЕНИЯ МИКРОГЕНИИ,
СОПРОВОЖДАЮЩЕЙСЯ АНКИЛОЗОМ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА
Вне зависимости от характера анкилоза — фиброзный или костный — оперативное вмешательство мы считаем показанным в раннем возрасте. Когда не наступило окостенения рубцов в суставе, их разъединение можно произвести с меньшей травмой для суставной головки.
Планом лечения у детей должно быть предусмотрено: исправление формы лица одновременно с восстановлением подвижности, создание благоприятных условий для развития нижней челюсти и скелета лица, ранее ортодонтическое исправление нарушений прикуса.
Цель лечения у взрослых можно сформулировать следующим образом: 1) исправление формы лица одновременно с восстановлением подвижности; 2) устранение нарушений прикуса ортодонтическими методами после хирургической подготовки челюстей (решетчатая компактостеотомия); 3) исправление мелких нарушений очертаний лица контурной пластикой хрящевой или местными тканями.
План всего лечения нужно сообщить больному и родителям. Родителей ребенка следует предупредить о том, что, возможно, возникнет необходимость повторного вмешательства для исправления асимметрии лица, которая может развиться вследствие
95
отставания в росте пораженной половины нижней челюсти.
При односторонней микрогении и анкилозе височ-но-нижнечелюстного сустава вмешательство следует произвести с одной стороны; при двустороннем поражении сустава — с двух сторон в процессе одной операции.
Важным вопросом является выбор рационального метода обезболивания. Наиболее совершенен ингаляционный эндотрахеальный наркоз с «слепой» интубацией через нос.
Выбор способа артропластики определяется возрастом больного, характером поражения сустава, величиной укорочения челюсти. Повторные рецидивы анкилоза височно-иижнечелюстного сустава требуют особенно тщательного обсуждения плана лечения.
Накопленный в отделении опыт позволяет утверждать, что хорошо функционирующий новый сустав в результате артропластики образуется в тех случаях, когда между концами кости создано и длительное время сохранено расстояние не менее 25—30 мм.
У детей младшего возраста методом выбора следует считать энергичное вытяжение выделенной из рубцов и спаек нижней челюсти за накостный зажим, без применения специальных прокладок для создания искусственного ложного сустава (А. А. Лимберг, 1955).
При выраженном укорочении ветви челюсти целесообразно удлинить ее куском хряща (В. И. Знаменский, 1968).
При повторных рецидивах анкилоза височно-ниж-нечелюстного сустава и микрогении полезно применение массивных биологических прокладок, из которых лучшей является соединительнотканная основа стебельчатого лоскута (А. А. Лимберг, 1950).
У взрослых для удлинения ветви челюсти и устранения анкилоза можно применить «подвесную» арт-ропластику (В. С. Иовчев, 1963).
Сохранение нового положения челюсти и создание покоя в ране после артропластики составляет задачу ортопедического лечения.
Внеротовое вытяжение челюсти за накостный за-v жим применяют при лечении микрогении и анкилоза
96
у детей, оперированных по методике А. А. Лимберга, и у взрослых, когда для межкостной закладки используют клетчатку стебельчатого лоскута. Вытяжение сочетают с помещением распорки между зубными рядами в области моляров на оперированной стороне. Спустя 12—14 дней вытяжение снимают, а челюсть закрепляют внутриротовой шиной Ванкевич — Часов-ской (1945, 1967).
При двусторонней артропластике внеротовое вытяжение за накостные крючки в сочетании с применением распорок накладывают на 5—7 дней. Позднее его заменяют межчелюстным эластическим вытяжением на назубных проволочных шинах (4—5 недель). Важно, чтобы распорки заполняли щели между зубными рядами в области моляров, возникшие при удлинении ветвей и перемещении челюсти, но не мешали смыканию зубов в переднем отделе.
При артропластике с удлинением ветви куском хряща по методике В. И. Знаменского внеротовое вытяжение не нужно, так как упор проксимального конца хряща в суставную впадину обеспечивает сохранение нового положения, приданного челюсти. Достаточный покой создают наружная мягкая повязка и распорка между боковыми зубами на стороне удлинения ветви.
Второй этап комплексного лечения микрогении — ортодонтическое исправление прикуса — проводят после стойкого восстановления подвижности нижней челюсти. Исправление оставшейся асимметрии лица у взрослых возможно после окончания ортодонтиче-ского лечения микрогении. У детей такие операции применять не следует, так как в процессе роста возможно самопроизвольное исправление очертаний лица.
Все дети после артропластики височно-нижнече-люстного сустава подлежат диспансерному наблюдению до окончания роста скелета лица. Периодический контроль необходим для того, чтобы вовремя заметить возможный рецидив анкилоза, а также выяснить темп отставания в росте пораженной половины целюсти. При появлении асимметрии лица показано лечение, план которого определяется величиной укорочения челюсти и возрастом больного (глава III)
97
к> АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ '* ОДНОСТОРОННЕЙ МИКРОГЕНИИ И АНКИЛОЗА у п
ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА -л
Хирургическое лечение односторонней микрогении с анкилозом височно-нижнечелюстного сустава было проведено 80 больным, из них 34 человека составляли дети в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 14 лет. Следует отметить, что 18 больных поступили на лечение с рецидивами анкилоза.
Из 80 больных 17 были оперированы повторно, а трое больных — дважды. У 16 больных причиной повторных вмешательств явился рецидив анкилоза, у одного — рецидив микрогении. В табл. 4 представ-
Таблица 4
Количество и характер операций,
98
примененных для исправления односторонней микрогении и восстановления подвижности челюсти
лены сведения о количестве операций и характере вмешательств при односторонней микрогении с анкилозом височно-нижнечелюстного сустава. Анализ данных этой таблицы позволяет отметить, что для исправления односторонней микрогении у взрослых (после создания оперативным путем нового сустава) наиболее часто использовались межкостные прокладки, в то время как у детей для этой цели чаще применялось вытяжение перемещенной челюсти за накостный зажим. Несомненно, здесь возникает вопрос: чем обусловлено применение таких различных способов исправления микрогении у детей и взрослых? Чтобы ответить на него, следует более детально провести анализ результатов лечения больных при помощи этих способов.
Анализ результатов хирургического лечения
односторонней микрогении и анкилоза у детей
вытяжением перемещенной челюсти
по механике А. А. Лимберга
Вытяжение перемещенной челюсти по методике А. А. Лимберга было применено при лечении 22 детей и троих взрослых больных. У 23 из них имел место фиброзный анкилоз. У части больных сохранилась достаточная подвижность челюсти — открывание рта было возможно на ширину 11/2—2 пальцев, но при этом была заметна асимметрия лица вследствие укорочения пораженной половины челюсти. Укорочение челюсти составляло от 20 до 40 мм.
Мнение о необходимости ранних операций при фиброзном анкилозе разделяется не всеми специалистами, некоторые из них считают возможным отложить операцию на более поздний срок.
А. А. Лимберг рекомендует рано оперировать детей с фиброзным анкилозом для того, чтобы исправить форму лица, а также предупредить и уменьшить вторичное нарушение формы челюстей и асимметрию лица. В период фиброзной стадии анкилоза возможно выделить головку суставного отростка из рубцов в суставе, не прибегая к остеотомии.
Перемещение челюсти в здоровую сторону, выдвигание ее вперед сразу позволяет резко улучшить
99
Д-з: левосторонняя микрогения и фиброзный анкилоз височно-нижне-челюстного сустава; а — до лечения; б — после операции; перед углом нижней челюсти укреплен накостный зажим для вытяжения челюсти; в, г —через 2 года 10 мь сяцев после операции: д— через 10 лет.
100
форму лица и установить подбородок в правильное положение.
Низведение ветви челюсти сопровождается образованием щели между зубными рядами на больной стороне. В результате исключается давление нижней челюсти на верхнюю, что позволяет последней развиваться более нормально. Это особенно важно в период продолжающегося роста верхней челюсти. Установлено, что интенсивно верхняя челюсть растет в период раннего детства (до 3 лет) и затем в период от 7 до 13 лет. Оперативное вмешательство у 12 больных было произведено именно перед периодом усиленного роста — до 7 лет.
Клинические примеры Больной С, мальчик 5 лет, поступил на лечение в июне 1935 г. с диагнозом: микрогения и фиброзный анкилоз височно-нижнечелюстного сустава слева (рис. 34, 35) после остеомиелита нижней челюсти, перенесенного в возрасте 1 года 2 месяцев. Укорочение левой половины челю-
-г- зубами рав-
сти равнялось 20 мм, открывание рта между
нялось 5 мм, боковые движения челюсти определялись только в правом суставе.
Операцию произвели 14 июня 1955 г. под эфирным масочным наркозом. Доступ к суставу — через разрез под углом на 15 мм ниже края челюсти. Ветвь челюсти выделили поднадкост-нично до уровня вырезки, горизонтально рассекли основание венечного отростка, а суставной выделили из рубцов. На краю челюсти перед углом закрепили накостный металлический зажим. Нижнюю челюсть установили в положение с гиперкоррекцией в здоровую сторону на 5 мм. На больной стороне между зубными рядами в области премоляра и моляра поместили распорку. Рану зашили, в палате наложили внеротовое вытяжение челюсти в здоровую сторону. Зажим удалили через 11 дней, после этого челюсть закрепили верхнечелюстной пластмассовой шиной. При выписке: положение подбородка правильное, открывание рта равно ширине двух пальцев ребенка.
Результат лечения прослежен через 2'/г года и 10 лет. Открывание рта свободное, разжевывает пищу на обеих сторонах челюсти. Лицо симметрично, отмечается очень легкое уплощение тела нижней челюсти справа от средней линии (см. рис. 34, в).
У этого больного благоприятный непосредственный результат одновременного лечения микрогении и анкилоза сохранился и в отдаленные сроки.
2. Больная Ц., девочка 7 лет. Поступила на лечение в ноябре 1954 г. с диагнозом: микрогения и фиброзный анкилоз височно-нижнечелюстного сустава справа. Девочка перенесла сепсис новорожденных, после этого постепенно развилась асимметрия лица. При осмотре обнаружено: правая половина челюсти короче левой на 20 мм, прикус глубокий, открывание рта возможно на ширину 2 пальцев (рис, 36, 37),
101
Рис. 35. Рентгенограммы
нижней челюсти больного С.
а
— до
операции; б —после операции и
закрепления челюсти
внутриротовой шиной. „
Произведена типичная артропластика по А. А. Лимбергу: вне-ротовое вытяжение челюсти за зажим проводили в течение 17 дней, затем — закрепление внутриротовой шиной. В результате операции достигнуто правильное положение подбородка, открывание рта равно ширине 2'/г пальцев. Выявилось сужение верхней челюсти слева — после придания нижней челюсти правильного положения нижние зубы слева установились кнаружи
102
Рис. 36. Больная Ц., 7 лет.
Микрогения и фиброзный анкилоз правого височно-ниже-челюстного сустава, а-до лечения; б—через 11 лет после артропластикл; в, г —через 5 лет после окончания комплексного лечения микрогении.
-С
а, б —до лечения;
от антагонистов. Амбулаторно девочке проводили ортодонтическое расширение верхней челюсти, после чего восстановили контакт зубов в правильном прикусе.
При диспансерном наблюдении через 3, 4 года и 5 лет не отмечено отставания в росте нижней челюсти. Подбородок сохранил правильное положение, заметно небольшое уплощение тела челюсти слева от средней линии лица. Представляет интерес наблюдение за ростом пораженной половины челюсти — в процессе приспособления изменился угол между ветвью и телом челюсти (см рис. 37, в), он приблизился к нормальному.
104
Рис. 37. Продолжение.
' в —через 5 лет после артропластики; г — через 5 лет после пластической остеотомии ветви.
Асимметрия лица, вызванная отставанием в росте, выявилась к 18 годам. Укорочение челюсти было невелико — 20 мм и с успехом устранено вертикальной остеотомией ветви. Повторное перемещение нижней челюсти в правильное положение привело к разобщению зубных рядов, но типичное для односторонней микрогении нарушение формы челюстей было мало выражено (рис. 38). В связи с этим ортодонтическое лечение после решетчатой компактостеотомии верхней челюсти слева и нижней челюсти справа было очень коротким (3. И. Часовская) и заняло соответ-
105
Рис. 38. Прикус больной Ц.
а, 6—после костнопластического удлинения ветви челюсти; в, г —через