
- •Отдаленные результаты хирургического лечения микрогении с исправлением положения нижней челюсти
- •Отдаленные результаты хирургического лечения микрогении без исправления положения нижней челюсти
- •Глава IV
- •Лечение приобретенной микрогении одновременно с анкилозом височно-нижнечелюстного сустава у детей
- •4 Года после ортодонтического лечения (с предварительной решетчатой
Отдаленные результаты хирургического лечения микрогении с исправлением положения нижней челюсти
Односторонняя микрогения. Результаты лечения в сроки от года до 14 лет прослежены у 68 больных. Большинство — 62 человека — составляли больные, оперированные в юношеском и зрелом возрасте. Только 6 человек первоначально были оперированы в возрасте 6, 8, 12 и 14 лет. Им произвели перемещение недоразвитой нижней челюсти в правильное положение по методу А. А. Лимберга с профилактической целью — улучшить условия роста соседних отделов лица и предупредить развитие вторичных нарушений формы обеих челюстей. Эти дети находились на диспансерном наблюдении. Смещение нижней челюсти в больную сторону у них наступило спустя 8—12 месяцев после операции, но при этом не произошло ее возврата в первоначальное положение. После операции им производили ортодонтическое лечение для исправления нарушений прикуса. В возрасте 16—18 лет пяти больным повторно исправляли положение нижней челюсти и восстановили ее ветвь свободной пересадкой кости. Нарушение прикуса и асимметрия лица у этих больных были минимальные. Это можно объяснить благоприятными условиями для развития скелета и мягких тканей, которые возникают после исправления положения нижней челюсти. Результаты лечения этих больных дают основание положительно оценить метод раннего перемещения нижней челюсти в правильное положение для исправления микрогении у детей.
Анализируя отдаленные результаты костнопластических операций на протяжении тела и ветви нижней челюсти, обращали внимание на следующие вопросы: наступило ли сращение на месте пластической остеотомии, наступило ли сращение пересаженной кости с отрезками челюсти, какое положение занимает подбородок в покое и при открывании рта, заметна ли асимметрия лица.
В подавляющем большинстве исходы костнопластических операций на протяжении тела и ветви нижней челюсти были благоприятны. В результате лече-
84
ния достигнуто исправление формы лица, подбород--ку придано правильное положение, резко уменьшились асимметрии лица. Последующее исправление нарушений прикуса и, при необходимости, протезирование зубов позволили восстановить жевание. Мелкие неровности очертаний подбородка и области угла нижней челюсти на стороне ее недоразвития успешно были исправлены контурной пластикой размельченной хрящевой тканью.
Выявлены следующие недостатки лечения: образование ложного сустава у 3 больных, отклонение подбородка в больную сторону после снятия закрепляющей шины, отклонение подбородка в больную сторону при открывании рта.
Тугой ложный сустав образовался после косой остеотомии ветви нижней челюсти у одной больной в результате недостаточного по протяжении соприкосновения ее отрезков. Этот недостаток лечения существенно не отразился на форме лица больной, так как смещение подбородка на 2—3 мм в больную сторону произошло из положения гиперкоррекции, приданного челюсти при операции. У двух других больных ложный сустав образовался в области угла нижней челюсти после свободной пересадки кости. Причина его образования — короткий срок ношения ортопедической шины после костнопластической операции и ранняя нагрузка при жевании. У обеих больных ложный сустав ухудшил непосредственный хороший исход операции — произошло небольшое смещение нижней челюсти в больную сторону. Несмотря на ложный сустав, эти больные питаются обычной пищей и не предъявляют жалоб на нарушение жевания.
Ухудшение непосредственного хорошего исхода костнопластического удлинения тела челюсти наступило у больной, у которой микрогения сочеталась с изъяном суставного отростка. Обратное смещение нижней челюсти в больную сторону обусловлено отсутствием упора в суставе этой стороны и связанным с ним нарушением равновесия в действии мышц, окружающих челюсть.
Костнопластические операции на протяжении ветви челюсти были произведены 46 из 68 обследован-
85
ных больных. Правильное положение подбородка в покое с хорошим исправлением формы лица обнаружено у 45 больных. Рецидив микрогении отмечен у одной больной, у которой при костнопластическом восстановлении ветви челюсти не был создан упор ее проксимального конца в кость — в суставной впадине или на основании черепа.
При открывании рта легкое отклонение подбородка в больную сторону в пределах 2—3 мм наблюдали у тех больных, у которых микрогения сочеталась с неартрозом. Костнопластическое удлинение ветви остеотомией или пересадкой кости не меняло соотношений в суставе, существовавших до лечения.
У 17 больных с изъяном суставного отростка или всего заднего отдела ветви применяли восстановление ветви свободной пересадкой кости с созданием «нового» сустава у чешуи височной кости или на основании черепа. Исходы такого лечения оказались благоприятными у 15 человек; правильное положение подбородка в покое сохранялось и при открывании рта. Только у двух больных наступило отклонение подбородка на 4 мм в сторону при открывании рта. У этих больных при операции не было выполнено основное условие для ее успеха — не был создан упор в кость проксимального конца сформированной ветви челюсти.
Правильная методика выполнения упомянутой операции позволяет улучшить косметический исход лечения, поэтому эту операцию считаем методом выбора для устранения микрогении, сочетающейся с изъяном суставного отростка.
Исходы лечения в отдаленные сроки убеждают в том, что тщательный учет состояния височно-нижне-челюстного сустава на стороне недоразвития челюсти и выбор рационального метода операции позволяют успешно устранить укорочение челюсти. Учет исходов костнопластических операций в отдаленные сроки явился основой рекомендаций по составлению плана лечения микрогении.
После «подвесной» артропластики исходы лечения в отдаленные сроки были выяснены только у 3 больных. В покое их лицо было симметрично, подбородок занимал правильное положение, но открывание рта
86
сопровождалось заметным отклонением подбородка в больную сторону. Вероятно, одного подвешивания на сухожилии височной мышцы сформированной ветви недостаточно для сохранения приданного челюсти нового положения.
Двусторонняя микрогения. Результаты костнопластических операций в отдаленные сроки—от 3 до 10 лет — выяснены у пяти человек из 6 оперированных. У них достигнуто исправление положения подбородка и улучшение формы лица. При этом результат лечения оказался лучше у трех больных, которым для удлинения тела (у двух) и ветви челюсти (у одного больного) была применена свободная пересадка кости.
Перемещение нижней челюсти вперед привело к улучшению прикуса у 4 человек. У последней больной на нижней челюсти было недостаточное число зубов, она нуждалась в протезировании, которое и было выполнено по обычной методике.