Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соц.-пед. и психол. службы (лекции 2012)doc.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.16 Mб
Скачать

6. Медико-психологические и социальные проблемы населения Беларуси после аварии на чаэс.

В 1989 г. Верховный Совет БССР объявил республику зоной национального экологического бедствия: 23 % терри­тории было загрязнено выброшенными из реактора радионукли­дами. Прежде всего это – цезий-137 и стронций-90. Более всего пострадали Гомельская (1528 населенных пунктов), Могилевская (866 населенных пункта) и Брестская области (167 населенных пунктов).

В соответствии с законодательством Республики Бела­русь пострадавшими признаны около 2 млн. человек, про­живающих на территориях с плотностью загрязнения почвы цезием-137 более 37 кБк/кв.м (килоБеккерелей на кв.м), среди них 430 тыс. детей и подростков в возрасте до 17 лет. Кроме того, в раннем периоде аварии облучению радионуклидами йода подверглось почти все население республики, за исключением отдельных регионов.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения базируется на следующих принципах:

  • развитие специализированных видов медицинской по­мощи на основе характерных для данной территории тенденций заболеваемости;

  • специальная диспансеризация пострадавшего населения;

  • ведение Государственного регистра лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС;

  • приоритетное развитие превентивных мер по преодоле­нию медицинских последствий катастрофы.

«Чернобыльские» регионы Беларуси характеризуются искаженной демографической структурой. Более 135 тыс. человек было переселено, не менее 200 тыс. человек стали вынужденными переселенцами, покинувшими загрязненные районы неорганизованно. Наиболее интенсивно уезжали и уезжают молодые люди, интеллигенция и квалифицированные специалисты. В некоторых пострадавших районах доля лиц пенсионного возраста в настоящее время составляет около 70 % численности населения, что почти в 3 раза больше, чем в целом по республике.

С 1994 г. абсолютная численность населения прогрес­сивно снижалась, до настоящего времени население Белару­си сократилось почти на 300 тыс. человек (что составляет около 3 %). Число умерших в загрязненных районах в 2 раза и более превышает число родившихся, ситуация не имеет тенденции к улучшению.

После аварии изменилось состояние здоровья населения республики, наблюдается рост онкологических заболеваний и смертности по их причине, рост заболеваемости по всем классам болезней (И.В. Понтюк). Например, увеличился рост заболеваемости раком щитовидной железы.

После аварии за период наблюдения с 1986 г, по 2001 г. среди облученных в возрасте 0-18 лет и внутриут­робно облученных выявлено 1685 заболевших раком щито­видной железы; у взрослого населения за 17 послеаварийных лет выявлено более 6,4 тыс. случаев рака щитовидной железы. Это обусловлено тем, что в начальный период после аварии неправильно проводилась йодная профилактика и высокая нагрузка на щитовидную железу за счет радионук­лидов йода. Прогнозируется, что до 2036 г. возможно раз­витие около 15 тыс. случаев радиационно-индуцированного рака щитовидной железы.

Среди населения, проживающего в зонах первоочередно­го и последующего отселения, а также отселенного и само­стоятельно выехавшего из этих зон после аварии, за период с 1993 по 2002 гг. зарегистрировано 2448 впервые выявлен­ных случаев злокачественных новообразований, что соста­вило 40 % от всех выявленных случаев среди пострадавше­го населения.

У пострадавшего населения увеличилась заболевае­мость органов пищеварения, системы кровообращения, не­рвной системы, органов дыхания и эндокринной системы в структуре первичной заболеваемости.

У лиц, подвергнувшихся воздействию радиационного об­лучения, отмечается снижение уровня психической адапта­ции, вызванное неуверенностью в себе, неустойчивой само­оценкой и пессимистической оценкой будущего. Отмечается повышенная истощаемость нервной системы, снижение ра­ботоспособности. В целом у 74 % пострадавших отмечается повышенная соматизацшя тревожных ожиданий, высокая распространенность дезадаптационных форм поведения.

В настоящее время продолжается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями молочной железы, мочевого пузыря, по­чек, легких. Наблюдаются неблагоприятные тенденции роста гене­тических аномалий, т.е. увеличилась частота рождаемости детей с врожденными пороками развития (ВПР). С 1979 г. функционирует Реестр врожденных пороков развития. В 1995 г. показатель частоты ВПР на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми составлял 18,36 %, в 1996 г. – 22,52 %, в 1997 г. – 23,0 %, в 1998 г. – 27,07 %. Анализ отдельных видов врожденных пороков строгого учета показал, что в период интенсивного возрастания их частоты наблюдался наибольший прирост множественных пороков и полидакти­лий, т.е. тех пороков развития, в происхождении которых большой вклад вносят мутации. Их основной причиной яв­ляется радиационный фактор (И.В. Понтюк).

Происходит постоянное увеличение числа детей с хрони­ческой патологией. 1-е место – высокая заболеваемость раком щитовидной железы (увеличение в 50 раз), 2-е место – болезни органов пищеварения (в 3,74 раза), 3-е место – болезни уха, горла носа и эндокринной системы (в 1,97 раза). Негативные тенденции наблюдаются в состоянии здо­ровья детей, проживающих на загрязненных радионуклида­ми территориях. У них наблюдаются высокие показатели общей заболеваемости, хронической патологии ЛОР-органов, болезней органов пищеварения, эндокринной системы, функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. По сравнению со своими сверстниками из наиболее экологи­чески благополучных районов у них отмечается и более низкая умственная работоспособность.

Наиболее выраженные изменения в динамике заболевае­мости выявлены среди лиц, принимавших участие в лик­видации последствий катастрофы на ЧАЭС. По состоя­нию на 1 января 1999 г. в стране насчитывалось 115 578 участников ликвидации аварии, из них 4545 инвалидов. Более 60 % из них имеют хронические заболевания. У ликвидато­ров отмечается самый низкий среди всего пострадавшего населения процент здоровых (3,3 %), самый высокий боль­ных (86,2 %).

В период 1993–2002 гг. среди ликвидаторов отмечался рост заболеваемости злокачественными новообразованиями легкого, мочевого пузыря, кожи, желудка по сравнению с контрольной группой. Особого внимания заслуживает дина­мика заболеваемости раком желудка, ежегодно увеличивает­ся в среднем на 9,7 %. Отмечается высокая заболе­ваемость щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, костно-мышечной системы.

Важная роль в медицинском обеспечении пострадавшего населения принадлежит выездным диагностическим бригадам, работа которых осуществляется по графику, утверж­денному Министерством здравоохранения Республики Бела­русь, координируется Республиканским научно-практичес­ким центром радиационной медицины и экологии совместно с Международной федерацией Общества Красного Креста.

В настоящее время Министерством здравоохранения Рес­публики Беларусь разработана новая Концепция оказания медицинской помощи пострадавшему населению, которая исходит из того, что латентный период развития радиоген­ных эффектов в основном завершен и насту­пает этап возможного их проявления в популяции постра­давшего населения, что подтверждается специальными эпи­демиологическими исследованиями.

Основными принципами концепции являются:

  • ограничение наблюдаемых когорт по дозовому принци­пу с выделением групп повышенного радиационного риска для оптимизации проводимой диспансеризации, повышение ее эффективности, снижение затратности;

  • увеличение объемов профилактических мероприятий;

  • совершенствование оказания специализированной ме­дицинской помощи и внедрение современных высоко­технологичных методов диагностики и лечения;

  • первоочередное оснащение медицинских учреждений ап­паратурой, обеспечивающей снижение дозовых нагру­зок за счет облучения в медицинских целях;

  • повышение эффективности реабилитационных меропри­ятий;

  • стандартизация объемов обследования и лечения;

  • научно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение проводимой диспансеризации;

  • совершенствование профессиональной подготовки и переподго-товки медицинского персонала.

Для пострадавших от аварии на ЧАЭС характерен и ряд психологических проблем. Так, в ходе многочисленных социологических и психологи­ческих исследований, проводимых в Республике Беларуси, выявлены:

1) негативные изменения в психическом состоянии и по­ведении взрослых и детей, как проживающих на заг­рязненных территориях, так и переселившихся оттуда в другие регионы страны. Учеными зафиксированы низ­кий уровень психосоциальной активности, работоспособности большого количества детей и взрослых; за­медление темпов психического развития детей и подро­стков; тенденция к алкоголизации, употреблению нар­котиков;

  1. государственные структуры после аварии оказались неготовыми к охране и защите прав пострадавшего насе­ления, к созданию таких социально-психологических ус­ловий, которые благоприятствовали бы нормальной жиз­недеятельности взрослых и нормальному развитию личности детей. Выявлены факты недоверия, противостоя­ния жителей загрязненной зоны по отношению к тем, кто призван обеспечить помощь на местах. Многие пост­радавшие были не удовлетворены работой местных органов вла­сти и представителей общественных организаций;

  2. малочисленность квалифицированных специалистов по социально-психологической помощи отрицательно ска­зывается на характере и эффективности реабилитаци­онных мероприятий.

Данные экспертных групп МАГАТЭ и США (1989), мис­сий Международного Красного Креста (февраль 1990), Евро­пейского отделения ВОЗ (1989,1990) обратили внимание на недооценку психологического аспекта во время Чернобыльс­кой аварии и в постчернобыльский период, так как для разрешения психологических проблем, имеющих значительный сомати­ческий фон, по мнению психологов и медиков, неприменимы в полной степени ни классическая концепция неврозов, ни учение о посттравматическом стрессе.

Социологические исследования продолжают фиксировать высокий уровень психологического напряжения, вызываемо­го как последствиями аварии, так и сложной социально-экономической обстановкой в стране. Установлено, что 91 % опрошенного населения испытывают психологи-ческое напря­жение различной степени, основными причинами которого являются: состояние здоровья (64,4 %); материальные про­блемы семьи (55,3 %); состояние здоровья детей (44,4 %); падение жизненного уровня (34,6 %); ожидание заболеваний от аварии на ЧАЭС (32,5 %); безразличное отношение властей к пострадавшему населению (23,1%).

У ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльс­кой АЭС обнаружены высокий уровень личностной тревож­ности, эмоциональная лабильность, ригидность, интроверсия, гипотимия и фрустрированность. Данные личностные особенности проявлялись неуверенностью в своих силах, ощущением социальной незащищенности, пассивностью, депрессивной настроенностью по отношению к своему со­стоянию, пессимизмом в плане собственных перспектив, неверием в «обещания» официальных государственных структур. Определенные льготы расценивались ликвидато­рами как обстоятельства, облегчающие существование в ухудшающихся социально-экономических и медико-демо­графических условиях. Стремление к получению «выигры­ша» от болезни проявлялось в виде частых госпитализа­ций для получения социальных льгот [Петрюк П.Т., Якущенко И.А. Некоторые психологические особенности у ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы. – Минск, 1998 г. ].

Среди ликвидаторов распространенность различных пси­хических нарушений оказалась наибольшей – 84,4 %, су­щественную долю в них занимают депрессии.

Проведенная научно-исследовательская и практическая работа выявила негативные изменения прежде всего в эмо­циональном развитии детей и подростков: отмечаются повышение личностной тревожности, снижение уровня са­мочувствия, активности, настроения. У подростков форми­руется позиция жертвы, снижается чувство собственной роли в своем настоящем и будущем. Они ожидают снижения продолжительности собственной жизни, не видят жизнен­ных перспектив.

Таким образом, основным механизмом нарушения пси­хического здоровья у населения, проживающего на загряз­ненной территории, является психосоматический механизм, основан­ный на оценке радиационного риска.

Для снятия напряжения респондентами используются: прием успокоительных средств (36,6 %); обращение к вра­чам (18,6 %); скандалы, раздражение (16,3 %); посещение церкви (13,6 %); посещение реабилитационного центра (13,6 %); поиск развлечений (12,2 %).

Пострадавшее население осознает свою потребность в психологической помощи и называет свои конкретные потребнос­ти: снятие нервного напряжения (36,6 %); преодоление про­блем со здоровьем (35,3 %); умение расслабляться (20 %); доброе человеческое отношение (19,7 %); помощь для реше­ния семейных проблем (7,1 %); человеческое участие (6,8 %).

Следует отметить и социальные проблемы Чернобыля. На территории пострадавших районов закрыто более 600 школ и детских садов, 95 больниц, 54 крупных сельскохо­зяйственных объединений, более 300 объектов народного хозяйства, более 5,5 сотни предприятий торговли, обще­ственного питания, бытового обслуживания. С загрязнен­ных территорий переселено 135 тыс. жителей. Переселенцы, граждане, жившие на загрязненных территориях, на 90 % обеспечены школами, детскими садами, медицинскими уч­реждениями; на 85 % – педагогическими и медицинскими кадрами. В настоящее время наблюдается текучесть кадров, причины которой заключаются в необеспеченности жильем, низкой заработной платой, боязнью за здоровье детей и семьи, проблемах с транспортом, дорогами и пр.

В настоящее время наибольшую тревогу у населения пострадавших регионов вызывает снижение жизненного уровня, рост преступности, отсутствие эффективной соци­альной защиты. Проблема радиационной безопасности за последние годы переместилась на 4-5 место.

Подавляющее большинство респондентов убеждены в том, что преодолению последствий катастрофы мешают:

1) социально-экономическая нестабильность и, как следствие, недостаточное выделение средств на социальную защиту;

2) неадресное выделение средств;

3) бюрократизация и некомпетентность органов управления.

Следует отметить, что сегодня также снижается интерес международной общественности к проблемам Чернобыля.