Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
докл.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
112.13 Кб
Скачать

2. Начало поисков. Экспедиция х. Уиллоуби и р. Ченслора

Около 1553 года по инициативе известного мореплавателя Себастиана Кабота ряд лондонских купцов во главе с мэром Лондона Джорджем Барнсом организует "общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путём не посещаемых". На сумму в 6 тыс. ф. ст. (В Англии середины XVI в. на 100 ф. ст. богатая семья могла жить год, а купцы вкладывали по 25 ф. ст. и весь капитал составил 6000 (с. 107 тарле). ) были снаряжены три корабля "Добрая Надежда", "Благое упование" и "Эдуард - Благое предприятие", во главе всей экспедиции был поставлен сэр Хью Уиллоуби, отставной офицер королевских войск, а в главные кормчие выбрали опытного моряка Ричарда Ченслора, которому и было суждено достичь берегов далёкой Московии. Во второй половине XVI века исследователи отмечают в Англии переход к новым принципам организации торговых компаний. Если в предшествующий период кампании были регулируемыми, то есть каждый купец вёл торговлю на свой собственный капитал, то именно в это время появляются акционерные компании, в которых меняются традиционные правила приёма купцов в компанию, а также капиталы купцов объединяются, компания получает хартию на свою деятельность в том или ином регионе. ( штокмар с. 92-93). Объединение капиталов было необходимо для торговли с малоизученными странами или для открытия пока ещё неизвестных, поэтому "общество купцов-предпринимателей" стало одной из первых таких компаний в Англии. Также Штокмар отмечает, что создание компаний было инициативой не государства, а провинциальных или (в основном) лондонских купцов и предпринимателей, однако уже в правление Елизаветы министры и сама королева могли вкладывать небольшие деньги в торговые и корсарские экспедиции, получая впоследствии, если предприятия оканчивалось удачно, большие прибыли (Штокмар с. 95).

Итак, 9 мая 1553 года три корабля выходят из лондонских предместий с товарами для продажи и непоколебимым желанием во что бы то ни стало найти новый путь в Индию, получить огромные прибыли и принести своей стране славу и процветание. Путешественники не знали, какие народы могут встретиться им на пути, в уставе Себастьяна Кабота нет ни одного названия племени или государства, поэтому там содержится множество указаний на то, как вести себя с туземным населением, если бы они встретили людей в звериных шкурах и с дубинками (англ пут-ки с. 47), указание обходить вопросы религии молчанием (с. 46), "не оскорблять народы высокомерием и обходиться с ними учтиво (с.47). Самое главное стремление экспедиции было, естественно, завести торговлю с туземцами, для этого требовалось приобрести хоть какие-нибудь сведения об их образе жизни, правителе и обычаях. Для того, чтобы выведать секреты тех племён, Себастьян Кабот предписывает не скупиться на выпивку, потому что это вернейший способ, но запрещает "вводить в бесчестите женщин" (с. 46). Англичане понимали, что эти народы, которые они могут встретить, необязательно должны быть дружелюбными к пришельцам, поэтому они строго соблюдали устав и не отходили от корабля более, чем на один день пути, не ходили поодиночке и безоружные (с. 46). Для обеспечения успеха экспедиции в устав вписаны статьи о том, чтобы не бросать предприятия, подчиняться главному начальнику и согласовывать курсы со всеми кормчими и главным начальником, который имел два голоса в совещаниях (с.40-41). Самое главный, на мой взгляд, пункт устава гласил о том, что у многих в Лондоне зародилось подозрение, что экспедиция не будет иметь успеха из-за отсутствия морских проходов, близости Северного полюса или ещё каких-нибудь причин (с.47), поэтому многие отказались участвовать и стали отговаривать других. Естественно, люди страшились неизвестности, ведь о тех местах ходили разные слухи, никто из англичан ни разу не был там ( англичане не плавали на северо-восток дальше Вардехуса с. 11), но всё же большинство считало, что такое путешествие может принести успех. Поэтому, чтобы не посеять ещё большие сомнения среди тех, кто ждал путешественников домой, они должны были, если представился возможность, послать известие на родину, но только с самыми важными вестями: открытие морского пути в Индию либо другие успехи экспедиции (с. 48). Мореплаватели были просто обязаны показать положительный результат.

Из трёх кораблей в Англию смог вернуться только один: так и не встретившись в Вардехусе с "Эдуардом - благое предприятие", на котором главенствовал Ричард Ченслор, два корабля Хью Уиллоуби, отнесённые ветром к югу, приустали недалеко от реки Кола, где им и пришлось зимовать. На корабле сохранилась собственноручная записка Уиллоуби, в которой с мужественной сдержанностью было описано, как он посылал несколько раз людей на поиски поселений, а они возвращались ни с чем, как им пришлось зазимовать на этой неприветливой земле(с.50), а потом записка обрывается... Судя по завещанию родственника Уиллоуби, также находившегося на одном из злополучных кораблей, зимой 1554 года путешественники ещё были живы.

В то же время в описании путешествия Ричарда Ченслора, продолжавшего свой путь без главы экспедиции после недельного ожидания в Вардехусе, можно заметить, что после этого известного англичанам порта корабль двигался наощупь, держа курс в основном на восток, пока ему не начали встречаться льды. Тогда Ченслор вынужден был всё сильнее и сильнее отклониться к югу, в результате чего он пристал неподалёку от монастыря Св. Николая, в двадцати километрах от того места, где впоследствии будет Архангельск. Он перезимовал в Московии, где встретился с Иваном Грозным, выдав себя за посла Эдуарда VI. Он вернулся домой весной 1554 года с грамотой от русского царя, на пути его корабль ограбили голландцы, но всё равно экспедицию посчитали успешной.

Результаты были таковы: вместо Индии англичане открыли далёкую Московию, с которой тоже можно было торговать, но огромных прибылей эта торговля не приносила. Иногда английские купцы не могли продать своего товара, потому что население было слишком бедно. Всё же это был огромный прорыв, потому что теперь у моряков имелись записи и карты, по которым можно было следовать на северо-восток, а проблема карт в то время стояла очень остро (все миры с. 119). Карта всего мира была сделана фландрским математиком Герардом Меркатором только в 1569 году и далеко не во всём соответствовала действительности (все миры с. 127). На ней не были ещё исправлены все ошибки древних географов, вместо неизвестных мест были нарисованы диковинные существа, а протяжённость побережья Ледовитого океана была значительно укорочена в соответствии с представления ми учёных о том, что в Китай можно поплыть через Обь, которая якобы ведёт в некое Китайское море.

Тем не менее, экспедиция Ченслора положила начало торговым отношениям между Англией и Московией, а "общество купцов-предпринимателей" преобразовалось в 1555 году в Московскую торговую компанию, по инициативе которой и продолжались впоследствии поиски северо-восточного пути в Индию. Идея не была забыта или признана абсурдной. Совсем наоборот.