Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
докл.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
112.13 Кб
Скачать

Обзор источников

Самым ранним из моих источников является небольшой труд Павла Иовия "Книга о Московитском посольстве". Павел Иовий жил между 1483 и 1552 годами, родился в городе Комо, учился в Падуанском университете, где занимался философией, а затем переехал в Павию и начал изучать медицину. Но вскоре оставил врачебную практику и стал заниматься историей. Папа Адриан VI сделал Иовия каноником в его родном городе, а Климент VII назначил его епископом г. Ночеры. Умер Иовий во Флоренции, где похоронен в ц. Св. Лаврентия.

Иовий сам не был в России, и его трактат, впервые появившийся в 1525 г., представляет собой воспроизведение того, что рассказывал автору в Риме про свою родину толмач, посланник Василия III Дмитрий Герасимов. Этот человек учился латинскому и немецкому языкам в Ливонии, не раз ездил в другие страны в качестве переводчика и дипломата, и был несомненно одним из образованнейших русских людей своей эпохи. Прибытие его в Рим расценивалось как крупное политическое событие, поэтому ему отвели прекрасное помещение, за ним хорошо ухаживали, папа допустил его к себе на аудиенцию и велел познакомиться с ним поближе Павлу Иовию. И уже в том же 1525 году издаётся его книга, которая До записок С. Герберштейна считалась самой полной книгой о Московии. (с. 91 Сибирь в известиях). Книга Иовия была весьма известной в его время, её часто цитировали и ссылались на неё как на авторитет, у неё было множество изданий (1537, 1545, 1551).

Кроме сообщений Герасимова, Иовий не имел, по-видимому, никаких других источников. В написании своего труда он руководствовался не только желанием сообщить интересный материал о малоизвестном народе, но также подчеркнуть могущество пап в тяжёлую для них эпоху реформации, когда к престолу св. Петра счёл нужным обратиться, хотя и чуждый по вере, могущественный правитель отдалённых северных народов.

Вторая группа источников, которую я буду анализировать в работе, это записки разных экспедиций англичан, отправлявшихся на поиски северо-восточного прохода. От первой экспедиции 1553-1554 гг. остался устав, выработанный известным в то время мореплавателем Себастьяном Каботом, который сам однако не мог отправиться в плавание, поскольку ему к 1553 году было уже 71. Устав представляет собой предписания, которые должны были соблюдать члены длительного рискованного путешествия, объединённые общей задачей. Он предусматривает действия в случае бунта на корабле, в случае смерти какого-либо участника экспедиции, а также указания англичанам, как вести себя в незнакомых странах с другими народами. Но самое важное, на мой взгляд, положение этого документа отражает отношение общества к экспедиции. Устав предписывает участникам послать о себе известие, но только если будут положительные результаты: найден проход, установлена торговля либо другие открытия и успехи. (английские пут-ки с. 48). Записи в самой экспедиции вёл как сам её глава Хью Уиллоуби, так и некий Климент Адамс, записавший все события пути Ричарда Ченслора, главного кормчего экспедиции. В то время как судьба Уиллоуби с его двумя кораблями сложилась весьма печально (они замёрзли на безлюдье Кольского полуострова), Ченслор на корабле "Эдуард - благое предприятие" благополучно доплыл до малоизвестной тогда Московии, вследствие чего было установлено торговое сообщение между этими странами и основана торговая Московская компания. История отношений Англии и Московии равно как и история Московской торговой компании являются смежными и богатыми для изучения темами, однако лишь косвенно соотносятся с темой моей работы.

В источниках отражаются особенно ярко расплывчатые представления европейцев о тех местах, куда они собрались плыть, так в уставе Кабота не называется ни одно из племён, населявших побережье Ледовитого океана, известных хотя бы из "Записок" австрийского посла при дворе Василия Ивановича С. Герберштейна или из труда Павла Иовия. Самое дальнее, куда заплывали англичане, был норвежский порт Вардехус (Вардо), поэтому в записках Уиллоуби мы видим, что капитан идёт по приблизительному курсу, ориентир удясь по ком пасу и учитывая движение льда.

Второй рассматривается экспедиция Стифена Бэрроу, отплывшего в 1556 году из Англии на поиски торгового пути в Индию. Эти записи рассказывают многое о навигации в то время, о деятельности поморов в северных морях (Бэрроу встречает множество русских ладей, на которых охотники ходили на промысел в район Новой Земли). Этот источник отражает политику, которую проводил Бэрроу взаимодействуя с русскими: если их подарки или сведения были ценными, то он приглашал этих людей на обед с ним, либо

Третья - экспедиция А. Пета и Ч. Джекмена в 1580 г. была более успешна, чем вторая, поскольку мореплаватели спустя 27 лет после плавания Уиллоуби прошли в Карское море, но они не в полном составе вернулись домой (корабль Джекмена погиб предположительно в устье Оби). Хоть англичане и оставили свои попытки в этом направлении, но северо-восточный путь ещё долгое время считали перспективным голландцы и пытались разведать его именно в торговых целях в первую очередь, а не в научно-познавательных.

Все эти записки и материалы были собраны в сборнике "Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке", которому предшествует вступительная статья о развитии английской экспансии на восток. Также там содержатся записки путешественников, которые хотели открыть сухопутный маршрут в восточные страны через территорию новооткрытой Московии, но они не относятся к теме данной работы.

Последний источник - это письмо фландрского математика и географа Герарда Меркатора к Ричарду Геклюйту, известному издателю и собирателю рассказов о морских путешествиях второй половины XVI века. Помещено это письмо в сборнике "Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей", в котором собраны разные упоминания об исследовании Сибири, помещены отрывки из источников, а также краткие биографии авторов этих записок или писем и краткая история того или иного памятника. Несмотря на ориентированность на другую тему, нежели поиск пути через северные воды к южным странам, этот сборник стал весьма полезным источником информации обо всех участниках экспедиций, о Павле Иовии, Герарде Меркаторе и Ричарде Геклюйте.