
- •Научно-тематический обзор содержания модуля
- •Монистические концепции бытия
- •Субъективно-идеалистический монизм д. Беркли
- •Объективно-идеалистический монизм и панлогизм г. Гегеля
- •Материалистический монизм
- •Дуалистические и плюралистические концепции бытия
- •Движение как атрибут бытия
- •Понимание движения в истории философии
- •Соотношение движения и материи
- •Пространство и время
- •Субстанциальная концепция пространства и времени
- •Реляционная концепция пространства и времени
- •Детерминизм и индетерминизм
- •Понятие гносеологии и эпистемологии
- •Скептицизм и агностицизм
- •Становление эмпиризма и рационализма (XVII в.)
- •Гносеология и. Канта
- •Понятие истины в философии
- •Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности
- •Гуманитарное познание и герменевтика
- •7.1. Понятие гуманитарного. Предмет и объект гуманитарных наук
- •7.2. Методология гуманитарных наук и герменевтика
- •7.3. Герменевтика ф. Шлейермахера (1768-1834) как "искусство понимания"
- •7.4. Герменевтика в. Дильтея как методология "наук о духе"
- •7.5. Проблема "понимания" в философской герменевтике г.Г. Гадамера
- •7.6. Проблема понимания в отечественной философии
Понятие истины в философии
Проблема истины является главной в теории познания. В истории философии были и есть различные трактовки того, что есть истина. Понятие истины используется в гносеологии, прежде всего для характеристики знания, а не вещей, предметов, явлений. Нелепо было бы ставить, например, вопрос об "истинности" Солнца или Земли. Правда, существуют точки зрения, рассматривающие истину как независимую от субъекта, как реальность саму по себе, онтологизирующие ее. Предположим, квадратный корень из двух есть иррациональное число, независимо от того, мыслит кто-то об этом, знает это или нет. Но в таком случае числа должны обладать физическим существованием, находиться в пространстве и времени! Все это напоминает мистический мир платоновских идей.
Основной концепцией в философии является классическая концепция истины, известная еще античным философам: "Истина - это соответствие знаний действительности, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел".
Казалось бы, все просто и ясно и иных мнений быть не может. Но классическая трактовка истины столкнулась с рядом трудностей. Одна из них связана с понятием "действительность". Является ли то, с чем мы сопоставляем наше знание действительностью, подлинной объективной реальностью? Ведь в нашем познании мы имеем дело не с действительностью самой по себе, а лишь с тем как она нам дана в наших органах чувств, в нашем мышлении, то есть в конечном счете мы имеем дело опять-таки со знанием о действительности. Получается замкнутый круг, круг в определении. Кроме того, ведь есть "действительность", которая полностью зависит от субъекта, конструируется, моделируется им, например, в математике.
Другая трудность связана с понятием соответствия или корреспонденции (поэтому классическую концепцию иногда называют корреспондентной теорией истины). Ведь знание является чем-то идеальным. Как его в этом случае можно сравнивать с материальными объектами? Мысли сами по себе не есть копии вещей, как предположим слово "стол", не есть, аналог, копия реального стола.
Следующая трудность связана с установлением истинности универсальных суждений типа "все имеет свою причину", "все люди смертны" и т.п. Как установить их истинность? Чему они должны соответствовать? И, наконец, классическая теория истины может приводить к ряду парадоксов, если под действительностью понимать не только объективную, но и любую другую действительность. Самым известным из такого рода парадоксов является "парадокс лжеца". В древности было мнение, что люди живущие на острове Крит лживы. Предположим, такой критянин говорит фразу: "Я лгу". В таком случае он говорит правду, т. е. его суждение является истинным. Но с другой стороны, по содержанию это высказывание утверждает ложь.
Отмеченные трудности заставили искать новые трактовки понятия истины. Так появилась когерентная теория истины в которой истиной считается когерентность знания, то есть его свойство быть непротиворечивым, самосогласованным. Допустим, у нас имеется какая-либо теория. С "когерентной точки зрения" она будет истинной, если в ней нет противоречий, а не потому, что она соответствует действительности. Есть еще одна модификация когерентной концепции, которая утверждает, что свойство когерентности, непротиворечивости знания может выступать в качестве критерия его истинности, то есть в качестве соответствия этого знания действительности.
Однако проблема заключается в том, как установить непротиворечивость системы высказываний достаточно богатой и содержательной теории, системы наших знаний? Еще в первой половине XX века К. Гедель, как известно, доказал теорему о неполноте формализованной арифметики. Применительно к нашему случаю это означает, что, строго говоря, нельзя быть уверенным в когерентности всего массива арифметических знаний. Тем более нет такой уверенности применительно к более сложным и богатым системам высказываний других теорий. Далее, возникает следующий вопрос: "Хорошо! Предположим, мы установили, что данное знание является непротиворечивым, когерентным. Но откуда следует, что непротиворечивость гарантирует ему соответствие действительности?". С точки зрения формальной логики мы в такой системе можем заменить все суждения на противоположные и опять получим непротиворечивый "мир" наших знаний.
Одним словом, когерентная концепция добавила новые проблемы, не решив старых.
Укажем на еще одно понимание истины - прагматическое, которое сводит истину к пользе. Что полезно человеку в его жизни, что успешно применяется им на практике, то и следует считать истинным. Ясно, что такое понимание истины не выдерживает критики. Полезной может быть и ложь для некоторых бессовестных людей. К сожалению, нам это хорошо известно в современной России. К тому же из истории науки и техники следует, что успешное применение каких-то знаний на практике вовсе не гарантирует их истинность. Первые тепловые машины были построены на основе теории теплорода и работали успешно! Далее, предположим, возьмем два высказывания: 1) "является истиной то, что жена мне верна" и 2) "полезно верить в то, что жена мне верна". С точки зрения прагматизма оба этих суждения должны иметь одно и то же значение, что очевидно является абсурдным.
Марксистская философия - диалектический материализм - в целом исходила из классической концепции истины, правда с элементами ПРАГМАТИЗМА в понимании ее критериев, В этой философии основным критерием истины считается всемирно-историческая практика человечества по познанию и преобразованию действительности. А поскольку практика исторически изменчива, постольку этот критерий рассматривается и как абсолютный и как относительный одновременно. Отсюда следует разделение истин на абсолютные и относительные, точнее, на моменты абсолютного и моменты относительного знания в единой объективной истине, которая трактуется как субъективная по форме своего выражения (понятия, теории и т. п.) и объективная по содержанию, как адекватное отражение окружающего мира. Абсолютная истина - это такая истина, такое знание, которое обосновано, доказано, полно, безусловно и не может измениться в будущем. Относительная истина неполна, неточна, условна, преходяща. Диалектический материализм полагает, что в каждой относительной истине содержатся моменты истин абсолютных, которые "накапливаются" по мере прогресса познания.