Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.М.Шлыков. Модуль 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
459.26 Кб
Скачать

Научно-тематический обзор содержания модуля

  1. Монистические концепции бытия

В настоящее время философские концепции бытия подразделяются на монистические, дуалистические и плюралистические.

Философов, которые в своих построениях исходят из одного начала, кладут в основу мира только одну субстанцию, принято называть монис­тами, а их учения монистическими. Если субстанция представляет собой какую-то материальную сущность, то мы имеем дело с материалисти­ческим монизмом (материализм), если духовную - с монизмом идеалис­тическим (идеализм), в объективной или субъективной его формах.

    1. Субъективно-идеалистический монизм д. Беркли

Онтология английского философа Джорджа Беркли (1685-1753) вы­брана нами потому, что она представляет интерес для обыденного мышле­ния, скажем так, еще не "тронутого" философией, прежде всего парадок­сальностью некоторых своих положений. К тому же Д. Беркли является признанным классиком этого типа философствования. В чем главная суть его учения? Приведем пространную цитату из главного произведения фи­лософа "Трактата о принципах человеческого знания" (1710 г.): "Для всякого, кто обозревает объекты человеческого познания, очевид­но, что они представляют из себя либо идеи, действительно воспринимае­мые чувствами, либо такие, которые мы получаем, наблюдая эмоции и дей­ствия ума, либо, наконец, идеи, образуемые при помощи памяти и воображе­ния, наконец, идеи, возникающие через соединение, разделение или просто представление того, что было первоначально воспринято одним из вышеука­занных способов. Посредством зрения я составляю идеи о свете и цветах, об их различных степенях и видах. Посредством осязания я воспринимаю твердое и мягкое, теплое и холодное, движение и сопротивление... Обоняние дает мне запахи; вкус - ощущение вкуса; слух - звуки... Так как различные идеи наблюдаются вместе одна с другою, то их обозначают одним именем и считают какой-либо вещью. Например, наблюдают соединенными вместе определенный цвет, вкус, запах, форму, консистенцию, - признают это за от­дельную вещь и обозначают словом яблоко; другие собрания идей состав­ляют камень, дерево, книгу и тому подобные чувственные вещи...".1 Из этого длинного рассуждения следует простой вывод: Беркли хочет сказать, что вещи реального мира есть лишь идеи, т. е. они существуют только в нашем сознании как восприятия, как ощущения, что вне нашего сознания, вне восприятия нет никакого яблока, дерева, книги и т. д. Ведь я не могу воспринимать того, чего никогда не видел, не ощущал. Поэтому существовать может только то, что воспринимается: "... все вещи, которые мы видим и осязаем, - что они такое, как не разно­образные ощущения, понятия, идеи и чувственные впечатления? - уверяет нас хитрый философ, - И возможно ли даже мысленно отделить которую-либо из них от восприятия?"2. И вещи, и ощущения этих вещей есть одно и то же, согласно Беркли, их нельзя отделить друг от друга. Например, я вижу яблоко. "Реальное яблоко" и есть то, которое в данный момент существует во мне как образ, как ощущение, говоря словами Беркли. А раз так, то един­ственной, подлинной субстанцией может быть только субстанция духовная, воспринимающая и незачем удваивать мир, полагая, что за ощущениями на­ходится еще что-то, какая-то материя, объективная реальность, природа и т. п. Ведь знаем же мы, пишет философ, что есть такие явления как сон, бред, галлюцинации, которые вызываются несуществующими вещами и со­бытиями. Так откуда же у нас возникают идеи? Где их источник? Беркли считает, что этот источник другой дух, другая "воля", которая их производит.

Предвидя возражения на свои замысловатые построения, Беркли за­дает следующий вопрос: "Во что же обратятся солнце, луна и звезды? Что должны мы думать о домах, горах, реках, деревьях, камнях, даже о наших собственных делах? Неужели это не более, как химеры или об­маны воображения?"3.

Нет! все остается, так сказать, на своих местах. И реки продолжают течь, и камни падать, и пушки стрелять, и телебашни гореть. Отличить фантазии больного воображения, химеры можно от подлинной "реальнос­ти", как ее понимает Беркли. Это помогает нам познать "высший дух", но химеры и реальность - это все равно идеи, талдычит он. "Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы назы­вают материей или телесной субстанцией"2, - не удержался наш епископ, выдавая то место, где зарыта собака!

"Но вы все-таки скажите, - продолжает он наводить тень на плетень, -что странно звучат слова: мы пьем и едим идеи и одеваемся в идеи. Я согла­сен, что это так, потому что слово идея не употребляется в обыкновенной речи для обозначения различных сочетаний ощущаемых качеств, которые (сочетания) называются вещами; ... Твердость и мягкость, цвет, вкус, теп­лота, форма и тому подобные качества, которые составляют во взаимном соединении различные роды пищи и предметов одежды, существуют... толь­ко в духе, которым они воспринимаются, и мы подразумеваем только это, называя их идеями..."5.

Ему даже возражали следующим образом: мол, Священное писание по­вествует о реальных вещах, о реальных городах, о реальном Иордане, Иеру­салиме, о том, что Христос превратил воду в вино, а не идею вина и т.д. Философ парирует: "... я не думаю, чтобы то, что философы называют ма­терией, или существование предметов вне духа было где-либо упомина­емо в Писании"6. Приводили возражение также и из области науки. Если мы не можем ощутить, воспринять движение Земли, то, согласно Беркли, мы должны вроде бы отрицать это движение. Беркли, выворачиваясь из неудобного положения, отвечал, что если бы мы могли видеть Солнце и планеты со стороны, то тогда бы восприняли это движение Земли. Обратим внимание в конце нашего знакомства с епископом Беркли, что все здесь не так просто, чтобы представить как абсурд.

Ведь мы, люди, действительно так "устроены", что внешний мир дан нам через наши ощущения и мы не можем "выскочить" из самих себя и представить, к примеру, стол, за которым мы сидим, существующим сам по себе, независимо от наших представлений. Можно задать себе простой вопрос: "Останутся ли эти столы в аудитории, когда закончится наша лек­ция?". Конечно, ответ здравого смысла может быть только утвердитель­ным. Но как его доказать?! Как проверить, что они действительно оста­нутся в аудитории?

Вот на этих особенностях нашего познания, нашей природы и спекули­рует Беркли, пытаясь обосновать, то, что мир, природа не могли бы суще­ствовать вне их восприятия, вне их ощущения. И таким всеобщим "ощущателем" и "воспринимателем" может быть только Высший Разум, толь­ко Бог, без которого ничего существовать не может, доказывает нам рели­гиозный философ Джордж Беркли. И последнее замечание. Когда он в сво­ей философии прибегает к помощи Творца, то вынужден переходить от иде­ализма субъективного к объективному идеализму, в чем можно усматри­вать непоследовательность его позиции.