
- •Профессионально-этические основы работы практического психолога
- •Тема 1. Лекция: Влияние ситуации взаимодействия психолога и клиента на возникновение трансферентных отношений.
- •Тема 2. Лекция: Основные этические принципы.
- •Тема 3. Лекция: Этические дилеммы в консультационной и терапевтической деятельности.
- •Тема 4. Лекция: Условия выполнения принципов и стандартов профессиональной этики психолога
- •Конфиденциальность и открытость
- •Тема 5. Лекция: Ответственность психологов за своё профессиональное развитие
- •Тема 6. Лекция: Специальные темы профессиональной этики психологической деятельности.
Профессионально-этические основы работы практического психолога
Тема 1. Лекция: Влияние ситуации взаимодействия психолога и клиента на возникновение трансферентных отношений.
Задачи: Изучение влияния переноса и контрпереноса на отношения психолога и клиента. Определение значения правила нейтральности. Исследование ограничений в работе психолога.
Цель дисциплины – ознакомление студентов со сферой профессиональной ответственности и основными положениями документов по профессиональной этике, регламентирующих деятельность психолога.
Обычно клиенты испытывают широкий диапазон эмоций по отношению к психологу. Люди, которые получали слишком мало любви или понимания в жизни, могут ответить на профессиональное отношение аналитика (внимательность, понимание и т.п.) чувством любви. Одинаково частыми эмоциональными реакциями на психолога могут быть ненависть, насмешка, равнодушие или долгие периоды, когда вообще отсутствуют какие-либо чувства.
По мнению Джойс МакДугалл, мы не можем уйти от ролей, которые наши бессознательные Я заставляют нас играть, часто используя при этом людей из нашей сегодняшней жизни как реквизит для решения проблем прошлого. Поэтому психолог часто оказывается тем «реквизитом», который нужен клиенту, чтобы «проиграть» и «переделать» старые свои чувства и отношения.
Очевидно, что психолог играет различные роли в жизненном сценарии по мере его развертывания в переносе, и в определенные критические для клиента моменты он обычно представляет собой и мать, которая предает его, и отца, которому он вынужден подчиняться. Очевидно, что эти архаические фигуры являются искажениями как исходных родительских фигур, так и имеющегося в настоящем психолога, который становится важным участником патологической организации, поддерживающей эти искажения и мешающей возвращению проекций в самость. Это создает важные технические проблемы для психолога, который находится под давлением, вынуждающим его разыгрывать различные роли из внутреннего мира пациента. Одна из его задач состоит в том, чтобы осознать эти роли и отличить их от похожих, но не идентичных сценариев, берущих начало в собственном внутреннем мире психолога. В последние годы мы стали намного лучше понимать, что собственные потребности аналитика взаимодействуют с потребностями пациента очень сложным образом. И когда их защитные потребности совпадают, тупиковая ситуация особенно часто проходит незамеченной и становится хронической. Один из таких типов взаимодействий возникает, когда пациент нуждается в воссоздании архаической авторитетной фигуры, чтобы подчиняться ей, и когда аналитик имеет потребность в зависимой фигуре, чтобы осуществлять над ней свою власть. Чтобы распознать, что происходит, психолог должен быть способен идентифицироваться с фигурами из прошлого пациента, но не попадать к ним в ловушку, так чтобы он был способен вернуться назад к своей роли психолога. Иногда это требует инсайта относительно своих собственных защитных нужд и понимания собственной зависимости и уязвимости.
Полное или глубокое переживание переноса вызывает у психолога беспокойство, психолог больше всего боится его и больше всего желает его избежать. Стрэйчи подчёркивал, что давать пациенту интерпретацию необходимо в спокойной, невозмутимой манере. Исследуемая область - задача совладания с сильными контрпереносными переживаниями и сохранения психологической техники интерпретации. Во время консультационной или психотерапевтической работы протекает процесс трансформации или проработки в психологе. Пациент сознательно или бессознательно озабочен тем, уходит психолог от этих проблем или пытается их разрешить.
Настояние на том, что психолог не затронут подобными переживаниями, во-первых, несправедливо, а во-вторых, может сообщать пациенту, что его состояние, боль и поведение эмоционально игнорируются специалистом. Я предполагаю, что если мы изолируем эмоции, мы рискуем изолировать и любовь, смягчающую ненависть, и позволить ненависти управлять так называемым поиском истины. То, что выглядит бесстрастным, может содержать в себе убийство любви и заботы. Психолог позволяет себе иметь переживания, прорабатывать их и, сохраняя принцип нейтральности, трансформировать в полезную интерпретацию.
Психолог никогда не предписывает, какие чувства клиент должен испытать. Наоборот, цель консультационной или психотерапевтической работы состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться понимать и принимать все возникающие у него чувства независимо от того, каковы они.
По большей части во время работы с психологом клиент расслабляется и успокаивается, но общение с психологом может быть также весьма жесткой работой. Часто родственникам или друзьям кажется, что психологическое консультирование, психотерапия или психоанализ - это искусственная поддержка, своего рода "психологические костыли", что он ведет к бегству от действительности, к иллюзорному уходу от проблем. На деле же клиент в ходе данного общения приобретает реальную возможность, спокойно и реалистично смотреть в лицо жизненным событиям. В ходе общения с психологом его не поощряют быть зависимым, напротив, он должен стать независимым и ответственным за свою судьбу.