
- •Православие
- •Этапы церковно-государственных отношений в России.
- •Христианство на Руси до Крещения
- •Крещение Руси и ее последствия
- •Церковная организация в домонгольский период
- •Церковь в период татаро-монгольского ига
- •Русское монашество в XIV – XVI веках.
- •Положение церкви в период образования Московского государства
- •Утверждение патриаршества на Руси. Церковь в годы Смуты
- •Патриаршество Никона. Церковный раскол
- •Синодальный период в истории Русской церкви. XVIII век.
- •Синодальный период в истории Русской церкви. Xiх – начало хх века.
- •Русская церковь в годы гонений
- •Русская православная церковь в годы Великой отечественной войны и послевоенный период
- •Догматы Православной церкви
- •Православные таинства
- •Богослужение Православной церкви. Устройство храма
- •Православные праздники
- •Двунадесятые праздники:
- •События страстной недели
Догматы Православной церкви
Иисус Христос возвестил истину чисто религиозным путем, путем веры. Он принес божественное Откровение, т.е. сообщил горние истины, которые человеческий разум самостоятельно не мог найти и тем более постигнуть их сокровенный смысл.
Святые апостолы Иоанн Богослов и Павел заложили начало христианского богословия, а в дальнейшем апологеты и Отцы Церкви пытались выразить истины веры и на научном языке. Развитие богословия, как было показано ранее, происходило в напряженных поисках и нередко в ожесточенной борьбе ради максимально точного, ясного и понятного для всех выражения истин веры – догматов.
Догмат (от греч. dogma – мнение, учение, постановление) – это понятийно сформулированное положение веры, основанное на Священном Писании и утвержденное авторитетом Церкви. По учению Отцов Церкви, догмат есть непререкаемая истина о Боге и Его Домостроительстве, данная через Божественное откровение, и потому противостоящая любому личному мнению. Догмат относится к внутреннему существу религии, это истина созерцательного учения, и этим отличается от других истин и постановлений христианской религии – нравственных, литургических, канонических. Догматы лежат в основе вероучения и признаны истинами вечными и неизменными, обязательными для всех верующих, т. е. для всех членов Церкви.
Церковь вводила догматы с большой осторожностью, стремясь в формулировании истин, во-первых, понятным образом сообщить их верующим, а во-вторых, отклонить ложные толкования истин. Отправной точкой в этой работе было церковное Предание, но разные богословы или целые школы подчас приходили к совершенно разным формулировкам. Находясь в рамках Церкви, они рано или поздно, отсекая крайности, находили единую общеобязательную формулировку, в то время, как еретики, находясь вне Церкви, субъективно выделяли то один, то другой аспект в ущерб остальным.
Догматическая работа Церкви была вначале направлена на уяснение тринитарных тайн веры, затем – христологических, затем иных. В процессе борьбы за утверждение чистоты православной веры Отцы Церкви выработали богословскую терминологию, которая не встречается в Писании, но которая позволяет более четко выразить богооткровенную истину. Так возникли такие новые понятия как Троица, Единосущный, Богочеловек, Богородица. Православная Церковь в отличие от Римо-Католической без большой нужды не стремится что-либо догматизировать. Православные догматы утверждались Вселенскими Соборами только при возникновении ересей.
Против формулирования догматов выдвигалось и выдвигается такое возражение: христианство из-за них отказалось от своего религиозного призвания, превратилось из религии в богословие, в одну из областей знания. Но исповедуемое сторонниками такой точки зрения мнение о достаточности для христианина одной только веры ошибочно. В первом послании апостола Петра читаем: «будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет, 3:15). А в первом послании апостола Павла к Коринфянам читаем: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор, 14:20).
Учение Церкви имеет спасительное значение, и потому знание и понимание догматов помогает в деле спасения. Догмат – вовсе не одно лишь теоретическое положение, он имеет духовную ценность. Вспомним героическую борьбу св. Афанасия Великого, пятикратно изгоняемого с кафедры, но не соглашавшегося на ложную формулировку догмата. Можно вспомнить и св. Максима Исповедника, который за верность православию был судим, подвергся мучениям и умер в ссылке.
В то же время, в своей глубине всякий догмат остается непостижимой тайной, догматические определения являются не столько положительным раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. Интересно в связи с этим рассуждение одного русского богослова о том, что если бы наша вера была бы понятна и объяснима умом, тогда можно было бы допустить, что она (ее догматы) являются плодом человеческого измышления. Но так как все наши догматы выше ума нашего, не вмещаются в него, то очевидно, что их не мог выдумать сам человек. Они могли быть лишь даны нам или открыты Тем, о Ком эти догматы говорят. Следовательно, самая непостижимость догматов говорит не против них, а за их действительную истинность (27, с. 126).
Это нисколько не препятствует развитию и поискам богословской мысли, догматы – не путы для мысли и не кандалы, а предохранительные границы. Догматизировано только самое существенное и необходимое для спасения, но остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Исследованием этих вопросов путем не столько логики и рассудочного анализа, сколько путем прямого созерцания истины через молитвенный подвиг занимаются богословы, высказывающие свое личное мнение. Это богословское мнение не является общецерковным учением, но оно должно заключать в себе истину, как минимум, не противоречащую Откровению. Таковы, например, суждения о двух- или трехсоставности человеческой природы; о том, как следует понимать бесплотность ангелов и человеческих душ; о Страшном Суде и др. Эти вопросы интересны, но несущественны для нашего спасения.
Основная догматика утверждена на первом и втором Вселенских Соборах, на которых был сформулирован Символ веры, провозглашающий основополагающие истины христианства: о Едином Боге, о создании мира Богом, о Святой Троице, т.е. триединстве Бога, о Боговоплощении, о девстве Богородицы, об искуплении, о вознесении, крещении, бессмертии души. Имеются также богооткровенные истины хотя и не догматизированные, но органично входящие в состав церковного Предания, о таинствах Церкви, о сотворении Богом мира из «ничего», о силе крестного знамения, о почитании святых и икон.
О значении догматов говорит тот факт, что с древних времен и доныне перед воцерковлением крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т. е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины православия (при крещении младенца Символ веры читают его крестные родители). В постановлениях шестого Вселенского Собора утверждается, что необходимо предавать анафеме тех членов Церкви, которые не приемлют догматов благочестия. Дадим краткую характеристику основных догматов.
1) Вера во единого Бога Отца – для христианина это означает живую уверенность в Бытии Бога.
2) Бог признается Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого – и для христианина очевидно, что мир не самобытен, но явился результатом особого творческого акта Божия. Мир не образован Богом из вечно существующей материи, но и сама материя и мир в целом (космос) сотворены, вызваны из небытия к бытию единственно всесильным творческим словом Божиим. Творение мира было не моментальным, но постепенным, «шестидневным». Наряду с миром видимым, т.е. доступным восприятию наших чувств, создан мир и невидимый, т.е. сверхчувственный.
3) Вера во единого Бога Отца означает также признание таинства Святой Троицы, потому что Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Догмат о Святой Троице есть основание христианской религии, на нем основываются догматы о сотворении мира и человека, о спасении и освящении человека, учение о таинствах Церкви. По мнению Отцов Церкви, Божественная Троица есть Альфа и Омега (Начало и Конец) духовного пути, познание этой тайны во всей полноте означает достижения обожения своего существа. Но этот догмат непостижим на уровне рассудка, который встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни: каким образом Троица одновременно есть и Единица? как одно и то же соединено и раздельно? Однако мы можем получить образное представление об этой тайне: солнце или огонь, от которого исходят свет и тепло подобно тому, как от Отца вечно и нераздельно происходят Сын и Дух; или источник воды, бьющий ключ и текущий поток, неразрывно соединенные между собою и однако различные; или корень дерева, его ствол и ветвь.
4) Господь Иисус Христос есть Сын Божий, Единородный, Рожденный от Отца прежде всех век, истинный Бог от истинного Бога, несотворенный и единосущный Отцу – важнейший догмат христианства, говорящий о втором лице Святой Троицы.
5) Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии и вочеловечился – этот догмат утверждает, что Сын Божий пришел на землю для спасения всего рода людского, а для этого вочеловечился, т.е. стал плотью человеческой с душою человеческой.
6) Иисус Христос при Понтии Пилате был распят, страдал и был погребен – тем самым Сын Божий Своею крестною смертью избавил людей от греха и смерти. Он страдал и умер не Божеством, которое вечно и вездесуще, а человечеством Своим.
7) Иисус Христос воскрес в третий день согласно Писанию – в соответствии с пророчествами в Ветхом Завете (Ис, 53:5; Иона, 2:1; Пс, 15:10), тем самым знаменуя спасение людей. В этом состоит смысл Воплощения и Искупления.
Адам, созданное Богом образ и подобие Божие, в своем своевольном произволении выбрал путь, не совпадающий с Божественной Волей. Он отпал от Бога, но после того самостоятельно уже не мог воссоединиться с Богом. Зло явилось в мире, и человек самостоятельно не мог его уничтожить. И вот Сам Бог-Любовь восхотел воссоединить человека, но не механически, не насильно, а сохраняя в полном объеме человеческую свободу. Бог Отец помыслил отдать делу Искупления Своего Единородного Сына. Зло, воцарившееся в мире, должно было убить воплотившегося Богочеловека, и это величайшее злодеяние должен был простить Христос, вновь излив на мир всю полноту любви Божией. Во Христе человек вновь примирялся с Богом, в Нем восстанавливалось единство, а смерть побеждалась воскресением Богочеловека Иисуса Христа. Правда, мир по-прежнему во зле лежит, но человеку открыт путь спасения.
Далее в Символе веры утверждается о Вознесении Иисуса Христа, о предстоящем Страшном Суде Сына Божия, о вере в Святого Духа как третью ипостась единого Бога и в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, о вере во крещение, воскресение мертвых и жизнь будущего века.