Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpora_voprosy_MChP_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.31 Mб
Скачать

69. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок. (Статут сделки, применимое право).

Среди определений внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки ключевое место занимает Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст. 1).

Общей генеральной коллизионной привязкой практически всех внешнеэкономических сделок выступает автономия воли сторон. Принцип автономии воли сторон считается наиболее гибкой формулой прикрепления, и его применение в наибольшей степени соответствует общему принципу свободы договора. Если спор по внешнеторговой сделке решается с применением коллизионного метода регулирования, то автономия воли понимается как право выбора применения к сделке какого-либо конкретного правопорядка. В основном законодательство предусматривает право неограниченного выбора применимого закона сторонами. Законы некоторых государств (ФРГ, США, Скандинавские страны) устанавливают «разумные» пределы автономии воли. Для ограничения пределов автономии воли используется доктрина «локализации» (это общее ограничение свободы выбора права). Оговорка о применимом праве (автономия воли) может быть прямо выражена или с необходимостью вытекать из условий контракта. Такое требование содержит п. 2 ст. 1210 ГК. В зарубежном праве есть понятие «подразумеваемая воля» сторон.

Если контракт не содержит оговорки о применимом праве, то в судах западных государств производится установление «гипотетической», «подразумеваемой» воли сторон. Для этого используются критерии «локализации», «справедливости», «доброго, заботливого хозяина», разумной связи выбора применимого права с конкретным фактическим составом. При установлении права, применимого к внешнеэкономической сделке, применяются теория статутов, теория существа правоотношения («разума») и теории презумпций: суда и арбитража (кто избрал суд, тот избрал и право); закона места нахождения учреждения, обслуживающего своих клиентов в массовом порядке; общего гражданства или общего домицилия.

Даже если оговорка о применимом праве прямо выражена в контракте, установление «первичных» статутов (личного и формального) правоотношения производится по объективным признакам независимо от воли сторон. Предусмотрено обязательное применение императивных норм законодательства того государства, с которым сделка имеет реальную связь (п. 5 ст. 1210 ГК). Это положение призвано предотвратить обход императивных норм национального права при помощи выбора права другого государства.

Общий принцип установления формального статута правоотношения – применение закона места совершения контракта. Однако в сделках между отсутствующими достаточно затруднительно определить место заключения сделки, так как в общем праве применяется теория «почтового ящика» (место заключения сделки – это место отправления акцепта), а в континентальном – доктрина «получения» (место заключения сделки – это место получения акцепта). Личный закон контрагентов применяется для установления личного статута правоотношения. Определение действительности договора по существу (вопросы «пороков воли» и т. п.) подчиняется обязательственному статуту и предполагает применение права, избранного контрагентами.

Российское право (ст. 1210 ГК) предусматривает возможность неограниченной автономии воли сторон. Соглашение о выборе права может быть сделано как в момент заключения договора, так и в последующем; касаться как договора в целом, так и отдельных его частей. Выбор права сторонами, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения контракта. Соглашение сторон о праве применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество.

В российском праве и практике отсутствует понятие «подразумеваемая воля» сторон. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве к договору применяются субсидиарные коллизионные привязки, устанавливаемые на основе критерия наиболее тесной связи (п. 1 ст. 1211 ГК). Основной субсидиарной привязкой договорных обязательств является закон продавца как право центральной стороны сделки (закон перевозчика, закон подрядчика, закон хранителя и т. д.). Эта общая коллизионная привязка транформируется в специальные: закон места учреждения или обычного места деятельности продавца, закон места его торгового обзаведения.

Российский законодатель понимает под правом, с которым договор наиболее тесно связан, право страны места жительства или основного места деятельности той стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для договора (п. 2 ст. 1211 ГК). В п. 3 ст. 1211 ГК перечислены 19 специальных субсидиарных коллизионных привязок по основным видам внешнеэкономических сделок (договор дарения – закон дарителя, договор залога – закон залогодателя и т. п.).

В российском законодательстве подчеркивается специфика коллизионного регулирования некоторых внешнеторговых сделок. К договору строительного подряда и подряда на выполнение научных и изыскательских работ применяется право страны, где в основном достигнуты результаты соответствующей деятельности. Особые коллизионные правила регулируют сделки, заключенные на аукционе, на бирже, посредством конкурса, – применяется право страны места проведения конкурса или аукциона, места нахождения биржи (п. 4 ст. 1211 ГК). Договоры с участием потребителя регулируются правом страны места жительства потребителя. При этом даже при наличии соглашения сторон о праве предусмотрена особая охрана прав и интересов потребителя (ст. 1212 ГК). К договору простого товарищества применяется право страны места основной деятельности товарищества (п. 4 ст. 1211 ГК).

Внешнеэкономические сделки имеют свой обязательственный статус, т.е. установленные в отношении их обязательные правила, требования, закрепленные в правовых актах. Так, обязательственный статус внешнеэкономических сделок определяет сферу их действия: внешнеэкономическими являются сделки, в которых хотя бы о дна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом , а их содержанием являются операции по экспорту, импорту товара, товарообмену (бартеру), работы, услуги, результаты творческой деятельности. Как правило, большинство внешнеэкономических сделок являются внешнеторговые сделки.  Однако выбор права по воле сторон касается лишь обязательственного статута внешнеэкономического договора*(22). Его lex causae охватывает только определенные вопросы, относящиеся к данному виду отношений. Например, содержание обязательственного статута по договору международной купли-продажи включает законодательство, регулирующее: а) толкование договора и его действительность; б) права и обязанности сторон по данному договору; в) его реализацию и последствия его неисполнения (включая последствия просрочки в исполнении или ненадлежащего исполнения); г) обстоятельства, освобождающие должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение; д) вопросы исковой давности и преклюзивных сроков по контракту*(23); е) иные способы прекращения обязательств (например, зачет); ж) момент перехода права собственности на товар, а также рисков его случайной гибели или повреждения; з) действие во времени норм, регулирующих отношения сторон; и) вопрос о конкуренции исков*(24).

1210 Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

1218 Основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству.

70. Коллизионные вопросы семейного права в Семейном кодексе РФ.

В различных странах к регулированию семейно-брач-ных отношений подходят с разных точек зрения. Это объясняется различными правовыми системами, на­циональными особенностями, традициями. Так, в не­которых странах допускается многоженство, относи­тельно регистрации брака в разных правовых системах разные подходы - одни признают регистрацию только в государственных органах, а другие - церковные бра­ки, третьи.признают браки, заключенные как в государ­ственных органах, так и в церкви. Есть страны, где по­ложение женщин и мужчин различно. Так же различно и правовое регулирование. В меж­дународном частном праве данная отрасль регулиру­ется коллизионными нормами, которые отсылают к праву отдельных стран. На территории России действует Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, в нем регулируются вопросы применения семейного законодательства к семейным отношениям с участи­ем иностранных граждан и лиц без гражданства. Се­мейным кодексом регулируются такие вопро­сы, как: - заключение брака на территории Российской Фе­дерации; - расторжение брака; - личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов; - установление и оспаривание отцовства (материн­ства); - права и обязанности родителей и детей; - алиментные обязательства совершеннолетних де­тей и других членов семьи; - усыновление (удочерение). В отношении усыновления детей иностранными у гражданами существуют Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контро­ля за условиями их жизни и воспитания в семьях усы­новителей на территории Российской Федерации и Правила постановки на учет консульскими учреж­дениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без граж­данства, утвержденные постановлением Правитель­ства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского со­стояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкова­нием, практикой применения и доктриной в соответ­ствующем иностранном государстве. В целях установления содержания норм иностран­ного семейного права суд, органы записи актов граж­данского состояния и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяс­нениями в Министерство юстиции Российской Феде­рации и другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов. Заинтересованные лица вправе представлять до­кументы, подтверждающие содержание норм иностран­ного семейного права, на которые они ссылаются в обо­снование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установле­нии содержания норм иностранного семейного права. Если содержание норм иностранного семейного права не установлено, применяется законодательство Российской Федерации. Нормы иностранного семейного права не применя­ются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка(публичному порядку) Рос­сийской Федерации. В этом случае применяется зако­нодательство Российской Федерации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]