- •Глава 1. Концепция межкультурных различий г. Хофстеде. 5
- •Глава 2. Проблема разграничения влияний национальной и организационной культуры на взгляды и ценности людей. 19
- •Глава 3. Критика теории г. Хофстеде. 20
- •Введение.
- •Глава 1. Концепция межкультурных различий г. Хофстеде.
- •Теория Герта Хофстеде.
- •1.2. Параметры культуры.
- •1.21. Соотношение индивидуализма и коллективизма.
- •1.22. Дистанция власти.
- •1.23. Соотношение мужественности и женственности.
- •1.24. Избегание неопределённости.
- •1.25. Конфуцианский динамизм.
- •Глава 2. Проблема разграничения влияний национальной и организационной культуры на взгляды и ценности людей.
- •Глава 3. Критика теории г. Хофстеде.
- •Заключение.
- •Список литературы.
Глава 1. Концепция межкультурных различий г. Хофстеде.
Теория Герта Хофстеде.
Герт Хофстеде – известный нидерландский социолог, основатель и первый директор Института исследований кросс-культурного сотрудничества, доктор социальной психологии.
Ранние исследования голландского учёного были направлены на изучение результатов воздействия формальных систем контроля на организации и на работающих в них людей. Его докторская диссертация 1967 г. «Игры в бюджетный контроль» была посвящена проблемам так называемого «поведенческого учета».
На основе результатов детальных опросов, проведенных на пяти машиностроительных предприятиях Нидерландов, определив корреляции между субъективными мнениями и объективными данными отчетов, ученый пришел к выводу о том, что ключевым фактором эффективности системы контроля была не столько активность участия менеджмента в разработке стандартов (что было общим убеждением), сколько способность руководства поддерживать «дух игры» вокруг достижения бюджетных целей. Эта диссертация была посвящена изучению того, что позднее стало называться «культурой организации». В 1970-х гг. основное внимание в исследованиях Г. Хофстеде уделялось анализу различий национальных культур и их влиянию на организации, а позднее, в 1980-х гг., различиям организационных культур в рамках одной нации.
Эмпирическую основу для главной научной работы ученого составили результаты анкетирования, проведенного на дочерних предприятиях крупной американской международной корпорации IBM, с которой сотрудничал Г. Хофстеде. В то время он входил в состав группы, которая проводила внутренние исследования в компании, результаты которых должны были помочь ей в достижении собственных целей и не рассматривались в качестве вклада в развитие науки. В период проведения исследований эта мультинациональная компания, возможно, достигла пика своего могущества — ее дочерние предприятия оперировали почти в 100 странах. Другие необходимые сведения позднее были собраны в одной из бизнес-школ Швейцарии, в которой функционировали курсы для топ-менеджеров разных стран.
Данные о мультинациональной компании собирались дважды, в 1968 и 1972 гг., и включали в себя свыше 116000 анкет, содержавших ответы работников пятидесяти профессий шестидесяти шести национальностей. Каждая из них содержала около 150 вопросов о разделяемых ценностях, о восприятии различных событий и о факторах, приносящих удовлетворение. Анкеты были напечатаны на двадцати языках. По техническим причинам анализ данных, которые привели к главным предположениям Г. Хофстеде, касался в основном ответов работников из сорока стран. Из всех обследованных организаций тридцать девять были дочерними предприятиями той же самой крупной американской мультинациональной компании. Сороковой была управляемая рабочими организация из Югославии, которая, среди прочих видов деятельности, импортировала и обслуживала продукцию американской компании.
Анализ данных на уровне страны, использующих ответы только на двадцать из 150 вопросов, привел к группированию ценностей, связанных с работой, вокруг четырех «экологических измерений» на основе теоретической релевантности и статистической связи основных показателей каждой из сорока стран. Четыре идентифицированных Г. Хофстеде измерения (фактора) национальной культуры были названы им следующим образом: (1) дистанция власти; (2) стремление избежать неопределенности; (3) индивидуализм/коллективизм; (4) мужественность/женственность.
Путем сравнения и перекрестного анализа своих результатов с результатами, полученными другими учеными, Г. Хофстеде попытался продемонстрировать истоки этих измерений в основных социальных институтах таких, как религия и семья и их последствия для таких вторичных институтов как экономика, политика и, разумеется, бизнес-организации. Он утверждал, что эти культурные измерения определяют способы структурирования и управления организациями.
Последующее исследование, проведенное в 23 странах совместно с М. Бондом в 1991 г., позволило выделить пятый параметр этой модели — конфуцианский динамизм или долгосрочная ориентация.
Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным.
