Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MChP (1).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
543.23 Кб
Скачать
  1. Функции коллизионной нормы : отсылочная и регулятивная. Содержание дискуссий по этому вопросу.

Отсылочный характер коллизионных норм означает, что в их тексте нет сочетания гипотезы, диспозиции и санкции - неотъемлемого качества иных правовых норм. Они состоят из объема и привязки, а их действие всегда предполагает наличие соответствующего материального права. Под объемом понимаются соответствующие правоотношения, к которым применимы эти нормы. Под привязкой понимается указание на право страны (правовую систему), которое подлежит применению к данному виду отношений.

Отсылки не возникают, если применимое право, к которому отсылает коллизионная норма или которое выбрали стороны, не рассматривается как совокупность материальных и коллизионных норм. Отсылки не признаются согласно ГК РФ. Обратная отсылка иностранного права в РФ может приниматься в случаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица.

Характеристика коллизионных норм как вспомогательных, отсылочных, не отражает их действительного назначения в международном частном праве. Коллизионная норма вместе с материально-правовой нормой, обращение к которой венчает выбор применимого права, образуют правило поведения для участников соответствующего частноправового отношения. Осуществление коллизионной нормой регулятивной функции охватывает таким образом: 1) установление применимого права, т. е. определение статута отношения; 2) применение к отношению конкретных материально-правовых предписаний этого статута. Отечественная доктрина международного частного права исходит из того, что коллизионная норма отсылает не к отдельной, изолированной иностранной правовой норме, а к иностранной правовой системе в целом. “В случаях отношений с иностранным элементом, — писал Л. А. Лунц, — коллидируют не отдельные нормы разных государств, а их правовые системы”. Сведение определения компетентного закона лишь к выбору между изолированными нормами различных правопорядков означало бы, что “применяется не живая норма права какого-либо государства, а норма, которая в сущности не имеет нигде действия. Ведь норма права, выделенная из состава правовой системы, к которой она принадлежит, мертва и во всяком случае лишается в значительной мере своего содержания”. Установление содержания норм применимого иностранного права, образуемого им статута отношения (статута договора, статута обязательства вследствие причинения вреда; статута отношения по наследованию и т. д.) осуществляется в соответствии с законом (ст. 157 Основ гражданского законодательства, ст. 12 АПК РФ, ст. 166 Семейного кодекса РФ). Суды и иные правоприменительные органы, устанавливая содержание норм иностранного права, следуют их официальному толкованию, практике применения и доктрине в соответствующем иностранном государстве. Справедливо подчеркивая необходимость широкого понимания коллизионной отсылки, авторы, исследующие проблемы коллизионного права, не всегда выделяют то обстоятельство, что выбор применимого права не является, в свою очередь, результатом применения отдельной, изолированной коллизионной нормы. Разумеется, коллизионная норма — наиболее важная часть в механизме определения применимого права, но в осуществлении его участвуют и другие элементы этого механизма. Нельзя недооценивать при этом значения отечественной доктрины международного частного права, к которой в этих целях обращалась правоприменительная практика.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]