Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_3.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
120.12 Кб
Скачать

Политология XIX в.

На политологию XIX в. наибольшее влияние оказали Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Огюст Конт (1798-1857) и Карл Маркс (1818-1883). Для всех этих философов характерны концепции исторического детерминизма и использование более сложного философского арсенала. Гегель и Маркс опираются на диалектический метод, Конт создает начала философского позитивизма.

Реакцией на эти усложненные, абстрактные, поистине всемирные концепции стала волна эмпиризма (В. Вильсон, В. Рошер и др.) и эволюционизма (Г. С. Мейн, Г. Спенсер, Ф. Теннис). Эволюционисты стремились учитывать культурные и социально-экономические условия развития различных государств. Работы Фердинанда Тённиса (1855-1936), Макса Вебера (1864-1920), Эмиля Дюркгейма (1858-1917) заложили основы политической компаративистики. Их исторический подход способствует более глубокому пониманию различий между Gemeinwesen (община) и Gesellschaft (гражданское общество), традиционализмом и современным рационализмом, механической и органической солидарностью. Это позволило ряду ученых вслед за Алексисом Токвилем (1805—1859) выступить с доказательством преимуществ демокра­тии по сравнению с другими политическими формами.

Подъемы и спады политической науки в XX в.

Рост мощных корпораций и повышение роли государства способ­ствовали тому, что вопросы лоббирования, получения различных экономических привилегий оказываются в центре внимания поли­тической науки как на федеральном, так и региональном уровне. По­литологи начинают серьезно изучать деятельность групп давления, различные формы подкупа и коррупции. Переплетение экономичес­ких и политических интересов создает объективные предпосылки для сближения двух наук.

Политическая наука пережила в XX в. три подъема.

Первый подъем связан с чикагской школой. Он произошел в 1920—1930-е гг. Импульсом послужило расширение эмпиричес­ких исследований, которые опирались на психологическую и со­циологическую интерпретацию политики. Наибольший вклад в развитие этого направления внесли Чарльз Мерриам (18741953), Гарольд Госнелл (1897—1997) и Гарольд Лассуэлл (1902— 1978). В центре внимания оказались анализ воздействия направ­ленной агитации на исход голосования, вопросы технологии про­паганды и социального управления.

Второй подъем — в 1950—1960-е гг. — можно охарактеризо­вать, как поведенческую революцию, когда на передний план вышли методы изучения поведения населения: от проблем пер­вичной социализации, психологических факторов продвижения продукции на рынке до анализа склонностей и предпочтений из­бирателей. В это время начинают широко применяться опросы об­щественного мнения, углубленные интервью, статистический ана­лиз, позволяющий на основе выборок сделать объективные прог­нозы. Чтобы понять поведение людей в меняющемся мире (особен­но в процессе трансформации одной системы в другую), необходимо включить в анализ как уже сложившиеся, существующие, наличные ценности, так и ценности формирующиеся, воз­можные в складывающемся обществе.

Растет профессионализм политологов, возникают профессио­нальные ассоциации, увеличиваются количество и тиражи науч­ных журналов. Наиболее крупными центрами подготовки полито­логов становятся Мичиганский, Колумбийский и Чикагский уни­верситеты. Профессия политолога становится престижной и широ­ко распространяется в подавляющем большинстве университетов. Политология приобретает характер современной профессии.

В Европе успехи политологии связаны со становлением госу­дарства всеобщего благоденствия, которое нуждается во все воз­растающем объеме разнообразной информации о деятельности властных структур.

Третий подъем политологии в XX в. связан с применением теории рационального выбора и методологического индивидуализма, когда на смену бихевиоризму пришли методы, отличающиеся формальным порядком и математической строгостью. Политическая наука все больше и больше строится на аксиомах, заимствованных из экономики. При этом предполагается, что люди от природы рациональны, стремятся к максимизации материальной благосостояния и озабочены в первую очередь текущими проблемами. Важнейшими императивами любого научного исследования становятся достоверность данных и стремление к объективности выводов. Широкие теоретические обобщения отходят на второй план, уступая место анализу конкретных ситуаций. При этом исследование материальных интересов резко потеснило изучение духовных ценностей, культурных стереотипов, личных привязанностей и социальных институтов.

Лишь в конце XX в. намечается путь к объединению разливных методологических подходов под эгидой нового институционализма. Сторонники эконометрики вынуждены признать значение и достоинства оценочных процедур, складывающихся под влиянием пат-эффектов. Это приводит к отказу от общей методологии пользу частной, от универсальных инструментов в пользу специализированных, от попыток строить общую теорию в пользу анализа отдельных ситуаций. В результате экономисты и политики име­ют в данное время гораздо более богатый набор исследовательских методов и инструментов, чем их предшественники. С их особен­ностями мы и познакомимся в следующем параграфе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]