
- •Тема 1. Уголовно-правовые системы современных зарубежных стран
- •Тема 2. Источники уголовного права
- •1. Законодательный акт как источник уголовного права
- •Раздел 3 статьи 1, регулирующий вопросы привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц;
- •2. Судебная практика как источник уголовного права
- •Тема 3. Преступное деяние по законодательству современных зарубежных стран
- •1. Понятие и признаки преступления
- •2. Классификация преступлений
- •Тема 4. Субъекты преступления
- •1. Понятие и признаки субъекта преступления
- •2, Юридическое лицо как субъект преступного деяния
- •Тема 5. Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступное деяние
- •Тема 6. Понятие, цели и система наказаний
- •1. Понятие и цели наказания
- •2. Система наказаний
- •Тема 7. Основные виды наказаний
- •Тема 8. Меры исправления и безопасности
- •1. Принудительные меры медицинского характера
- •2. Иные меры исправления и безопасности
- •Тема 9. Отдельные виды преступных деяний
- •1. Преступления против жизни
- •2. Преступления против собственности
- •Содержание
Тема 5. Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступное деяние
Согласно статье 37 УК РФ, не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц^ охраняемых законом интересов общества или государства от обще ственно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.
По УК КНР необходимой обороной являются деяния, совершенные для предотвращения незаконных посягательств при защите государственных, общественных интересов обороняющегося или прочих лиц, их собственности и других прав, если они нанесли ущерб лицу, совершившему незаконное посягательство. Согласно статье 20 УК, деяния, явившиеся необходимой обороной, не подлежат уголовной ответственности.
За деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, очевидно превысившие необходимые пределы, что нанесло крупный ущерб, должна наступать уголовная ответственность. При превышении пределов необходимой обороны наказание назначается ниже низшего предела либо лицо освобождается от наказания. Данное предписание Кодекса заслуживает одобрения. Во-первых, оно соответствует принципам гуманизма. Во-вторых, стимулирует граждан решительнее бороться с преступными проявлениями в обществе.
Уголовный кодекс КНР содержит предписания, уточняющие пределы необходимой обороны. Так, причинение телесного повреждения или смерти лицу, совершавшему такие незаконные посягательства, как физическое насилие, убийство, разбой, изнасилование, захват заложника, насильственные преступления, угрожавшие безопасности людей, не является превышением пределов необходимой обороны. Это положение представляется достаточно интересным. Получается, что УК четко устанавливает допустимые меры реагиро-
вания граждан на некоторые противоправные деяния. В конкретной жизненной ситуации нет необходимости решать, будет ли превышением пределов необходимой обороны, например, убийство насильника или разбойника. В Кодексе уже содержится ответ на этот вопрос.
В УК ФРГ институт необходимой обороны регламентирован недостаточно подробно. Необходимая оборона согласно § 32 УК есть защита, которая требуется для того, чтобы отразить наличное противоправное нападение на себя или кого-либо другого. Тот, кто совершает деяние, вызванное потребностью необходимой обороны, поступает не противоправно.
Неполнота приведенной дефиниции вполне очевидна. Из предписаний Кодекса не ясно, например, будет ли считаться необходимой обороной защита собственности от противоправного посягательства.
Отсутствует в УК ФРГ и указание на признаки превышения пределов необходимой обороны. В Кодексе лишь предусматривается, что если лицо превышает пределы необходимой обороны из-за замешательства, страха или испуга, то оно не подлежит наказанию. Сама по себе такая позиция законодателя не вызывает возражений. В данном случае уголовно-правовая норма учитывает то особое психическое состояние, в котором может находиться обороняющийся, например при внезапном нападении. Однако остается непонятным вопрос, при каких обстоятельствах лицо, превышающее пределы необходимой обороны, будет подлежать наказанию.
Институт необходимой обороны, регламентированный УК Франции, имеет свои нюансы. Согласно статье 122-5 УК, не подлежит уголовной ответственности лицо, которое при необоснованном посягательстве на него самого или на других лиц совершает в это же время действие, продиктованное необходимостью законной обороны себя или других лиц, за исключением случаев несоответствия между используемыми средствами и серьезностью посягательства.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое для того, чтобы прервать совершение преступления или проступка против собственности, совершает защитное действие, иное, чем умышленное убийство, если это действие является строго необходимым для преследуемой цели и используемые средства соответствуют серьезности преступного деяния.
Примечательно, что уголовный закон прямо устанавливает запрет на убийство, посягающего при защите собственности.
Недостатком данной статьи является использование законодателем термина «необоснованное посягательство», содержание которого определить затруднительно. Безусловно, речь, скорее всего, должна идти о противоправном посягательстве.
Интересным представляется предписание статьи 122-6 УК Франции, в соответствии с которым «считается действующим в со-
44
4<
стоянии правомерной обороны тот, кто совершает действие:
п. 1. Чтобы воспрепятствовать ночью проникновению в жилое помещение путем взлома, насилия или хитрости;
п. 2. Чтобы защитить себя от преступников, совершающих воровство или грабеж с применением насилия».
Вполне очевидно, что данная норма дополняет положения статьи 122-5 УК Франции. Однако не совсем понятно, почему пункт 1 статьи 122-6 УК указывает лишь на ночное время совершения покушения. Получается, если взломщик проникает в дом днем, то обороняющееся лицо не будет считаться действующим в состоянии необходимой обороны.
В уголовном законе не установлены правила привлечения лица к ответственности за превышение пределов необходимой обороны,
В США необходимая оборона включает в себя три вида действий, которые терминологически обозначаются как «самозащита», «защита других лиц», «защита имущества».
УК штата Нью-Йорк содержит некоторые условия правомерности необходимой обороны. В частности, указывается, что лицо может применить физическую силу к другому лицу тогда и в такой степени, когда и насколько, как оно разумно полагает, это необходимо для защиты самого себя или третьего лица (§ 35.15 УК).
Как видно из приведенной дефиниции, она достаточно психологизирована. Законодатель требует от обороняющегося умения «разумно полагать».
Самооборона является правомерной в случаях, если:
a) поведение нападающего не было спровоцировано оборо няющимся;
обороняющийся не был агрессором;
примененная физическая сила - не результат поединка по соглашению, специально не санкционированного правом.
Данное положение уголовного закона конкретизирует условия правомерности самообороны. Примечательно, что провокация нападающего, агрессивное поведение по отношению к нему со стороны потенциального обороняющегося исключают правомерность необходимой обороны. Как показывает анализ законодательства, подобные положения редко включаются в уголовные кодексы других государств. Однако это не означает, что их важность отрицается уголовно-правовой доктриной и практикой.
Определены в законодательстве и требования, предъявляемые к применению обороняющимся смертельной физической силы. Исходя из законодательной дефиниции «смертельная физическая сила» означает силу, которая в тех обстоятельствах, в которых она использовалась, легко способна привести к смерти или причинить тяжкие телесные повреждения (§ 501 УК штата Пенсильвания). Такая сила
применяется в случаях, когда другое лицо (посягающий):
применяет сам или вот-вот начнет применять смертельную физическую силу. Однако если обороняющийся может отступить (спастись бегством), то он не имеет права использовать смертельную физическую силу. Обороняющийся не обязан отступать, когда он находится в своем жилище и не является первоначальным агрессором, а также в случае, если он является служащим полиции;
совершает или пытается совершить похищение человека, изнасилование, ограбление или «берглэри» (§ 35.15 УК штата Нью-Йорк).
Американское уголовное законодательство (например, § 505 УК штата Пенсильвания) запрещает использование силы в целях самозащиты для оказания сопротивления аресту, который производится служащим полиции (даже тогда, когда арест незаконен).
Защита других лиц является правомерной в случаях, когда обороняющийся полагает, что его вмешательство необходимо для предотвращения причинения вреда третьему лицу. Уголовный закон устанавливает интересное правило, в соответствии с которым обороняющийся должен применять только такие средства защиты, которые имело право использовать защищаемое лицо. Неисполнение обороняющимся данной обязанности приведет к превышению пределов необходимой обороны.
Защита имущества также может осуществляться посредством необходимой обороны. В уголовном законодательстве США регламентируется как защита недвижимого, так и движимого имущества.
Защита недвижимости предполагает, прежде всего, предупреждение или прекращение незаконного вторжения в пределы здания или сооружения, а также любое другое нарушение владения. Защита движимого имущества предпринимается для того, чтобы предупредить или прекратить его незаконное изъятие, а также возвратить его из чужого владения,
Согласно § 35.20 УК штата Нью-Йорк, лицо может применять физическую силу любой степени (кроме смертельной физической силы), которая, как оно разумно полагает, необходима для пресечения уголовно наказуемого нарушения владения. Смертельная физическая сила применяется для пресечения попытки совершения поджога или «берглэри».
Для защиты движимого имущества лицо вправе применять физическую силу (за исключением смертельной физической силы) тогда и в такой степени, когда это необходимо.
В уголовном законодательстве Англии институт необходимой обороны практически не регламентирован. В статье 3 Закона об уголовном праве лишь указывается, что лицо может использовать силу, которая является допустимой в обстоятельствах предупреждения
46
47
преступления, либо при производстве законного ареста правонарушителя или подозреваемого, либо во время оказания помощи такому аресту.
Терминологически необходимая оборона в английском праве обозначается как «самозащита». Однако, как считает Марис Кремона, исходя из анализа общего права данный термин включает в себя самооборону, защиту третьих лиц и собственности1.
Вопросы о правомерности самозащиты, о критериях превышения ее пределов нашли свое отражение в судебных решениях (зачастую противоречащих друг другу), а также в уголовно-правовой доктрине.
Определение самозащиты было сформулировано лордом Моррисом в процессе по делу Палмера (1971 г.). В частности, по мнению Морриса, лицо, подвергшееся преступному нападению, может защищать себя, однако при этом защита должна быть разумно необходимой. Признать исчерпывающей данную дефиницию вряд ли возможно, поскольку в ней не раскрывается понятие «разумно необходимая защита».
Проведенное сравнительное исследование свидетельствует о достаточно большом разнообразии в подходах к законодательной регламентации института необходимой обороны. Отметим, что не удалось точно выявить даже перечня тех преступных посягательств, в отношении которых допустима необходимая оборона. Так, например, в УК КНР незаконные посягательства перечисляются, а по УК Польши необходимая оборона допустима в отношении преступления, посягающего на какое-либо благо, охраняемое правом.
Достоинства и недостатки проанализированных выше дефиниций вполне очевидны. Чем больше признаков, относящихся к нападению и к обороне, закреплено в уголовном кодексе, тем менее проблематично его применение на практике. Не вызывает сомнений тот факт, что отсутствие в некоторых УК (например, в УК ФРГ, английском уголовном законодательстве) критериев превышения пределов необходимой обороны существенно затрудняет правоприменение. В этой связи предписания российского УК представляются более точными, хотя, конечно, не идеальными.
К достоинствам зарубежных кодексов можно отнести:
четкое указание на возможность совершения убийства лица, посягающего на изнасилование, разбойное нападение, захват заложника и другие преступления (УК КНР);
ненаказуемость превышения пределов необходимой обороны, совершенного в результате страха, волнения или испуга (УК Польши, УК ФРГ, УК Швейцарии),
прямое указание на допустимость превентивной необходи-
1 См. подробнее: Cremona М. Op. cit. - Р. 227 - 231.
мой обороны (УК Швейцарии. УК штата Нью-Йорк);
• запрет провокации нападения со стороны защищающегося (УК Испании).
Общим для большинства уголовных законов является наличие предписаний о смягчении наказания (или отказа от назначения наказания) лицам, допустившим превышение пределов необходимой обороны, а также прямой запрет на убийство лица, посягающего на собственность.