
- •Актуальность темы исследования.
- •Введение
- •2.Православие — важнейшая культурная доминанта византийского наследия и русской культуры
- •3.Взаимосвязь византийского и русского начал в культуре Руси
- •3.1.Архитектура и храмовое зодчество
- •3.2. Православная живопись древнерусской культуры
- •3.3. Богослужебное «сладкогласное» пение
- •4.Основные христианские символы веры.
- •Искусство иконописи
- •Литургия, молитва
- •Летопись
- •Православная святость
- •Заключение
- •Список литературы
2.Православие — важнейшая культурная доминанта византийского наследия и русской культуры
Византия была не только наследницей античной культуры и римского государства. Сама, обогатившись православной верой, Византия обогатила и мир православной культурой. Благодаря Византии, православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также и многих других стран.
«Русь приняла крещение от Византии, - пишет Г. Флоровский. - И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей и воздействий... Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром».
Достоверным является то, что православие на Руси зарождалось издревле, только такое вселенское значение, как после крещения, оно не имело.
Крещение Руси, которое произошло при св. князе Владимире, отнюдь не было первым знакомством Руси с христианством. К этому времени уже была подготовлена почва для скорого распространения Православия среди русского народа. Прежде всего надо отметить, что существует широко известное предание о проповеди ученика Иисуса Христа святого апостола Андрея Первозванного в наших землях. Он прошел через Фракию и Македонию и добрался до скифских земель на берегах Черного моря, которое в то время называли «Гостеприимным» - Эвксинским Понтом.
Затем он дошел до Херсона и поднялся вверх по Днепру до места, где стоит теперь город Киев. Своим спутникам он сказал при этом: «Видите эти горы? Воссияет на них благодать Божия и возникнет великий город со многими церквями».
И хотя мы не имеем строгих доказательств того, что апостол проповедовал на месте будущего Киева, как об этом сообщает «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца (983г.), вполне вероятно, что св. Андрей мог миссионерствовать, если и не на территории будущей Руси, то совсем неподалеку от нее. Вполне достоверным можно признать тот факт, что апостол Андрей проповедовал в Северном Причерноморье. В частности, церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию.
Летописное известие о проповеди апостола Андрея на земле, где позже возникнет Русское государство, для нас чрезвычайно дорого. Через это драгоценное предание освящается наша Русская земля, в состав которой, как бы сегодня не перекраивалась политическая карта, исторически вошло и северное побережье Черного моря.
Сказанием об апостоле Андрее наш народ всегда хотел, прежде всего, подчеркнуть апостольское преемство Русской Церкви, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского Предания. В то же время Русь никогда не пыталась сказанием о проповеди Андрея Первозванного создать какую-то подоплеку для канонических притязаний на главенство в христианском мире, что было весьма характерно для Рима, а позже и для Константинополя.
Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийским народом. Византия всегда привлекала русских купцов. Поэтому именно для них был создан торговый путь, названный «Из варяг в греки». Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские князья заключали с греками многочисленные договоры, а иногда даже помогали Византии своими войсками.
Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры. Руси было предначертано стать в дальнейшем преемницей Византийской империи и новым оплотом Вселенского Православия.
Русь до принятия христианства вообще рассматривалась византийцами как дикое варварское государство, от которого ничего доброго ожидать нельзя.
Один из основателей Киевской Руси – князь Олег – в 907 году напал на сам Константинополь, упорно осаждал его с суши и с моря и ушел, лишь получив от императора богатый выкуп. Несколько раз воевал с Византией и приемник Олега – князь Игорь (912-945г.г.). Однако супруга Игоря, княгиня Ольга, сменившая его на киевском престоле, повела другую политику. Она стремилась уподобить свое государство византийскому, построить его по образцу Византии.
В 955 г. Ольга совершила путешествие в Константинополь и произвела неотразимое впечатление на императора Константина VII.
«Увидев, что она очень красива лицом и разумна,- читаем в древнерусской хронике «Повести временных лет» - подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей:
-Достойна ты царствовать с нами в столице нашей.
Она же, поразмыслив, ответила царю:
-Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь.
И крестил ее царь с патриархом».
Но Русская Православная Церковь считает своим началом 862 г., когда на юге Руси Константином и Мефодием были крещены первые 200 семейств. Византийские хроники, а вслед за ними русские летописи относят начало русского христианства ко второй трети IX в., связывая его с походом Аскольда и Дира на Царьград, завершившийся мирным договором и, как следствие, крещением. Так, Византия, крещение русичей и мирный договор двух государств оказались связанными воедино и Русь более чем столетие до своего официального крещения уже воспринималась как часть «византийского содружества». Княгиня Ольга лишь продолжила эту традицию, принимая крещение во время своей поездки в Константинополь в 955–960 гг.
Судя по летописным свидетельствам, наиболее важное значение для установления культурных связей между Византией и молодым древнерусским государством имели - поездка в Константинополь великой княгини Ольги для принятия крещения (955г.), православная миссия, посланная ко двору князя Владимира (986г.), и посольство русских «в греки» (987г.), после которого состоялся судьбоносный для Руси диалог князя Владимира со своими послами перед боярами и старцами:
«Пришли мы в Греческую землю, — говорили перед государственным советом послы князя, — и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя - Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
Они же сказали: «Где тебе любо».
Это он сделал в 988 году в Крыму, на реке Днепр. Так приняла Русь «закон греческий», то есть православие, которое на века определило культурно-историческое развитие нашего Отечества. Красота византийского богослужения, и ее эстетический эффект заставили русских послов предпочесть христианскую веру византийского образца.
Вместе с православием, русские приняли от Византии догматы и каноны православной веры. Греки научили наших далеких предков тому, что это лучше всего выражено в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия больше всего привлекали новокрещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.