Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Станкин М-2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
304.13 Кб
Скачать

Принцип наглядности

Принцип наглядности в обучении означает, что нельзя отры­вать обучение от жизни, нельзя делать его абстрактным, надо не только объяснить, но и показать школьникам изучаемый ма-терал. Поинпип наглядности в обучении впеовые обосновал

Я.Коменский, предлагавший учить познавать вещи, а не толь­ко чужие свидетельства о них. В основном труде своей жизни — «Великой дидактике» — он определил «золотое правило» дидак­тики: все видимое предоставлять зрению, обоняемое — обоня­нию, осязаемое — осязанию, то, что слышно, — слуху, то, что доступно нескольким органам чувств, предоставлять всем этим органам чувств.

Коменский разработал теорию наглядного обучения, ко­торая оказала огромное влияние на практику работы школы в последующие века. Но нельзя не отметить его ошибки, ко­торые и в настоящее время подчас имеют место в преподава­нии. Коменский считал, что большое количество развешан­ных иллюстраций автоматически решает задачу наглядного обучения.

Однако не сопровождающийся объяснением учителя про­смотр кинофрагмента или вывешенная картина восстания ра­бов не создают у школьников наглядных представлений и не ус­танавливают закономерных связей между отдельными элемен­тами изображения.

Ратуя за обучение «вещам», а не «теням предметов», обо­значаемым словами, Коменский предлагает все, что объясняет педагог, подкреплять картинками. Но, во-первых, картина или рисунок — та же «тень предмета», а не сам предмет, а, во-вто­рых, не следует показывать то, что учащимся известно и что они могут понять и усвоить по слову.

Работы чешского педагога продолжил К.Д. Ушинский. Он утверждал, что наглядное обучение отвечает психологическим особенностям детей, которые мыслят «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядность позволяет строить обуче­ние не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкрет­ных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или прежде, самостоятельным наблюдением ребен­ка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый об­раз и на нем строит учение'.

Обоснованием необходимости применения наглядности в обучении служат следующие положения: нет ничего в позна­нии, чего бы не было прежде в ощущении; чувства— верней­шие свидетели достоверности; чувства— надежные руководите­ли памяти.

Методологическая основа применения наглядности — изве­стная формула познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике— таков диалектически ч путь познания истины, познания объективной реальности».

Отечественная дидактика рассматривает чувственное и ло­гическое в неразрывном единстве. Но степень использования наглядности и способы ее применения различны и зависят от возраста и подготовленности учеников. Чем моложе дети, тем больший вес в обучении имеет наглядность. В средних и старших классах, где большую часть материала любого предмета можно довести до сознания учащихся с помощью слова, речь учителя играет относительно большую роль. Здесь чрезмерное увлечение наглядностью может дать обратный ожидаемому результат, от­влекая внимание обучаемых от сути предмета или явления и привлекая внимание к второстепенным, но более заметным, бросающимся в глаза признакам.

Чтобы этого не случилось, необходимо руководить наблюде­нием обучаемых. В начале разъяснить цель наблюдения и его по­рядок. Затем обратить внимание учащихся на то главное, на что необходимо обратить особое внимание. После этого обязатель­но сделать паузу, чтобы все, не торопясь, спокойно рассмотре­ли объект наблюдения. А в конце помочь занимающимся обоб­щить наблюдения и сделать правильные выводы.

Для усиления интереса и активизации процесса наблюдения иллюстрации следует поворачивать лицевой стороной только в момент объяснения. Если же плакат, таблица, любое другое по­собие находятся в классе постоянно или могут наблюдаться в течение всего урока, интерес к ним теряется и наблюдение нужного результата не даст.

Существуют следующие виды наглядности:

естественная наглядность— объекты, демонстрируемые учителем, раздаточные материалы;

изобразительная наглядность рисунки, графики, диаграм­мы, диафильмы и др.;

объемная наглядность геометрические фигуры, муляжи, модели, приборы;

символическая наглядность глобусы, карты, чертежи и т. п.;

звуконаглядные средства магнитофоны, видеомагнитофо­ны и др.;

словесная наглядность художественное слово, яркое, кра­сочное объяснение, достигающее чувственной силы.

Наблюдение необходимо сопровождать объяснением, запи­сями, зарисовками, сбором документальных материалов и все это в дальнейшем тщательно анализировать. Умение устанавли­вать связи между анализируемыми предметами формирует мыс­лительные способности школьников.

76

Наблюдение, как и другие ощущения, объективно и субъек­тивно. С одной стороны, в нем всегда отражен реальный вне­шний раздражитель. С другой — истинность отражения зависит от состояния нервной системы, индивидуальных особенностей личности, взаимодействия ощущений разных модальностей. Так, еще Б.М. Теплов установил, что люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость, а со слабой нервной системой — меньшую, но зато большую чувствитель­ность (что особенно важно знать при работе с детьми). Люди давно заметили, что чувствительность нервной системы может быть искусственно изменена в результате воздействия на неко­торые внутренние факторы и с помощью упражнения. Эти воз­действия могут быть физиологическими и психическими. Типич­ный пример физиологического воздействия — обмывание лица холодной водой, повышающее чувствительность зрительного анализатора.

Замечено, что чувствительность одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого. Так, резкие, непри­ятные запахи снижают зрительную чувствительность. При сла­бых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а при интенсивных — ухудшаются. Слабые болевые раздражения повышают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную чувствительность. Кислое раздражение повышает зрительную чувствительность.

Обостряется ощущение кислого после сладкого, холодного после горячего. После горького вкусового ощущения обычная водопроводная вода кажется сладкой. Музыка активизирует все виды ощущений. Взаимодействие ощущений разных модальнос­тей, когда раздражитель, адресованный одному органу чувств, вызывает ощущения, присущие другому органу чувств, психо­логия называет синестезией. Явление синестезии привело, в ча­стности, к созданию цветомузыки.

Польский психолог К. Крушевски проверил эксперимен­тально влияние музыки на усвоение материала лекции. В трех студенческих группах одна и та же лекция. Но в первой груп­пе во время лекции звучала негромкая музыка, во второй — демонстрировался немой кинофильм, в третьей — царила аб­солютная тишина, слышался только голос лектора. Прове­денная на другой день проверка показала, что намного луч­ше других усвоила материал первая группа. После этого Кру­шевски дважды поменял ситуацию в группах, так что каждая из них поочередно слушала объяснение под музыку, про­сматривала немой фильм и занималась в идеальных условиях. Но результат был неизменным. Легкий отвлекающий фактор

77

(в данном случае музыка) способствовал лучшему усвоению материла.

Под влиянием деятельности (даже без специальной трени­ровки) чувствительность анализаторов также повышается. На­пример, опытный красильщик тканей различает до 60 оттенков черного цвета, в то время как он же, начиная работу, как и каждый человек, различал не более 4—5 оттенков.

Несколько повышает чувствительность органов чувств алко­голь. Но не более, чем на 12—15 минут. Затем чувствительность резко падает и теряет до 60% от исходного уровня.

Сила раздражителя в значительной степени зависит от роли, которую она играет для человека. Повышение чувстви­тельности нервных центров под влиянием действия раздражи­теля называется сенсибилизацией.

Изменяя установки, стоящие перед учащимися, можно вы­звать появление психической сенсибилизации слуха и, надо по­лагать, других органов чувств. Определенную роль в повышении чувствительности анализаторов может играть и 2-я сигнальная система — слово видимое, слышимое и произносимое. Так, слова «сладкий, как халва», или «кислый, как лимон», вызыва­ют соответствующие возбуждения.

Если бы педагоги, объясняя новый материал, использовали этот прием воздействия на чувства обучаемых, эффективность преподавания могла бы быть резко увеличена. Так, рассказывая о физическом строении вещества, можно зачитать фрагмент из поэмы Лукреция: «Вот посмотри, всякий раз, когда солнечный свет проникает в наши жилища и мрак прорезает своими луча­ми, множество маленьких тел в пустоте ты увидишь...»

На уроках физики, изучая броуновское движение, можно привести стихотворение Н. Заболоцкого «Сквозь волшебный прибор Левенгука», где образно и эмоционально описано это явление. При изучении темы «Звук» целесообразно дать не толь­ко дефиницию явления, но и подкрепить ее текстом Н.В. Гого­ля. В «Старосветских помещиках» тот пишет: «Но самое удиви­тельное в доме — были поющие двери. Как только наступало утро, пение дверей раздавалось по всему дому — дверь в столо­вую хрипела басом, но та, которая была в сенях, издавала ка­кой-то странный, дребезжащий и вместе стонущий звук...» Но ведь можно не только привести гоголевский отрывок, но и, включив магнитофон, предложить учащимся прослушать от­рывки музыкальных произведений, исполняемых на различных инструментах,

Знакомя молодых людей с природой цвета, можно расска­зать о малоизвестных исследованиях И. В. Гёте, результаты ко-

78

торых позволили ему утверждать: желтый цвет радует глаз, улучшает работу сердца, бодрит дух, создает ощущение тепла;

синий свет представляет все в печальном свете и т. д. Такая по­дача материала позволяет мобилизовать внимание учащихся, облегчить процесс усвоения и запоминания пройденного.

Хорошо, если преподаватель не будет забывать: при непре­рывном и длительном воздействии на человека каким-нибудь раздражителем соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему и интенсивность нервных возбуждений снижается. По­этому необходимо периодически менять наглядную агитацию, материалы стенной печати, оформление классов и кабинетов, школьных коридоров. Точно так же перестают оказывать влия­ние на учащихся повторяющаяся шутка, жест или реплика, ко­торые вначале помогали в работе. Следовательно, необходимо не выплескивать Эверест эмоций сразу, а очень медленно и по­степенно увеличивать эмоциональные воздействия.

Один из примеров непонимания этой закономерности эмо­ционального воздействия целесообразно объяснять учащимся. Молодые люди нередко теряют интерес друг к другу из-за того, что не умеют, а, может быть, и не хотят сдерживаться и слиш­ком много позволяют себе при первых встречах.

Любопытно, что не только осознаваемые раздражители иг­рают немалую роль в жизни человека и в обучении, но и суб­сенсорные (подпороговые) раздражители тоже значимы. Мож­но не осознавать раздражитель, но определенное влияние на человека он все же оказывает. Группе квалифицированных шах­матистов на 0,1 с показали шахматную доску с расставленны­ми фигурами. Ни один, естественно, не успел увидеть, как эти фигуры расставлены. Но когда доску показали несколько раз, один испытуемый воскликнул: «Не помню я, как стоят фигуры, но если белые начинают, они выигрывают». Такой подход на­чинают использовать и в педагогической практике.

Если, например, многократно просматривать словарь инос­транных слов, показывая занимающимся каждую страницу в течение 0,1 с (так что прочитать показываемые слова они не ус­певают), то в результате при дальнейшем обучении учащиеся усваивают на каждом занятии в несколько раз больше слов, чем обычно.

Вышесказанное предлагает нам не преуменьшать важность наглядности в обучении и роль ощущений при овладении но­вым материалом. Тем более, учительских недоработок здесь много. Так, ученикам с пониженной слуховой или зрительной чувствительностью не создают условий для наилучшего слыша­ния речи преподавателя и различения записей на доске. Очень

79

часто недооценивается роль зрительного анализатора при объяснении нового материала. А ведь он <в 10 раз эффективнее слухового и в 100 раз— тактильного.

Определенное освещение, цвет окрашенных предметов, ок­раска учительской, классов, стен коридоров благоприятствует повышению работоспособности или снижает ее. Зелено-жел­тый, салатный цвет успокаивает, оказывает положительное влияние на эффективность деятельности. Черный цвет угнетает нервную систему. Красный — возбуждает. Красный и оранжевый цвета создают ощущение теплоты в помещении, синий — про­хлады. Предмет, окрашенный в белый цвет, кажется значитель­но легче черного.

Яркость цвета позволяет отличать предмет от фона. Черное на белом и белое на черном хорошо видны. Чем слабее освещен предмет и чем дальше он от наблюдающего, тем большим дол­жен быть контраст для безошибочного различения его деталей. Это следует учитывать при изготовлении наглядных пособий.

Светлые тона повышают уровень освещенности помещений. Так, при светлых партах освещенность в классе выше на 15— 20%. При записях и рисунках желтым мелом на зеленой доске видимость повышается на 10—12%, а записи белым мелом на черной доске видны хуже.

Острота зрения учащихся не остается неизменной в течение рабочего дня. Так, при освещенности в 100 люксов острота зре­ния от 1-го к 3-му уроку повышается, а начиная с 4-го урока снижается и к 5-му—6-му урокам падает на 20—25%. Мелькаю­щий свет отрицательно влияет не только на зрительную функ­цию, но и на сердечно-сосудистую систему. Люминесцентное освещение лучше для зрения, чем лампы накаливания.

Определенную роль при наглядном обучении играет не только зрительный, но и слуховой анализатор. Отражение слу­ховым анализатором внешних шумов непосредственно сказыва­ется на учебной работе. Чем выше уровень шума, тем ниже учебные показатели. В Нью-Йорке проведено исследование в «естественной лаборатории» — 32-этажном здании, располо­женном в начале скоростной автомагистрали. Вначале измерял­ся уровень шума на разных этажах здания. На 8-м этаже этот уровень оказался в 10 раз выше, чем на 32-м. Затем дети, жив­шие в доме не менее 4-х лет, подверглись тесту на слуховую дискриминацию (различение близких по звучанию слов). Им предлагалось различать сходные по звучанию слова. Например, кол — гол, ложка — лодка. Оказалось, чем ниже жили испытуе­мые, тем хуже были их результаты в тесте. А ведь слуховая дис­криминация, кроме всего прочего, связана с умением читать.

80

Результаты теста на чтение подтвердили: чем ниже жили дети, тем хуже они читали.

Играет роль и сила звука. Так, шум в 40 децибел не вызыва­ет отрицательных изменений в функционировании нервной си­стемы. При шуме в 65 децибел фиксируется снижение внимания на 12—16%. Отрицательно влияет на школьников не только сильный шум. Очень высокий, с визжащими нотками голос не­которых учительниц выбивает детей из колеи, особенно подро­стков, доводит их до белого каления.

Многочисленные исследования психологов показывают, что в последнее время все большую роль в обучении играет нагляд­ность. Сравнение, обобщение и конкретизация увиденного и услышанного формируют прочные знания, делают более совер­шенной познавательную функцию восприятия.