
- •Международные агентские соглашения (теория и практика заключения)
- •Глава 1
- •1.1. Развитие теории представительства
- •1.2. Понятие коммерческого (торгового) представительства,
- •1.3. Правовая природа договора коммерческого
- •1.4. Источники международно-правового регулирования
- •1.4.1. Гаагская конвенция 1978 года о праве,
- •1.4.2. Женевская конвенция 1983 года о представительстве
- •1.4.3. Унификация норм об агентских соглашениях
- •Глава 2
- •2.1. Заключение международного договора коммерческого
- •2.2. Прекращение международного договора
- •Глава 3
- •3.1. Основные условия
- •3.1.1. Обязанность агента выполнять
- •3.1.2. Обязанность агента выполнять поручение лично
- •3.1.3. Обязанность агента информировать принципала
- •3.1.4. Право агента на получение вознаграждения,
- •3.2. Дополнительные условия
- •3.2.1. Условие об исключительном праве представительства
- •3.2.2. Обязанность агента воздержаться от действий,
- •Глава 4
- •4.1. Внутренние отношения
- •4.2. Внешние отношения
3.1.4. Право агента на получение вознаграждения,
возмещение понесенных расходов и на удержание
имущества принципала
Отечественное право предусматривает обязанность выплатить вознаграждение как в отношении доверителя по договору поручения (ст. 862 ГК), так и в отношении комитента по договору комиссии (ст. 881). Договор поручения, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности, предполагается возмездным, если стороны не предусмотрят иное. Договор комиссии является безусловно возмездным. В отличие от прежнего, новое гражданское законодательство содержит правило определения размера вознаграждения и порядка его уплаты, если договором они не предусмотрены: оно выплачивается после исполнения поручения (п. 2 ст. 862) и в размере цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 394). Если комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), то комитент обязан выплатить ему и дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.
Кроме вознаграждения как поверенный, так и комиссионер имеют право на получение возмещения произведенных ими для исполнения поручения расходов, поскольку они действуют за счет представляемого. Для договора поручения это диспозитивная норма: не имеет значения, предусмотрено ли такое возмещение договором или нет. Возмещению подлежат лишь расходы, необходимые для исполнения поручения. Это требование законодательства подкрепляется и советской арбитражной практикой. Например, в решении по делу N 80/1973 (от 24 марта 1975 г.) ВТАК отказала в иске агенту о возмещении произведенных им расходов, сославшись на то, то для агента с деловой точки зрения было нецелесообразно производить подобные расходы и агент, производя их, действовал без указания принципала, т.е. на свои страх и риск <1>.
------------------------------
<1> Рябиков С.Ю. Агентские соглашения во внешнеэкономических связях. - М., 1992. - С. 43.
Под расходами, требующими возмещения, понимаются, например, суммы, затраченные на страхование, перевозку, упаковку, погрузку и разгрузку имущества, за исключением, как указывается в части второй статьи 891 ГК, расходов по хранению имущества комитента на основании договора комиссии, которые подлежат возмещению только, если в законе или договоре это будет прямо предусмотрено.
Как уже отмечалось, отечественное право предусматривает обязанность представляемого выплатить представителю (прямому или косвенному) вознаграждение за исполнение поручения. Вместе с тем из этого правила делаются два исключения. Доверитель обязан возместить поверенному понесенные при исполнении поручения издержки и выплатить вознаграждение соразмерно выполненной последним работе, если договор поручения прекращен до того, как поручение исполнено полностью (ст. 868 ГК). Право комиссионера на вознаграждение за сделки, совершенные до прекращения договора, а также на возмещение расходов зависит от того, по чьей инициативе прекращается договор. Если комитент отменяет комиссионное поручение, то обязан выплатить комиссионеру указанные выше суммы (часть вторая ст. 893 ГК). Если же комиссионер отказывается от исполнения поручения, то он сохраняет право на вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также на возмещение понесенных до этого момента расходов, но данная норма, в отличие от предыдущей, является диспозитивной (часть третья ст. 894 ГК).
Новым правилом в гражданском законодательстве является право поверенного, действующего в качестве торгового представителя, на удержание находящихся у него вещей, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения (часть третья ст. 862 ГК). К такого рода требованиям относится как право на вознаграждение, так и право на возмещение понесенных им при выполнении поручения издержек.
В отношении договора комиссии аналогичное право комиссионера не является новеллой (часть вторая ст. 886, ст. 887), предусматривалось оно и прежним гражданским законодательством. Это право комиссионера квалифицировалось в советской литературе как право зачета, "ибо комиссионер управомочен на получение от комитента определенной денежной суммы, а встречное требование комитента направлено также на получение денежных сумм" <1>.
------------------------------
<1> Советское гражданское право / Отв. ред. О.С. Иоффе и др. - Л., 1971. - Т. 2. - С. 327.
Новым является положение о том, что, если комитент объявлен экономически несостоятельным (банкротом), право удержания вещи прекращается, но одновременно комиссионер приобретает по своим требованиям в отношении удерживаемых вещей права залогодержателя (часть вторая ст. 886).
Международно-правовые документы и законодательство западных стран. В третьей главе Директивы ЕС содержится нормы, связанные с порядком вознаграждения агента. Следует отметить, что данная глава содержит детальное регулирование вопросов выплаты вознаграждения и ее нормы отличаются от других положений директивы своей четкостью и определенностью.
Общим правилом является то, что стороны сами определяют размер вознаграждения. При отсутствии между сторонами договоренности по данному вопросу и без ущерба императивным положениям национального законодательства в отношении размера вознаграждения, агент имеет право на вознаграждение в размере, соответствующем обычаям, практикуемым в той отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность. Если же таких обычаев не существует, то агент имеет право на разумное вознаграждение, при расчете которого необходимо принимать во внимание все слагаемые элементы деятельности агента. Подобное вознаграждение рассматривается Директивой как комиссионное вознаграждение (ст. 6). Законодательство некоторых стран (например, ст. 9 закона Бельгии 1995 г.) устанавливает, что вознаграждение коммерческого агента может представлять собой фиксированную сумму, комиссионное вознаграждение или состоять частично из фиксированной суммы и комиссионных.
Белорусская арбитражная практика свидетельствует о применении в международных коммерческих отношениях обеих форм выплаты вознаграждения агенту: в виде фиксированной суммы и комиссионного вознаграждения. В решении Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате по делу N 98/24-97 от 21 ноября 1997 г. было установлено, что в течение первого периода действия агентского соглашения между белорусской мебельной фабрикой и немецким предприятием - агентом вознаграждение за агентскую деятельность составляло 15 тыс. немецких марок ежемесячно, впоследствии стороны договорились об оплате не в виде фиксированной ежемесячной суммы, а за произведенную работу.
Директивой разрешаются и вопросы о том, какие действия агента порождают его право на получение вознаграждения. Статья 7 определяет, что право на вознаграждение возникает у агента за любую сделку, заключенную в период действия агентского соглашения при личном участии агента, или если сделка была заключена с третьим лицом, которое стало благодаря усилиям агента, клиентом комитента в отношении сделок подобного рода.
Личного участия агента в обеспечении заключения сделки, порождающей право на вознаграждение, не требуется, если за агентом закреплена определенная географическая территория или определенная группа лиц, а также если агент имеет исключительные права <1> на такие территорию или группу лиц (подробнее об исключительных правах см. п. 3.2.1). Государствам предоставляется право выбора между двумя вышеназванными формулировками, при закреплении данной нормы в национальном законодательстве. В этом случае основанием для выплаты вознаграждения Директива считает тот факт, что сделка заключена в период действия агентского соглашения с клиентом из указанной территории или группы лиц (п. 2 ст. 7).
------------------------------
<1> В данном случае принципал может распространять свою продукцию в определенном географическом секторе или среди определенной группы лиц, только пользуясь услугами агента. Личное участие принципала или привлечение других коммерческих агентов недопустимо.
Директивой решен и другой вопрос, по которому в Англии доктриной и судебной практикой высказывались различные точки зрения. <1>. Речь идет о праве агента на вознаграждение после прекращения с ним агентского соглашения. Статья 8 предусматривает, что агент получает право на вознаграждения со сделок, заключенных после прекращения агентского соглашения, при наличии одного из следующих условий: если сделка в основном связана с деятельностью агента во время действия агентского соглашения и она заключена в разумный срок после прекращения действия агентского соглашения, или если заказ третьего лица был получен принципалом или агентом до прекращения срока действия агентского соглашения. После вступления в силу Regulations английское и ирландское право содержат аналогичное регулирование данного вопроса в своем законодательстве <2>.
------------------------------
<1> Borri G.J. Commercial law. - London, 1980. - P. 27
<2> Edwina Dunn. Agency. Ireland // Agency and distribution agreements: an intrnationai survey. - 1994. - P. 146
Право на комиссионное вознаграждение возникает у агента только при наличии одного из следующих условий (ст. 10): принципал исполнил сделку; принципал должен был исполнить сделку на основании соглашения, заключенного им с третьим лицом; третье лицо исполнило сделку. Право на комиссионное вознаграждение возникает не позже того момента, когда третье лицо исполнило свою часть обязательства по сделке или должно было ее исполнить, если комитент уже исполнил свою часть обязательства по сделке. Данная норма является императивной.
Пункт 3 статьи 10 устанавливает, что комиссионное вознаграждение подлежит выплате не позже последнего дня месяца следующего за кварталом, в течение которого у агента возникло право на вознаграждение. При этом в Директиве подчеркивается, что стороны не могут своим соглашением изменить данные положения в ущерб интересам агента. Законодательство некоторых государств предусматривает, что если вознаграждение агента представляет собой твердую сумму, оно подлежит выплате агенту ежемесячно <1>.
------------------------------
<1> Ст. 17 Закона Бельгии о торговых агентах 1995 г.
В статье 11 Директивы урегулирован порядок прекращения права агента на вознаграждение. Дается исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых это может произойти: когда установлено, что сделка между третьим лицом и принципалом не будет исполнена, и что неисполнение такой сделки произошло не по вине принципала. При этом установлено, что стороны не могут изменить указанного выше порядка в ущерб торговому агенту. Также предусмотрено, что уже выплаченные агенту комиссионные вознаграждения подлежат возврату принципалу, если право на них прекратилось.
Директива предусматривает возможность для агента контролировать правильность выплаты ему комитентом вознаграждения. В статье 12 закреплена обязанность принципала предоставлять агенту выписки из счетов о причитающихся ему комиссионных, установлен срок на их предоставление и определено содержание таких выписок, а также предусмотрена возможность для агента получить выписку из бухгалтерских книг принципала. Установлено, что стороны не могут изменить рассмотренные выше положения Директивы в ущерб интересам агента. Обратим внимание еще раз, что директива не случайно предоставляет агентам более льготный режим по сравнению с положением представляемого, что составляет элемент социальной защиты государством агентов по отношению к принципалам, которые, как правило, всегда сильнее агентов в экономическом отношении и в этой связи могут предоставлять им менее выгодные условия агентских соглашений.
Рассмотренные выше положения представляются вполне разумными и могут войти в белорусский закон без изменения.
Анализ типовых агентских соглашений, используемых иностранными фирмами, показывает, что одними из наиболее детально урегулированных в них вопросов, являются вопросы, связанные с выплатой агенту вознаграждения. Например, в типовом международном агентском соглашении ОРГАЛИМ этому вопросу посвящено восемь статей. Такое подробное урегулирование данного вопроса можно объяснить тем, что указанные проблемы возникают намного более часто в спорах, чем какие-либо другие, связанные с агентскими соглашениями. Отсюда вытекает стремление иностранных фирм урегулировать эти вопросы как можно детальнее в соглашениях с тем, чтобы исключить основания для споров.
Рассмотрим подробнее соответствующие положения агентского соглашения ОРГАЛИМ, которые в своем большинстве предлагают аналогичные с другими типовыми агентскими соглашениями иностранных фирм решения рассматриваемых вопросов. Прежде всего, в агентском соглашении ОРГАЛИМ определяется размер вознаграждения и предусматривается (с учетом того, что речь идет о "монопольном агенте"), что оно причитается ему со всех сделок, которые были заключены с клиентами, находящимися на территории, отведенной агенту (ст. 18). Устанавливается, что вознаграждение не выплачивается с оферт или заказов, переданных агентом, но не принятых принципалом и с прекращенных не по вине принципала сделок (ст. 19). Указывается, что агент имеет право на получение вознаграждения пропорционально сумме каждого платежа, а если платеж не осуществлен в полном объеме, то пропорционально поступившей сумме, если только такая неоплата не связана с действиями производителя (ст. 21). Практически аналогично этот вопрос решается в английских типовых агентских соглашениях, в германском типовом международном агентском договоре (п. 3 ст. IV) и французском типовом агентском договоре (ст. 3).
В статье 20 агентского соглашения ОРГАЛИМ определена методика подсчета вознаграждения, которое рассчитывается на основе продажной цены, после вычета возможных скидок и дополнительных расходов (например, за упаковку, транспортировку, страхование, налоги и сборы) <1>. Далее в агентском соглашении ОРГАЛИМ определяется порядок выплаты агенту вознаграждения. Предусмотрено, что оно выплачивается в конце месяца, следующего за каждым кварталом (ст. 22). А статья 5 Типового агентского соглашения, разработанного Международным Союзом коммерческих агентов и куртье, в устанавливает, что расчет комиссионных должен быть предоставлен и комиссионные должны быть выплачены не позднее 15-го числа следующего месяца. Соглашение ОРГАЛИМ закрепляет положение о том, что вознаграждение рассчитывается и уплачивается в валюте сделки, заключенной агентом (ст. 23). Все расходы агента, понесенные им в связи с выполнением своих обязательств, считаются покрытыми выплачиваемым ему вознаграждением (ст. 24). Аналогично этот вопрос решается во французском Типовом агентском соглашении (часть четвертая ст. 2), а также в английских типовых агентских соглашениях. В агентском оглашении ОРГАЛИМ предусмотрена также специальная оговорка о принятии на себя агентом обязательства по делькредере (ст. 4), о котором речь пойдет в четвертой главе.
------------------------------
<1> Два альтернативных решения (расчет с цены нетто или с цены брутто) предлагается во французском типовом агентском соглашении (сноска 10 к ст. 3).
В статье 36 агентского соглашения ОРГАЛИМ определено, что агент не имеет права на удержание имущества принципала. Однако в некоторых государствах существует императивное законодательство, сводящее на нет данное положение соглашения.
Выводом из приведенного выше исследования права агента на вознаграждение может быть рекомендация сторонам более детально регулировать в соглашениях рассматриваемые вопросы, для чего ими могут быть критически использованы положения Директивы ЕС, в частности, в отношении правил расчета размера комиссионных, момента возникновения у агента права на вознаграждение, порядка и сроков выплаты вознаграждения, возмещения расходов агента и др. При этом следует учитывать то, что ряд из указанных вопросов решаются в Директиве ЕС и в национальном законодательстве некоторых странах ЕС в диспозитивной форме, поэтому в агентских соглашениях стороны могут согласовать и отличное регулирование, которое в большей мере отвечает их интересам.