Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АГЕНТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ_Бабкина.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.12 Mб
Скачать

3.1.2. Обязанность агента выполнять поручение лично

Отечественное право. Часть первая статьи 864 "Обязанности поверенного" ГК Республики Беларусь, носящая название предусматривает: "Поверенный обязан лично исполнять данное ему поручение...". Это требование относится к совершению юридических действий, но не распространяется на действия фактического (технического) характера, совершение которых сопутствует исполнению поручения. Привлечение подобных помощников осуществляется поверенным без разрешения доверителя, и за действия таких лиц поверенный несет ответственность по статье 374 ГК. Наличие данной обязанности поверенного обусловлено лично доверительным (фидуциарным) характером договора поручения, который выражается, в частности, в том, что "избирая поверенного, доверитель учитывает личные качества поверенного и именно ему, а не кому-нибудь другому оказывает доверие" <1>. Из этого правила есть исключения, поверенный вправе передать исполнение поручения другому лицу (заместителю) в следующих случаях: если он уполномочен на это доверенностью или если он вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов доверителя (часть первая ст. 188 ГК). Правовая доктрина придерживается мнения о том, что передоверие может быть санкционировано доверителем и в иной форме (например, в письме, телеграмме <2>).

------------------------------

<1> Шерешевский И.В. Представительство. Поручение и доверенность. - М., 1926. - С. 43.

<2> Рясенцев В.А. Представительство // Советское гражданское право. - М., 1965. - Т. 1. - С. 227.

Среди обстоятельств, являющихся основаниями для передоверия, называют, например, болезнь, командировку, действие обстоятельств непреодолимой силы. Одного лишь наступления подобных обстоятельств недостаточно, необходимо, чтобы их возникновение не только лишало поверенного возможности выполнить поручение, но и отрицательно сказывалось на имущественных интересах доверителя. Передоверие, совершенное при отсутствии указанных обстоятельств, может стать действительным и в случае последующего одобрения его доверителем в силу части второй статьи 184 ГК. Если такого одобрения не последовало, поверенный отвечает перед доверителем как за выбор заместителя, так и за его действия, причинившие убыток доверителю. Если же возможный заместитель назван в договоре поручения, поверенный не отвечает ни за его выбор, ни за ведение им дел (часть третья ст. 866 ГК). Когда право поверенного передать исполнение поручения другому лицу в договоре не предусмотрено (но доверитель впоследствии одобрил заместителя) либо предусмотрено, но заместитель в нем не назван, то поверенный отвечает только за выбор заместителя (за соответствие его деловых или профессиональных качеств характеру поручения), например, поверенный будет отвечать, если умышленно или по небрежности выбрал неподходящего заместителя, но не за исполнение заместителем самого поручения). Правовые последствия таких отношений возникают непосредственно между доверителем и заместителем.

Однако даже при наличии упомянутых условий (указание права на передоверие в доверенности или если к этому поверенный вынужден силою обстоятельств), согласно части четвертой статьи 188 ГК, передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. В качестве необходимых сведений, как правило, указываются сведения о его личности, местожительстве, квалификации, деловых качествах и т.п. Неисполнение данной обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные.

Доверитель вправе отвести заместителя, избранного поверенным (часть вторая ст. 866 ГК). Это его право не сопровождается в законе какими-либо условиями или оговорками. Следовательно, мотивы, по которым доверитель отводит заместителя, значения не имеют. Как представляется, право доверителя на отвод кандидатуры заместителя вытекает из того факта, что у него, в случае одобрения, возникает непосредственная договорная связь с заместителем, необходимый признак которой - лично доверительный характер отношений.

Объем правомочий, содержащихся в доверенности, выданной в порядке передоверия, не может выйти за пределы основной доверенности. Однако передоверие может быть по объему полномочий уже доверенности (частичное передоверие).

В советской литературе отмечалось, что само по себе перепоручение не прекращает договорных обязательств поверенного, если только он сам не отказался от поручения и при отпадении обстоятельств, препятствующих личному исполнению им поручения, поверенный обязан вновь приступить к выполнению договорных обязательств <1>.

------------------------------

<1> Шлифер Б.Г. Договор поручения. Договор комиссии // Советское гражданское право. - М., 1951. - Т. 2. - С. 149.

В отношении договора комиссии отечественное законодательство не содержит требования к комиссионеру лично исполнить возложенное на него поручение. Гражданское законодательство предусматривает право комиссионера заключать договор субкомиссии с другим лицом, то есть передать свои функции другому комиссионеру (ст. 884 ГК). В таком случае он принимает на себя всю ответственность за действия субкомиссионера перед комитентом. Сам же он по договору субкомиссии приобретает права и обязанности комитента. Данное правило является диспозитивным и действует, если основным договором комиссии комиссионер не лишен права заключать договор субкомиссии. Комитент не имеет права вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, если иное не предусмотрено договором комиссии (часть вторая ст. 884 ГК).

Белорусскому праву, в отличие от права российского, не известен институт субагентов. Данный институт имеет некоторые общие черты с институтами перепоручения и заместителей в отечественном праве. Однако субагенты своими действиями не заменяют собой агентов (как при перепоручении) и выполняют не технические (как помощники), а такие же, как и сами агенты, действия, предусмотренные в агентском соглашении. Кроме того, заместитель (при согласии доверителя на передачу ему поручения или при возникновении определенных обстоятельств) является ответственным перед представляемым, тогда как субагенты несут ответственность перед агентом.

Вместе с тем при необходимости регулировать отечественным правом отношения с субагентами можно руководствоваться общими положениями об обязательствах, содержащихся в ГК. В частности, в ст. 294 ГК предусматривается, что исполнение обязательства, возникшего из договора, может быть возложено в целом или в части на третье лицо (применительно к рассматриваемым отношениям - на субагента), если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Статья 374 ГК устанавливает, что в случае возложения исполнения обязательства на третье лицо, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства несет сторона по договору, из которого оно возникло (т.е. применительно к агентским соглашениям таким лицом будет агент), если законодательством не предусмотрено, что ответственность несет непосредственный исполнитель. Таким образом, положения статей 294 и 374 ГК могут быть в ряде случаев применены для регулирования рассматриваемых отношении.

В случаях, когда отечественное право и право некоторых других стран (которому также неизвестен институт субагентства) подлежит применению к агентским соглашениям, в них целесообразно подробнее урегулировать названный вопрос. В частности, будет уместно определить право агента действовать через субагентов (с разрешения принципала или без), в случае необходимости установить их число, предусмотреть, что перед принципалом всю ответственность несет только агент, а субагенты отвечают перед агентом. Целесообразно также установить обязанность агента сообщать принципалу обо всех существенных условиях соглашений агента с субагентами, чтобы предоставить ему возможность влиять на эти условия.

Международно-правовые документы и законодательство западных стран.

В западной литературе отмечается, что иногда использование субагента может оказать большую помощь представителю в ведении им дел. В частности, действуя в широком географическом секторе, агент просто вынужден нанять субагентов для определенной территории, категории клиентуры или типа продукции <1>.

------------------------------

<1> Crahay P. Les contrats internationaux d'agence commerciale et de concession de vente. - 1991. - P. 74.

Несмотря на то что в Директиве ЕС прямо не предусмотрена обязанность агента выполнять поручение лично, подобная обязанность регулируется правом многих стран Евросоюза. Кроме того, правом указанных стран обычно предусматривается и возможность для агента нанимать для выполнения поручения субагентов. Например, в греческом президентском Декрете 1991 г. (ст. 1) предусмотрено, что агент может иметь собственных представителей (т.е. субагентов) в городе, где он находится или в других городах в рамках географического района, в котором он осуществляет свою деятельность. Бельгийский закон 1995 г. в статье 7 предоставляет агентам право, если иное не предусмотрено соглашением сторон, использовать услуги субагентов, действия которых оплачивает он сам и за действия которых лично несет ответственность. Германский закон 1989 г. также дает право агенту нанимать субагентов.

Французское гражданское право исходит из принципа личного исполнения поручения доверенным и предусматривает возможность для доверенного передоверить выполнение своего поручения только с согласия доверителя (ст. 1994 французского ГК). Французский декрет 1958 г. не решал указанного вопроса, однако устанавливал, что торговый агент может нанимать без разрешения принципала субагентов, вознаграждение которым выплачивает он сам (часть третья ст. 2). Во французском законе 1991 г. не воспроизведено указанное выше положение декрета 1958 г. Однако, по мнению французской доктрины, право агента нанимать по своему усмотрению субагентов вытекает из закрепленного французским законом 1991 г. принципа независимого характера деятельности агента, в соответствии с которым он самостоятельно организует выполнение возложенных на него обязанностей и решает, будет ли он их осуществлять лично или с помощью субагентов, а также из формулировки статьи 1 этого закона, в соответствии с которой качество агента признается и за лицом, действующим для другого коммерческого агента <1>. Роль субагентов заключается в оказании агенту содействия в выполнении его функций. Они могут, например, посещать клиентуру агента или вести дела, находясь в бюро, которое посещают клиенты.

------------------------------

<1> Leloup J.-M. La loi du 25 juin 1991 relative aux rapports entre les agents commerciaux et leurs mandants ou le triomphe de l'interet commun // La semaine juridique. - 1991. - N 7. - P. 7 - 8.

В то же время некоторые французские авторы <1> указывают на возможность установить в соглашении обязанность личного исполнения поручения агентом или, например, определить количество субагентов, которых может использовать агент. При этом отмечается, что принципал не имеет никаких правовых связей с субагентами, нанятыми агентом. Исполнения соглашения он требует только от агента, который и ответственен перед ним также и за ошибки, совершенные субагентами.

------------------------------

<1> Crahay P. Les contrats internationaux d'agence commerciale et de concession de vente. - 1991. - P. 75; Hemard J. Les agents commerciaux // Revue trimestrielle de droit commercial. - 1959. - P. 603.

Согласно английскому праву (так же как и в Швейцарии <1>, и в Испании <2>) агент, как правило, не может уполномочивать другое лицо выполнять то, что он сам обязался совершить. Прибегать к услугам субагентов коммерческий представитель может только с разрешения принципала или в определенных деловых обстоятельствах, наступление которых подразумевает наделение агента соответствующими полномочиями <3>. Если агент нарушит обязательство о личном выполнении поручения, то принципал считается не связанным сделками, заключенными за его счет субагентом, и агент будет нести ответственность за нарушение указанного обязательства. В случае если субагент заменяет агента по выполнению поручения, то правоотношения устанавливаются непосредственно между принципалом и субагентом, перед которым последний несет ответственность за выполнение поручения <4>.

------------------------------

<1> Ст. 68 Кодекса об обязательствах Швейцарии.

<2> Ст. 261 Торгового кодекса Испании.

<3> Crahay P. Les contrats internationaux d'agence commerciale et de concession de vente. - 1991. - P. 74.

<4> Рябиков С.Ю. Агентские соглашения во внешнеэкономических связях. - М., 1992. - С. 37.

В типовых агентских соглашениях, используемых иностранными фирмами, и в различных документах, обобщающих договорную практику по этому вопросу, в той или иной мере регулируется обязанность агента лично выполнить данное ему принципалом поручение. В вопросе о возможности для агента передать исполнение поручения другому лицу существуют, например, следующие варианты: либо, как это предусматривает германский Типовой международный агентский договор (п. 4 ст. VI), за агентом вообще отрицается право передавать третьим лицам свои права и обязанности по договору, либо предоставление такого права ставиться в зависимость от прямо выраженного или подразумеваемого согласия принципала, как это было предусмотрено в подготовленном в 1974 г. УНИДРУА проекте Единообразного закона об агентских отношениях международного характера при купле-продаже товаров <1>. При этом в проекте прямо урегулирован вопрос о том, что в случае согласия доверителя на передачу исполнения поручения другому лицу, субститут становится непосредственным представителем доверителя и первоначальный представитель будет отвечать перед доверителем только лишь за выбор такого субститута или за нарушение указаний доверителя по выбору. Вместе с тем нередко рассмотренные выше вопросы не регулируются в типовых агентских соглашениях, используемых иностранными фирмами. В них, как правило, уделяется внимание лишь праву агента действовать через субагентов.

------------------------------

<1> Там же. - С. 34

В практике иностранных фирм известны различные варианты закрепления права агента выполнять данное ему поручение с использованием услуг субагентов. Например, в типовом международном агентском соглашении ОРГАЛИМ в связи с этим предусмотрено три альтернативных варианта. Согласно первому из них (ст. 9А), наиболее оптимальному, на наш взгляд, учитывающему интересы обеих сторон, и, соответственно, рекомендуемому нами контрагентам, агент имеет право нанимать в помощь себе субагентов на всей или части отведенной ему территории. Он обязуется при этом информировать о найме субагентов принципала. Аналогично решен вопрос в германском агентском договоре (п. 8 ст. II). Однако в нем на агенте также лежит обязанность сообщать предпринимателю не только о назначении субагентов, но и о существенных условиях заключенных с ними соглашений. Второй вариант (ст. 9Б) оставляет этот вопрос на усмотрение принципала и требует его предварительного согласия на наем субагентов. И в третьем варианте (ст. 9В) агент назначает субагентов без согласования с принципалом, однако общее количество агентов ограничено по соглашению. Во французском типовом агентском соглашении (ст. 2) предусмотрено, что если агенту для выполнения своих обязанностей по соглашению потребуется нанять субагентов, то: "он может это сделать за свой счет и на свой страх и риск и принципал не будет участвовать в этом и нести какой-либо связанной с этим ответственности".

Таким образом, в вопросе о деятельности агента с использованием услуг субагентов возможны различные варианты, которыми богата договорная практика, таким образом, решение подобных вопросов оставлено, как правило, на усмотрение сторон. Иное дело, когда мы переходим к анализу положений, выработанных практикой, по вопросу об ответственности агента за деятельность нанятых им субагентов. Там, где эти вопросы урегулированы, существует, как представляется, разумная аналогия: агент несет полную ответственность за их деятельность перед принципалом. На наш взгляд, данный вопрос не может быть обойден сторонами в международном агентском соглашении, можно использовать формулировку Руководства МТП: "Агент единолично несет ответственность за своих субагентов, полное вознаграждение которым выплачивается им. В таком случае нормальным является отсутствие какой-либо связи между принципалом и субагентами, который ни в коей мере не несет ответственности перед последними и не имеет права вмешиваться в их работу" (п. 10 Л).