Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФАМАГУСТА!.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
103.3 Кб
Скачать

Глава II

Кипр в 15 веке по анализу сведений из Секретного Архива Генуи: Diversorum Communis Janue; Diversorum Filze.

Кипр, будучи богатым и сильным королевством в 14 веке, не мог не привлекать сильнейшие Средиземные торговые республики. Да и политика Луизьянов способствовала развитию их влияния. В итоге к концу 14 века Кипр, а особенно Фамагуста были населены и даже переселены иностранными купцами. Как мы уже видели, наибольшими привилегиями пользовались генуэзцы, и вовремя заметив то, что Король, не следит за их политикой, они ( генуэзцы) начинают диктовать свои условия. Что не понравилось венецианцам, которые так же претендовали на монополию на Кипре или хотя бы на то, чтобы иметь такие же привилегии. Для начала войны нужен был повод, и он нашелся. Небольшое столкновение привило к кровопролитной войне, в которой венецианцы ничего не заработали, а Кипрский король потерял Фамагусту – единственный источник дохода королевства.

Причины падения Кипра при Генуэзцах.

Экономическая ситуация на Кипре и в Фамагусте в первой половине 14 века был столь стабильна, что ничто не могло предвещать о ее ухудшении.23 В этой главе я постараюсь рассмотреть, какие факторы повлияли на падение столь крупного торгового центра, и что именно помешало генуэзцам, завоевавшим Фамагусту, продолжить развивать ее торговые традиции. О масштабе экономических перемен после кипро-генуэзской войны свидетельствует история семьи Лакки, если сам Лакка принимал, по словам Махеры, только королей и баронов, то его дети, не имели уже этого состояния, про одного из его сыновей, Махера, с сожалением, говорит «он был так беден, что обычно звонил в колокола в Госпитале»24

Не могу отразить цитату из этого же произведения Леонтия Махеры «Жители Фамагусты были столь богаты, и эта земля стала объектом зависти, и была опустошена и богатство повернулось к сарацинам». Была ли это зависть генуэзцев или это просто необдуманная торговая политика?

Как нам известно, Фамагуста попала в руки Генуи после кипро-генуэзкой войны 1373-1374г. Эта война была проиграна Кипрским королем Пьером II. В октябре 1375 года он вынужден подписать с Генуей мирный договор, согласно которому Кипр обязался выплатить большую контрибуцию и возместить ущерб, причиненный ей войной. Фамагуста оставалась в залог до исполнения королевских обязательств перед генуэзцами. Попытки Кипрского королевства вернуть город силой остались безрезультатными вплоть до 1464года. Вернуть город, вернув долг, было еще более нереальным, поскольку королевская казна была пустой, а долг был слишком высок. Долговые обязательства и долговая зависимость Кипра как от Генуи, так и от ее соперницы Венеции, с течением времени только усугублялись и вели к дальнейшему разорению государства. Следовательно, у Генуи появилась прекрасная возможность включить город в свои владения на Востоке под предлогом невыполнения королем Кипра условий договора 1374г. В 1383году такая возможность представилась, 19 февраля 1383 года был заключен новый договор между сторонами, согласно которому, город, где находился лучший кипрский порт и богатейший рынок, еще недавно питавший Луизьянов, навсегда признавался Генуэзским.25

Таким образом, делаем вывод, город Фамагуста стал Генуэзским, но это не отменяло власть короля Кипра на острове и более того не снимало с него его обязательств. Кроме этого после войны некоторые граждане республики получили денежные феоды, за которые король должен был платить.

Характерно это отражается в источнике Diversorum Filze, где на территории Никосии случается несчастье и суд назначает выплатить Королю реплессалии для генуэзского гражданина. Но как мы видим король не собирается платить, хотя это его прямая обязанность и Совет пишет чиновникам о том, что где бы вы ни служили нужно их вытребовать из короля.

Далее на материале регест, хранящихся в Государственном архиве Генуи, Diversorum, мы проанализируем внутренне управление Фамагусты в генуэзский период и отношения Генуи с Королем

Устройство Генуэзской Фамагусты.

После кровопролитной и жестокой кипро-генуэзской войны, Фамагуста была разрушена, порт уничтожен, а значит и торговля пришла к небольшому кризису, однако продолжала действовать. Реальными хозяевами города стали генуэзцы, кажется, это было то, о чем они мечтали: никто не диктует им условия, они сами строят торговлю так, как им удобно. Но, однако же, возникает вопрос, почему торговля у генуэзцев так и не удалась, а точнее, почему она не принесла прибыли?

В первую очередь, рассматривая регесты, мне хотелось бы найти отражение устройства и управления генуэзской Фамагусты.

Первое, что мы замечаем все жалобы направлены в Геную, а именно дожу Генуи и в Совет старейшин, что показывает политическую несостоятельность Фамагусты и ее зависимость. Но тут же не могу не задаться вопросом, а зачем устраивать такие долгие бюрократические проволочки, что бы решить, отчасти бытовые вопросы? Далее анализируя источник, постараюсь ответить на этот вопрос.

Не могу не отметь один интересный факт, первых же жалобах Совету Генуи мы встречаемся с тем, что богатые люди в Генуи покупают должности в Фамагусте. «Дамиан де Виали купил должность командира охраны Фамагусты, сроком на один год»26 сразу же возникает вопрос «Зачем?» Как нам известно, это же отражает в работе «Генуэзская Фамагуста» С.В.Близнюк жизнь капитана или чиновника Фамагусты была не сладкой, как правило, это была почетная должность, обремененная огромным количеством отчетностей, и, как правило, она (должность) не приносила никакого дохода. Но, проведя анализ жалоб и предписаний, можно сделать вывод о происходящих событиях.

Во-первых, из анализа жалоб жителей мы видим, запутанность системы делопроизводства и управления, до той степени, что людям приходится обращаться к герцогу Милана, для решения вопроса: «В комиссию были назначены известные в Генуе юристы и доктора права. Большинство членов комиссии выразились в пользу названного Кондрата де Альбертис и присудили коммуне вернуть ему доброе имя и названные вещи, которые поступили в коммуну и находились в ее пользовании. Он так же говорит, что это благосклонное решение опротестовал синдик коммуны Генуи Николай де Камулио и от ее имени подал апелляцию губернатору и Совету старейшин, которая не должна была быть допущена к рассмотрению, поскольку решение полностью согласованно и одобрено комиссией. Судебное разбирательство проходило 30 марта, а апелляция была подана 11 апреля 1424года. В связи с этим Кондрат де Альбертис говорит, что принятое решение остается без всякого внимания. Он заявляет, что если бы было принято какое-то другое решение, то оно неправильно и незаконно. Поэтому он обратился к герцогу Милана, губернатору, Совету Генуи, магистрату и всем другим лицам имеющим власть, к тем кто ведел следствие , чтобы они рассудили согласно праву»27 Так же особо необходимо заметить строку – принятое решение остается без внимания – из чего мы делаем вывод, что управление Фамагустой по-видимому было перенасыщено комиссиями или просто чиновники не соблюдали предписаний, которые давали им свыше, а значит, подчинялись центральному управлению в Генуе лишь формально, а руководили своей отраслью так, как им было угодно.

Также чиновниками Фамагусты часто нарушаются права торговцев и граждан, без каких-либо объяснений человека можно посадить в тюрьму, либо взять огромный штраф, или еще хуже безвозмездно ограбить для нужд флота. Это мы видим в следующем отрывке : « прежде капитан Фамагусты, безрассудным и дерзким решением предъявил этому магистра Франческо, Бог знает из-за какой зависти. А именно, что этот Франческо, будто бы коварно похитил бумаги некоего брата Томмазо Бабория из того же ордена, что бы лишить его должности приора церкви… Капитан Фамагусты присудил магистра Франческо к уплате массариям Фамагусты 300 венецианских золотых дукатов и приказал заключить его в самые строгие карцеры и заковать в железные кандалы, оставив без воздуха и пропитания, так что он был фактически доведен до смерти»28 мы видим, как чиновники, пользуясь своим положением вымогают, смещают с мест, сажают в тюрьмы граждан. И это не единый случай « коммуна Фамагуста, совершая это действие (взяв незаконно штраф) обогатилась незаконным образом»29 Кроме этого мы видим и противоположные тенденции не наказание, а ослабление наказаний в своих интересах, что так же разрушает всю систему управления: « Епископ обвинялся в двух преступлениях: во-первых в том, что он постыдным образом наживался, во-вторых, что он освободил из тюрьмы Антония Мансура в Фамагусте, который содержался тогда под залог порядочности и под надзором названного епископа, как клирика первой тонзуры»30 Таким образом, делаем вывод, что все сферы жизни и управления городом, даже церковь, терпят тяжелейший кризис.

Таким образом, мы ясно и четко видим ответ на вопрос «Зачем генуэзцы покупают должности в Фармагусте?» для того, чтобы пользуясь положением сделать себе состояние в Фамагусте. А чтобы мои суждения не были голословными попробую доказать их с помощью источника.

В регестах мы встречаем жалобы не только на чиновников, но и чиновников на своих же начальников, или на тех лиц, которые отстранили их от должности. Как мне кажется, отстранение не может быть не без причины, и если оно было, то значит, человек-чиновник что-то совершил, а в письме просто слукавил. И мы видим, что, как правило, совет Генуи принимает решение не в пользу уволенного чиновника. «названное жалование за должности не может и не должно быть получено и не должно добиваться его от коммуны»31 а если и в пользу, то только возвращает ему разницу между обещанным жалованием и заплаченным, но на место не возвращает.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что в управлении Фамагустой существовало много проблем, а самая главная из них – это чиновничество и бюрократия, которая не справлялась со своими обязанностями. Что, как мне кажется, и было одним из факторов падения торговой значимости Фамагусты.

Король и Генуя

Далее не могу не сказать о взаимоотношениях Короля Кипра и Генуэзцев, потому что, то в какие условия поставили генуэзцы короля и та политическая позиция, которую занял последний, сыграли одну из решающих причин падения порта.

Король Кипра после завоевания Фамагусты теряет свое политическое положение. Он больше не независимый, богатый правитель, который может диктовать Европе и Востоку свои условия торговли, налогов, он теперь лишь маленький зависимый «королек», который должен огромную сумму денег Генуэзцам и сам имеет подкрепление своих финансов только от сельского хозяйства. Кроме этого, как я говорила выше, после войны некоторые граждане республики получили денежные феоды, за которые король должен был платить.

Новый тип продвижения своих Экономических интересов на Кипре породил и проблемы, ранее незнакомые генуэзской дипломатии. Выдача королем феодов генуэзским гражданам и возмещение ущерба, понесенного ими во время войны на острове.32 Но генуэзцы не учли одного: фьефы Луизьянов не пользовались популярностью в Европе что привело к обесцениванию и король Кипра итак опутанный колоссальными долгами просто был не в состоянии оплачивать феоды отдельным гражданам что привело к финансовой стагнации, генуэзцы - были вынуждены сами вкладывать свои средства на развитие порта и острова, вместо того, что бы просто получать прибыль.

Нельзя не заметить тонкую политику Короля Кипра. Он сам не отвечает за свои долги, а дает полномочия отвечать перед судом, доверенного ему доктора права, что бы лишний раз не встречается со своими кредиторами. Ему предъявляют претензии на средства, которые он должен, в качестве контрибуции и за частные земли, которые он передал генуэзцам в качестве феода. Рассматривая условия кипро-генуэзского договора, о которых мы находим упоминания в источнике: «за любой товар и вещь все люди, откуда бы они ни прибыли, должны платить налог и габеллу в Фамагусте» замечаем, что Королю нигде нельзя разгружать свои товары кроме Фамагусты, и даже там он должен платить пошлину за ввоз товаров. В этом же отрывке мы видим, что только на Короля и на его корабли наложили такие запреты, а те же венецианцы могут и имеют право разгрузки и в других портах. Таким образом, мы приходим к выводу о том, запреты – денежные пошлины – это и есть попытка генуэзского правительства заставить короля заплатить.

Но при этом позиция Короля, касающаяся договора следующая : «У короля нет намерения требовать что-либо против условий договоров, а вернее сказать, он стремится пойти навстречу этому славному городу, который требует от него неподобающего и несправедливого».33 Из чего мы видим, то, что король и королевство недовольно условиями и, как может, пытается их избежать и не платить контрибуцию. Генуэзская дипломатия, как мы видим в ответе, на жалобу Короля, проявляет невозмутимое терпение: « всему этому коммуна Генуя очень сильно удивляется, поскольку она всегда испытывала самое искреное уважение к королю, который, однако, выступает против нее с вредным суждением»; «Король своим поведением нарушает мир, заключенный между его отцом Жаком и коммуной»; «настоящий должник обязан платить!»34 ( эти претензии датированы 1423-1424 годом) изучая архив далее мы видим акт, датированный 1424-1430 годами, где прямо указано на условия выплат и соглашения, которые подписывал Король об этих выплатах. Но как мы понимаем, ни одни договоры не заставят Короля заплатить, он все так же продолжает не замечать своих долгов, отказывается или просто игнорирует указания Генуи, которая пытается ввести их административным путем: «покойный король Кипра Янус предоставил генуэзцам феод в 2 тысячи безантов в год, из которых, однако, не делалось никакой выплаты около 18 лет». Таким образом, через административные угрозы, Генуя пытается заставить и вытребовать с короля Кипра, хоть небольшого возврата долга, но мы, понимаем и политическое положение Короля, отсутствие источника финансов в казне и нежелание Короля что-либо оплачивать. Но при этом мы так же видим, как он все более и более становится формальной фигурой на Кипре, власть падает, былая независимость исчезает. Генуэзцы в полной мере могут считать себя правителями, но к чему привело их управление?

Совершенно очевидно, что во время войны 1373-1374г. Генуя без труда могла завоевать весь Кипр. Однако она этого не сделала, потому что для Республики важна была лишь Фамагуста, так как завоевание всего острова повлекло бы за собой огромные затраты на устройство метрополии и содержание бюрократического аппарата. Да, возможно республика избежала лишних проблем, получив богатый город- международный рынок, сформированный к середине XIV века, однако развитие порта тормозилось общей деградацией системы управления островом

Торговая политика. Упадок торгового интереса

В анализируемых мной источниках я не нашла подробных сведений о торговле в Фамагусте при генуэзцах, однако, из прочитанной мной литераратуры не могу не обозначить вывод, который отвечает на поставленные мной задачи, а именно:Торговый интерес спал потому, что раньше Генуэзцы, венецианцы и другие торговые республики и государства обладали торговыми привилегиями, теперь же каждый был обязаны платить, иногда на Кипре торговать даже было опасно, потому что, как мы уже сказали выше, тебя могли и ограбить «на нужды флота», или заключить в тюрьму за то, что ты не совершал.Таким образом, генуэзцами был нарушен основной принцип торговли в Фамагусте – принцип свободы, удобства и комфортабельности. Теперь ехать на Кипр для обмена товаров было бессмысленно и именно поэтому порт со временем опустел и переслал играть важную роль в международных отношениях.

Вывод к главе II

Генуэзцы на волне свободы и независимости на Кипре, как во всех своих метрополиях пытались вести политику выкачивания средств, без приложения к этому каких-либо усилий. Однако они не учли важного фактора: во-первых, раньше купцы приезжали торговать на Кипр, потому что им было это выгодно и там были все условия для тоговли. И второе, разрушив главный порт во время войны, не сумев вытребовать деньги у Кипрского короля им самим пришлось вкладывать туда свои сбережения, но растущий кризис средств , рост бюрократического аппарата и его просто бандитские методы грабежа привели к тому, что Кипр потерял былую привлекательность и вместо источника дохода стал источником расхода для генуэзцев.