Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат социология.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
167.2 Кб
Скачать

Глава 3. Структура криминальной субкультуры

криминальная субкультура социология психология

С позиций системного подхода криминальная субкультура, представляя собой целостную систему культуры преступного мира, состоит из взаимосвязанных подсистем, носит неоднородный характер. В научной литературе проблема определения отдельных структурных элементов - подсистем криминальной субкультуры или другими словами ее видов решается неоднозначно. Так, например, В.М. Анисимков выделяет в ней следующие подсистемы:

  1. субкультуру сообщества авторитетов уголовной среды ("воров в законе" и их сподвижников);

  2. субкультуру уличных группировок несовершеннолетних и лиц молодежного возраста;

  3. субкультуру организованных криминальных образований, действующих в сфере наркобизнеса;

  4. криминальную субкультуру на основе этнических и исторических связей.

Представляется, что данную классификацию следует расширить, включив в нее в качестве самостоятельных структурных элементов - подсистем субкультуру наркоманов, проституток и лиц, извлекающих доход от их деятельности, субкультуру организованных преступных групп, в частности осуществляющих контрабандные операции и незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, а также другие структурные элементы. То есть, определяя структуру криминальной субкультуры, следует придерживаться криминологической классификации преступлений, в основе которой лежит их законодательная классификация по Уголовному Кодексу РФ.

Особое место в системе криминальной субкультуры занимает уже упомянутая тюремная субкультура, которая некоторыми исследователями рассматривается в качестве самостоятельной подсистемы культуры.

История изучения образа жизни заключенных в России восходит к «Запискам из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского, в которых тюрьма характеризуется как особый мир со своими нравами, обычаями, законами. В XIX - начале XX веков исследователей в основном привлекают история тюремного заключения в России, особенности личности заключенного, тюремный жаргон и фольклор. Фундаментальное исследование истории царской тюрьмы в России и психологии заключенных было проведено М.Н. Гернетом, который детально изучил основные типы пенитенциарных учреждений царской России и проанализировал влияние тюремного заключения на личность осужденного.

В последние десятилетия интерес к исследованию тюрьмы как особого социального института значительно возрос. Проблематика тюремной субкультуры начинает активно разрабатываться с середины 90-ых годов Ю.К. Александровым, В.М. Анисимковым, В.Ф. Пирожковым, которыми исследуются нормы, ценности, ритуалы заключенных, а также артефакты тюремной субкультуры. Е.С. Ефимова подчеркивает, что «тюремная субкультура - это система, обладающая своим символическим языком и собственной картиной мира».

Отдельно стоит упомянуть исследование А.Н. Олейника «Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти», которое посвящено проблемам тюремной субкультуры и ее влиянию на современное общество. Автор обращается к истории тюрьмы, анализирует социальные отношения в тюрьме, выясняет роль насилия в жизни заключенных. В своем исследовании А.Н. Олейник противопоставляет два типа обществ - «большое» и «маленькое». Этими терминами он обозначает современное общество и общество, чья модернизация не завершена. В последнем повседневные отношения отделены от официальных норм, и, как результат, государство в лице соответствующих органов и должностных лиц, с одной стороны, и граждане, группы людей, с другой, фактически существуют и действуют порознь, «занимаются своими делами», их интересы не совпадают. Между этими разделенными мирами - пустота, связующее звено, в роли которого в современном обществе выступает так называемое «гражданское общество» отсутствует, поэтому нормально функционировать могут лишь структуры типа мафии. Имеет место интересная ситуация: «чтобы победить мафию, государство превращается в другую мафию» . Автор при этом подчеркивает, что «мафия - это прежде всего особый тип поведения и власти, образ мышления… Она отражает скорее идею, чем особый тип организации». В соответствии с этой идеей люди делятся на «своих» (так называемая «семья», «клан») и «чужих», для «своих» действуют свои законы и правосудие, для «чужих» - другие. Так устроена жизнь в «маленьком» обществе, в качестве идеального примера которого автор приводит пример юга Италии - Сицилии и Калабрии, находя с ним много общего в постсоветском обществе - современной России.

Как отмечает А.Н. Олейник тюремная субкультура, сформировавшаяся в учреждениях системы исполнения наказаний, стремится к расширению своих границ, выходит за пределы пенитенциарной системы. Ярким примером экспансии тюремной субкультуры является уже упоминавшаяся языковая ситуация в современной России.

Таким образом, исследование тюрьмы оказывается зеркалом российского общества в целом: «вместо того, чтобы говорить о тюрьме как продукте общества, мы предпочитаем видеть в ней его зеркальное отражение». В этом заключается один из основных тезисов А.Н. Олейника.

Подводя краткий итог рассмотрению затронутой проблемы тюремной субкультуры, следует признать, что независимо от того, как рассматривать тюремную субкультуру в теоретическом плане - либо в качестве структурного элемента криминальной субкультуры, либо в качестве самостоятельной подсистемы культуры, вывод можно сделать один - выработанные ей нормы и ценности не ограничиваются рамками пенитенциарной системы, они распространяются на все общество, его культуру и каждого человека в отдельности. Они находят отражение в мировоззрении, особенностях мышления и психики и, следовательно, накладывают свой отпечаток на образ жизни.