Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kursovaya_itogovaya.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
162.51 Кб
Скачать

3.5. «Тарифная пауза».

В современной России существует проблема отсталости российской нефтегазовой отрасли, являющейся естественной монополией. Автор статьи [3] предлагает решить эту проблему «тарифной паузой». По его словам «Абсолютно прав министр экономического развития и торговли, когда говорит, что углеводородные отрасли исчерпали динамику развития. Капитальные инвестиции идут туда, где меньше риска и больше доходность. Расчёты показали: основные резервы у нас сегодня в организации услуг естественных монополий. Этого нельзя сделать без того, чтобы государство простимулировало их по-другому работать. Они являются монополиями, у них нет конкурентов, которые побуждают к эффективной работе».

Идея тарифной паузы В.М. Зубова – заставить монополии работать по-другому, а так как в России они являются авангардом страны, то стимуляции их роста, будут расти и все зависящие от них отрасли. Также тарифная пауза позволит поднять рентабельность в обрабатывающих отраслях промышленности, а также улучшить положение в социальной сфере. Весь социальный эффект: пенсии, социальные выплаты, повышение зарплат во многом девальвируется высокой инфляцией (порядка 9-10%), а наибольший вклад в увеличение инфляции вносит безудержный рост тарифов естественных монополий, который провоцирует повышение себестоимости у производителей товаров и услуг по всей стране.

Тарифная пауза преследует две цели: заставить монополии эффективно работать и стимулировать экономический рост.

«Только с 2003 года удалось ввести порядок, при котором монопольные тарифы устанавливаются лишь один раз в год – до принятия бюджета следующего года в части тепловой и электрической энергии и не могут быть пересмотрены без внесения изменений в бюджет.

В трёхлетнем финансовом плане правительства уже спрогнозированы тарифы на три года вперёд. Поэтому принятие закона о тарифной паузе – это помощь правительству в принятии правильного решения.

Конечно, монополии будут недовольны неравным положением с их поставщиками, которые в случае введения тарифной паузы свои цены не заморозят. Однако, во-первых, можно заранее провести переговоры с поставщиками и отказаться от особо алчных. Во-вторых, монополии накопили достаточно «жирка» (об этом говорят их последние покупки), чтобы безболезненно пережить год тарифной паузы».[3]

3.6. Ситуационный анализ на примере оао «Газпром».

Именно естественные монополии и их политика в сфере ценообразования во многом предопределяет конкурентоспособность российской продукции, как на внутреннем, так и на международном рынке. Неконтролируемые рост тарифов на услуги естественно-монопольных отраслей влечёт за собой не только социальные последствия, но и препятствует развитию производственных предприятий, их модернизации, что приводит к негативным последствиям и для самих монополистических структур. Так, по данным Института комплексных стратегических исследований, уровень расходов населения на энергоресурсы (газ, электричество и тепло) в России остаётся одним из самых высоких в мире, составляя 4,2 % от уровня располагаемого дохода, причём к 2013 году, по прогнозам Global Market Information Database, этот показатель вырастет и составит 4,6 %, в то время как в большинстве других стран ожидается его сокращение. Так как естественные монополии сопряжены с высокими постоянными издержками, другой актуальной проблемой при рассмотрении деятельности естественных монополий выступает общий износ основных фондов. В связи с этим нужно в России актуальной является тема регулирования естественных монополий. [8]

В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. «Газпром» – это пример такой естественной монополии в России. На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. Основная часть акций ОАО «Газпрома» принадлежит государству. В целом данная монополия осуществляет около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Рынок природного газа традиционно относится к естественным монополиям. Однако при более детальном анализе выясняется, что качеством естественной монополии здесь обладает лишь газотранспортировка по магистральным газопроводом. Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с довольно высокой конкуренцией. А строительство газопровода требует больших капиталовложений (постоянных издержек), поэтому строить несколько альтернативных газопроводов нерационально. [5]

Правительство ещё не приняло окончательного решения относительно путей реформы газовой отрасли, заняв самую взвешенную из возможных позиций - сначала провести инвентаризацию имущества и просчитать эффективность различных вариантов преобразований. Очевидно, в сегодняшних условиях государству может быть не выгодна реформа газовой отрасли и самого «Газпрома». В первую очередь, из-за значимого положения «Газпрома» для бюджета страны.

Ситуация с «Газпромом» такова, что вся сеть российских газопроводов принадлежит ему. То есть вся газотранспортная сеть страны принадлежит одной компании, которая одновременно занимается как добычей, так и сбытом газа. В результате независимые производители не могут получить доступ к магистральным трубопроводам. Сложность ситуации заключается в том, что независимые поставщики не могут сами проложить трубу для транспортировки, так как по закону трубопроводы должны находиться в собственности «Газпрома». Таким образом, без соглашения «Газпрома» прокачать газ от поставщика к потребителю невозможно. По закону «Газпром» обязан обеспечить транспортировку газа, но в законе есть оговорка – «при наличии технических возможностей». Что позволяет «Газпрому» уклоняться от транспортировки нефти и, тем самым, «избавляться» от своих потенциальных конкурентов. Общий минус сложившейся ситуации состоит в том, что многие потенциальные поставщики газа его сжигают, так как «Газпром» по различным причинам отказывается его транспортировать. А «Газпрому» в свою очередь приходится закупать газ у Туркмении, Узбекистана, Казахстана и многих других стран. С доступом потенциальных поставщиков к газовой трубе на рынке бы сформировались адекватные конкурентные цены на газ.[5]

Ситуация усложняется ещё тем, что «Газпром» никак не представляет в Минэкономразвития реальные данные о свободных мощностях. Также в данный момент у государства нет информации относительно стоимости транспортных расходов на транспортировку газа (переменные издержки). В ходе демонополизации рынка газа в стране единственно возможным действием является создание Специализированной транспортной компании на подобие «Транснефти» в нефтяной отрасли.

Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится "на плаву". Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]