Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
бакалавр Рудой 03_05_12.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
292.86 Кб
Скачать

1.2. Строительство мола и набережной в Ялте

Самыми значительными проектами в сфере промышленно-гражданского строительства, осуществленными в Ялте, в последней трети XIX века, были реорганизация порта и строительство мола, а также планирование и застройка набережной.

Уже в начале XIX века становится ясно, что нужен порт между портами Феодосия и Балаклава, поскольку расстояние между ними слишком велика. Ялтинский мол, строительство которого было первым шагом к построению капитального порта и улучшение торговых и экономических связей Ялты с другими городами, как внутри империи, так и вне ее, начал строиться с 1830-х годов. В справочном издании «Вся Россия», в томе XIV «Новороссия и Крым» отмечалось, что генерал-губернатор Новороссийского края М. Воронцов был убежден в первостепенном значении строительства Ялтинского мола, так как он учитывал предыдущий опыт использования города как морского порта и его удобное географическое положение.

Первый этап строительства мола припал еще 1833–1838 годы. были заготовлены каменные блоки весом 40 – 60 пудов. 1 августа 1833 был заложен первый каменный блок. При этом присутствовал граф М. Воронцов и сопровождающие его лица, о чем свидетельствовал в своем отчете от 21 декабря 1833 года Таврический гражданский губернатор. Возглавил работу по строительству ялтинского мола автор проекта, начальник строительства дороги от Ялты до Алушты В. Шипилов.

Но недостатки в конструкции или недостаточно прочные материалы, из которых был построен мол, стали причиной его неоднократных разрушений. 14 декабря 1874 года началась переписка главного инженера одесского порта с ялтинским городским головой. В письме говорилось о том, что министерство обязало реконструировать ялтинский порт, и была высказана просьба о содействии. В следующем письме были предоставлены требования для городского главы о количестве людей для работ и сумме для оплаты их труда. Городская дума согласилась с требованиями главного одесского инженера одесского порта. Считалось, что создание искусственного порта является одним из приоритетов в жизни города, так как это сильно повлияет на его развитие, и удешевлению жизни в городе.

В 1886 году по указанию Александра II были разработаны проекты, и составлена была смета на строительство следующего каменного мола в городе Ялта. Контрагентом по строительству каменного мола был инженер-полковник (в отставке) Н.  Шевцов, а поверенным контрагента стал инженер-гидростроитель генерал-майор (в отставке) А. Бертье-Делагард.

В 1887 г. приступили к строительству капитального каменного мола и набережной под общим руководством инженера, генерал-майора в отставке, гидростроителя А. Бертье-Делагарда, который в конце 1880-х годов в звании генерал-майора подал в отставку и поселился в Ялте по Аутской улице . В истории развития и формирования Ялты примеров частной инициативы было немало, деятельность А. Бертье-Делагарда – тому доказательство.

Строителями мола стали местные жители. Камень, песок, щебень, цемент были закуплены в Новороссийске. Из них изготавливали массивы пяти размеров, и всего было заготовлено 2 630 штук. Эти массивы делали на заводе, который находился на месте нынешнего главпочтамта. Глыбы доставлялись отсюда к строящемуся порту по железной дороге, построенной специально для этих целей.

В марте 1888 года А. Л. Бертье-Делагард доложил заведующему работами по строительству шоссейных дорог и молов, инженеру-полковнику С. Руденко о том, что приступил к исполнению работ по устройству ялтинского каменного мола. Работы велись ежегодно с апреля по сентябрь ,когда было меньше штормовых дней. Зимние штормы сдвигали каменные массивы с установленных мест, опрокидывали и заносили их песком и илом, ломали инвентарь. Но строительство продолжалось, и первая очередь мола была сдана 30 января (по ст. ст.) 1892 года.

Затем А. Бертье-Делагард начал руководить строительством каменного мола в Феодосии. Туда из Ялты был перевезен строительный инвентарь.

После окончания работ по строительству мола в Феодосии А. Бертье-Делагард в сентябре 1897года получил от главного инженера новороссийских коммерческих портов М. Лишина предложение о разработке проекта и доставления сметы удлинения каменного мола в Ялте на 100 саженей. На это Государственным советом была выделена сумма 700.000 рублей серебром. Производителем работ был назначен инженер В. Тарасов.

Как и при сооружении первой части мола в 1887–1890 годах, частые штормы мешали строительству. Однако удалось достроить каботажную набережную до устья речки Дерекой. Постройка каменного мола в Ялте была закончена 23 ноября 1902 года. Впоследствии, опять под руководством А. Л. Бертье-Делагарда, набережная и мола были удлинены, количество причалов увеличено [16].

Этот этап строительства мола был закончен в 1902 году, когда он был вновь введен в эксплуатацию. Но следует отметить, что факт сооружения мола был важен для пассажирских перевозок (в том числе и царской семьи), тогда как значительного торгового резонанса не имел. Те грузоперевозки, которые осуществлялись благодаря ялтинскому порту, обеспечивали сам город и окрестные села необходимым провиантом, что очень слабо отражалось на экономике империи.

Строительство набережной Ялты в 1880-х годах было вторым грандиозным проектом городских властей после мола. Долгое время здесь, как и во всех приморских городах, то была береговая почтовая шоссейная дорога, по которой перегоняли даже скот, а на берегу брали гравий для построек.

Понимание роли набережной как центральной артерии города появилось только к концу XIX века, когда Ялта стала приобретать значение имперского курорта.

Ялтинская набережная находилась в ведении Министерства путей сообщения. Улицу со стороны моря ограничивал ряд каменных столбов, а начальник участка крымских шоссе С. Руденко отвечал за ее состояние [10].

До начала строительства набережная Ялты, если верить путеводителям того времени, была вполне заурядной улицей: «самая приличная улица городка, Набережная, выглядит очень посредственно. Она тянется вдоль Ялты, нависая над пляжами, и на всем ее протяжении встречаются лишь однотипно вульгарные магазинчики; иногда промелькнут ворота виллы или городского сада …»

Инициативу по реконструкции набережной проявил городской голова, камергер, барон А. Врангель, который был избран в городскую думу в 1879 году. В 1885 году он отправил Министру путей сообщения докладную записку, где в виде конкретного плана изложил мечту городского общественного управления – превратить существующую на берегу улицу в бульвар со спусками к морю. Это было непосильно для бюджета города, зато имело большое значение для упрочения положения Ялты как лучшего курорта.

Будучи достоянием всех граждан государства, Ялта могла рассчитывать, что расходы по благоустройству Набережной будут произведены из общегосударственных средств. Соответствующую просьбу городской голова отправил Министру финансов России. 26 мая 1886 года в Гатчине, под Петербургом, Председателем Госсовета Великим князем Михаилом было высочайше утверждено ассигнование сумм на расширение набережной в Ялте.

Из казны государства городу предоставили кредит в 70 тысяч руб., 35 тысяч дало Министерство путей сообщения. Также добавили деньги, оставшиеся от строительства мола. Чтобы строительство набережной не оттягивалось, А. Л. Врангель предложил взаимообразно свои личные средства.

До начала строительных работ с помощью директора Никитского сада были выбраны породы деревьев для украшения набережной. Строительство набережной происходило под руководством Н. Краснова, который незадолго перед этим был принят на должность городского архитектора.

Работы на Набережной проводили специалисты Министерства путей сообщения самым дешёвым и усовершенствованным способом с глубокой осени и до начала курортного сезона, строительные материалы подвозили только морем.

Благоустройство и расширение улицы продолжалось с 1890 по 1895 годы и стоило в итоге 181 тыс. руб. Своё название – Александровская – набережная получила в честь Императоров Александра II и Александра III.

Значительную роль в оформлении облика набережной Ялты до 1910-х годов сыграл Н. Краснов, который с конца 1890-х годов до начала 1900-х годов выполнил несколько крупных заказов известных промышленников и предпринимателей на строительство на ялтинской набережной гостиниц и торговых комплексов.

Одним из них является доходный дом К. Бентковского «Мариино», который, реконструированный и надстроенный Красновым в 1898–1900 гг., превратился в трехэтажную респектабельную гостиницу. По проекту Н. Краснова был надстроен третий этаж. Автор мягко решил общий облик главного фасада, объединив его архитектурными элементами (пилястры, колонны). Вместимость отеля увеличилась с 27 до 72 номеров.

Вслед за зданием «Мариино» архитектор по заказу петербургского предпринимателя С. Шахназарова возвел здание гостиницы «Санкт-Петербург» в форме итальянского палаццо и напротив нее, в том же стиле итальянского ренесанса, комплекс торговых рядов, принадлежавших Ф.Татариновой.

В 1904 году один из богатейших ялтинских дачевладельцев Н. Волков и гласный ялтинской городской Думы генерал-майор А. Витмер обратились к Н. Краснову с заказом на строительство гостиницы, которая вошла в историю города под тюркским названием Ялты – «Джалита». Это было трехэтажное железобетонное здание, выполненное в форме швейцарского шале.

На участке земли, находящемся с обратной стороны «Джалиты», в 1908 году Н. Краснов построил по заданию городской думы один из первых на Южном берегу Крыма кинематограф «Одеон» (как тогда называли, «электротеатр»).

Один из наиболее известных проектов Н. Краснова для набережной – здание торгового предназначения – торговые ряды столичного купца Н. Д. Стахеева (сейчас – бывший гастроном №1). Первоначально одноэтажное, с прекрасной декоратвиной резьбой фасадов, здание имело плоскую крышу, на которой располагалась видовая площадка – терраса.

Эти гостиницы, доходные дома, магазины вместе со зданием Крымско-Кавказского горного клуба, о котором речь пойдет ниже, завершили создание самой представительной части города, его административного и культурного центра.

Также следует сказать о группах сооружений, созданнных по проекту того же Н. Краснова с обеих сторон набережной.

На западной стороне набережной это был комплекс начальных строений Пушкинского бульвара с железобетонным Ливадийским мостом, подпорной стеной и каменным парапетом до следующего моста между Приютинской (сейчас – Боткинской) и Севастопольской улицами. Этот проект Н. Краснов осуществлял вместе с инженером В. Мещерским до конца 1890-х годов.

На восточной стороне набережной логичным переходом к самым первым улицам Ялты в Старом городе – Бульварной и Елизаветинской – стало строительство комплекса доходных домов и торговых рядов для гр. А. Мордвинова.

Старый доходный дом, возведенный в начале XIX века и принадлежавший сначала Воронцовым, а затем Мордвиновым, пострадал в результате волнений 1905–1906 годов. Это было простое в архитектурном исполнении, достаточно большое двухэтажное здание, протянувшееся от улицы Прорезной до улицы Бульварной. В середине его находилась прямоугольная арка, через которую улица Елизаветинская выходила к Полицейскому мостику.

Краснов предложил вместо одного построить два четырехэтажных здания: одно – вдоль речки Дерекойки (сечас – гостинница «Крым»), а другое, намного меньше первого – на углу улиц Бульварной и Елизаветинской. Оба доходных дома – монументальные городские постройки в стиле «неоренессанс»: плоские оштукатуренные фасады с пилястр от первого этажа до карниза крыши, ажурные кованые решетки балконов, спаренные арочные окна третьего и четвертого этажей. На крыше большого дома была устроена веранда для ресторана и кафе с видом на Ялтинскую бухту.

Торговым рядам, принадлежавшим А. Мордвинову, Н. Краснов придал – по контрасту с нарядными доходными домами – более деловой вид. Первый этаж здания из серого местного известняка в виде прямоугольного каре с просторным внутренним двором и подвалами для товаров предназначался для торговли, а второй использовался как постоялый двор.

Таким образом, застройка набережной к началу XX века приобрела черты ансамблевости, что способствовало восприятию улицы как центральной в этой части города.

Набережная с широкими бетонными тротуарами, вдоль чугунных перил которой было установлено множество обращенных к морю скамеек, стала основным местом пргулок горожан и приезжих.

При планировании набережной Н. Красновым было обозначено расположение фонарей, скамеек, беседок и павильонов так, чтобы не закрывать ими панорамы моря и не стеснять гуляющих, закреплено место для стоянки извозчиков в прилегающих улицах.