Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Upyr_s_pravami.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
338.05 Кб
Скачать

76. Социальное учение Католической церкви во второй половине хх века.

Пій XII (понтификат 1939-1958). В послевоенные годы свой понтификат в Костеле продолжал один из очень противоречащих пап Пій XII. Споры кругом его особы вызывала позиция, какую он занимал относительно фашизма и в особенности нацизма. Его кругом обвиняли в германофильстве, меж другого, объясняя это его многолетним бытом, как нунция, в Германии. Попутно Пій XII был человек из значительными политическими амбициями, уже в период Первой мировой войны он хотел играть роль посредника. Такие же меры, на жалость, напрасные, он делал накануне Второй мировой войны. Непримиримую позицию, тоже как его предшественник Пій XI, Пій XII занимал в вопросы коммунизма. В 1949 г. декретам Святого Престола на коммунистов была наложена экскамунія. Этот декрет касался всех особ, какие добровольно принадлежать к коммунистической партии, выдают, расширяют или читают издания, что пропагандируют коммунистические взгляды. Тот факт, что такое самое исключение из Костелу не постигла фашистов в ситуации, когда после проигранной войны из стороны тоталитарного режима уже не могли угрожать никакие репрессии, остается одним из забросов, что вдоль повторяют на адрес папы.

Обвинение Пія XII в отсутствия принципиального осуждения фашизма и при этом выразительный отход от религии, что произошел в послевоенные годы не только в странах, которые очутились в орбите советского влияния, но и на Западе, сделали да, что доделок Пія XII малоизвестный. Достаточно широко господствует убеждение, что он был решительный консерватор, который в принципе не внес ничего нового в общественную науку Костелу. Но правда в другом. В речах на радио (ведь этой формой сообщения nana пользовался найчасцей) помещались многочисленные идеи, новые в мыслі Костелу, какие обычно связывают только из переменами, которые в 1960-х гадох сделал II Ватиканский Собор.

Наиважнейшим, несомненно, есть то, что Пій XII поставил науку Костелу на философичный грунт, которым был персонализм - философия особы. Некоторые исследователи противополагают персонализм томизма, но много кто выступает за позицию, согласна из которой персоналистические элементы по-видимому уже в науке св. Фомы Аквинского. Персонализм понимает человека как неповторимое телесно-духовное создание, в каком оба элементы узбагачваюць друг друга, человек же обязанный заботиться о развитие своей особы, незаменимое средство которого - познание мира и сношения из другими людьми. Этот способ понимания особы был настолько переломный в мыслі Костелу, что реабилитировал физическую сторону человечности, которую в традиции няраз поносили как прибежище всякого греха. Помимо того, новизной была пропаганда активной позы, сношений из другими людьми, диалого, ведь традиционно Костел стоял засохни на позиции, что ограничение активности лишает человека возможности сделать грех и не вводить его в соблазн. Персонализм является не только в науке Костелу. Эта философия, что лежит в основе медицинских, психологических, педагогических и даже экономичных концепций; существуют также течения атеистического персонализма. В каждом разе эта система рассматривает особу как наивысшее добро, какое невозможно свести к детерминантам из стороны истории или природы, добро, которое не связана только из экономичной, политической или правовой категорией. Вот же в персонализме легко увидеть выхождение вне границы либерального индивидуализма homo oeconomicus или материалистического детерминизма марксизма. Персонализм сделался популярный пачынаючы от второй четверти XX ст., главным образом благодаря Эмануэлю Мун'ё (1905-1950), которого зачисляют к католическим левым, и неотомисту Жаку Марытэну (1882-1973).

Оптимистичную в своих допущениях теорию персонализма можно противопоставить чрезвычайно модной в годы по Второй мировой войне философии экзистенциализма. Эта философия, что берет начало от Кіркегарда, Гайдэгера и Гуссерля, которая выступала также в версии христианского экзистенциализма, в послевоенную пару добыла популярность благодаря работам Жана Поля Сартра (1905-1980), а он высказывал выразительно левую версию этой философии. 3 экзистенциализмом была связанная и Анна Арэнд, a в литературы представителем этого направления был Альбэр Камю. В Сартравым понимания, которое в то время было найпапулярнейшае, экзистенциализм был философией уединенной, что возникло из ничто, особы, появление которой в мире есть фактам, который не мои никакого смысла ("Абсурд, что мы родились, и абсурд, что умрем"). Такая особа ответственная только сама перед собой и поручена также сама себе. Знаменитое высказывание Сартра, что "существование предшествует сущности", означала, что человек существует сперва, чем его существование приобретет какой-либо смысл. Ради этого философ отказывал, что человек имеет "сущность", г. зн. природу, которая предупреждает существование (прирожденный закон, объективную мораль) - "мы одни, и ничто нас не оправдает". Жизнь человека - уединенное существование особы, для которой свобода - тяжесть. Верша само себя, человек, уединенный и недостоверный, который ощущает страх, может это делать только через заангажированность. Что интересно, требование ангажированности было общее для персоналистов и экзістэнцыялістаў, но они понимали его па-разно. Для персоналиста Мун'ё заангажированность была "принципам здоровой жизни", действием на пользу развития собственной особы и попутно для общего добра. А для экзістэнцыяліста Сартра заангажированность обосновывает смысл существования и моей однозначной политической измерение. Сартрава философия была атеистическая и в политических вопросах была попыткой сопрячь марксизм из индивидуализмом. Близким и персонализма, и экзистенциализма можно считать придание человеку роли творца собственной жизни и возложение на его ответственности за его форму. Но неодолимую разницу между философией христианских персоналистов и Сартром ставило избавление им человека и людскога жизни влияния божьей причины. Попутно мода на упрощенную и популяризованную версию экзистенциализма, что оппонировало послевоенный Запад, пропитаная атмосферой пессимизма, безнадежности и временности и склонная к левой политике, целиком выключало взаимопонимание из мыслью Костелу. По сравнению из этой популярной версией экзистенциализма персонализм Пія XII надо признать за совсем другое понимание роли человека в мире и истории.

Неотъемлемой частью папской персоналистической науки было убеждение в людской достоинства. Дополнениям к этому положению в общественной науке Костелу было признание прав человека. Досюда это понятие, которое происходила из каноно либеральной мысли, не являлась в общественной науке Костелу. Впервые список таких прав агласіў Пій XII в 1942 г. Помимо права на жизнь, семью и потомков, право свободного выбора состояния, этот список помещает право не только, как хотели либералы, на частное, но и публичное чествование Бога, а также право на работу, которому нет места в традиционном либеральном списке. Достаточно осторожно понималось право собственности, очерченное как "употребление земных дастаткаў из сохранением своих обязанностей и ограничений общественной природы". Это был выразительный знак, что в Костеле происходит переоценка науки Леона XIII про собственность как прирожденное право. Подтверждением этого факто было шматкротнае напоминание папам общественной функции собственности, и первейше признание им допустимости ее экспроприации на хозяйственные и общественные цели из выплатой адшкадавання. Но попутно в речи по поводу пятидесятой годовщины Rerum Novarum папa признал собственность не только прирожденным правам, но придал ей суб'ектны характер, что - в различие от науки Леона XIII - давала возможность домогаться реализации прирожденных прав.

Пій XII первым из пап высказался за демократию. Несомненно, это был следующий итог принятия персоналистических допущений. Помимо того, папa признал демократию за преграду возрождению тоталитарного строя. Пій XII говорил, что демократия - это понимание гражданами bonum commune (общего добра). Человек - особа, которая осознает свое достоинство, права и обязанности и должна вершить демократичное и попутно органическое и солидарное сообщество в государстве. 3 этой и много каких других причин папa подчеркивал значимость нации. Его выразительным намерениям было различие понятия национализма, свойственного фашистской мысли, от патриотизма как основы сообщества и братство между людьми. Рассуждения про нацию Пій XII перенес в более общую плоскость. Ведь он впервые в общественной науке Костелу занялся международными проблемами, не ограничиваясь при этом экономичными вопросами. Папа применил из нового понятия, а именно он говорил про международное сообщество. Это понятие невозможно свести к сумме отношений между отдельными государствами. Эта сообщество ставит отдельную, органическую и этичную цельность. В этого сообщества отношения между отдельными субъектами должны основываться на принципах солидарности, субсідыярнасці, демократии и bonum commune. При этом Пій XII высказал важное убеждение, что участие в такого сообщества выразительно ограничивает суверенность отдельных государств. Важным было и подчеркивание роли, которую в этого сообщества играют бедные и слаборазвитые страны, страны "третьего мира", как их тогда называли. Особенным заботам международного сообщества должен оставаться мир. Папа высказывал концепцию "интегрального мира", который не должен ограничиваться только воздержанием от войны, а видимо основываться на дополнительных действиях, взрослом умножении связей и сфер сотрудничества между народами. Зато Пій XII неизменно держался взгляда, что возрождение общественных отношений как в масштабе государства, да и в масштабе международного сообщества может наступить исключительно через рэхрысціянізацыю, ведь это возможно только "на грунте заведенного Богом натурального и правово-натурального порядка".

Aggiornamento: Ян XXIII. 29 июня 1959 г. появилась энцыкліка папы Яна XXIII (понтификат 1958-1963) Ad Petri cathedram, которая провозглашало созывание общего собору. Это намерение Ян XXIII высказал уже через сколько месяцев после его выборов и, как после твердил, сделал это под влиянием "стихийного вдохновения". Эта постановление вызывало удивление в широких колесах, ведь господствовало убеждение, что догмат про безошибочность папы, одобренный на I Ватиканском Соборе в 1869 г., навсегда утвердил абсолютную власть папы в Костеле, делая этим самым лишней помощь из стороны собору и окончательно положив конец идеи кансіліярызму в Костеле. Но выявилась, что впору создание соборного Костелу было ядром папской политики по отношению к миру, названной в той самой энцыкліцы "aggiornamento" (модернизация).

Модернизация в первую очередь касалась внешних форм деятельности папства. Ян XXIII был человек откровенный, который с готовностью давал интервью, принимал многочисленных гостей, он имел чувство юмора и легко навязывал контакт из людьми. Контраст из его предшественником, папам Шем XII, обусловил значительную популярность папы в средствах массовой информации; впрочем, эта популярность не ограничивалась только католическими колесами. Немалая значимость имел тот факт, что, в различие от Пія XI и Пія XII, на Яне XXIII не было даже тени подозрения в пронемецких симпатиях во время Второй мировой войны, зато была известная его благотворительная деятельность в этот период. Простасць в обхождения и дабрадушша папы сделали да, что на его смотрели как на папу "из строем мыслей деревенского священника". He может быть ничего более ошибочного. Под этим видом прятался сильный человек, который не покачивался, вынося тяжелые постановления, всесторонне образованный, опытный дипломат. Последнюю мысль может засвидетельствовать дипломатичная деятельность будущего папы, который в перадваенныя годы и во время войны исполнял миссию в православных (Баўгарыя и Греция) и мусульманских (Турция) странах, находя общий язык из представителями тамошних Церквей. Уже по Второй мировой войне его дипломатичный талант помог предотвратить угрозу скандала в французском Костеле, связанного из обвинением некоторых епископов в поддержания калабарцыяністычнага правительства Вішы.

Дасведчанне, приобретенное во время работы в некатолических странах, выявилась в том, что Ян XXIII начал эпоху экуменизма в Костеле. Впервые Костел вознамерился на диалог из другими христианскими вызнаннямі в духа равенства, отходящий от давнишней политики в этом вопросе, очерченной словами Пія XI: "Мы знаем правду, а вы ее ищете". По уступленні Яна XXIII на Апостольский Престол папa выдал воззвание "К дорогим отсоединенным братьям", лишенную традиционных обвинений про растерзание единства христианства и упрямое терпение в аблудзе. После был созданный Секретариат в делах единства христиан, a папa приказал проводить ученые даследзіны, которые преследовали цель устанаўленне меры вины, которую нес за раскол Костел. Это было однозначное признание, что вина лежит на обеих старанах, а не, как поныне говорили, только на "схизматиках".

Перед созыванием II Ватиканского Собору Ян XXIII выдал энцыкліку на очередную годовщину Rerum Novarum. Согласна из традицией, запачаткаванай Піем XI в 1931 г. энцыклікай Quadragesimo anno, в семідзесятую годовщину Rerum Novarum, в 1961 г., Ян XXIII абвесціў энцыкліку Mater et Magistra - "Про современные общественные смены в свете христианской науки". В каком-то смысле это была энцыкліка, что заканчивало определенный важный этап папской науки. Как последняя, она традиционно была адресованная ерархам и верующим Костелу, как последнюю, ее считают теоретической энцыклікай, хотя она уже помещает элементы нового, пастарскага стиля. В последний раз частная собственность была названная в этой энцыкліцы прирожденным правам. Также последний раз в ей спамінаюцца перевесы строя, который пропагандировал Пій XI - карпарацыянізму.

Mater et Magistra воротила внимание на смены, что происходят в современном мире. В этот период чрезвычайная значимость в науке Костелу приобрело понятие "знаки времени", какое часто являлась в дакумантах собору. Его объясняли как "пути Провидения в истории", и оно налагало на верующих обязанность уважнага анализа и участия во всех старанах общественной жизни, ведь в каждой из их, няраз в неожиданной и удивительной форме, может открыться свобода Божеская. Энцыкліка Mater et magistra не поносила теории и практики социализма и коммунизма. Зато помещала критику "неполных и ошибочных идеологий", концентрируясь на их светском видении государства и общество. Спаміналася также о пераследаваннях верующих в коммунистических сторонах. Считая осуждение фашизма неактуальным, о чем может свидетельствовать отрывок, в котором папa пишет про идеологии, "которые уже рассеялись, как туман на солнца", Ян XXIII критично высказывался на тему либеральной идеи государства как "ночного стражника". Государство, оставаясь при своей подсобной роли, должно иметь более широкое поле деятельности. Видимо быть расширенная социальное сфера деятельности государства. Наивеличайшим достижением своих предшественников попа признал сворачивание внимания на значимость людское работы и отрицание обычной мысли, словно она - товар.

От времен Пія XII сталась нормою, что общественная наука Костелу каждая сторона действительности оговаривала в контексте международного сообщества, вот же пишущий про заброшенные секторы хозяйства, домогаясь для их помощи государства, в особенности для земледелия, которое оставалась в хвосте развития промышленности и статусо работніцкага классу, Ян XXIII домогался также "убывания диспропорции между [...] разными странами мира". Задания, которые стоять перед государством, оправдывают расширение государственного сектора в хозяйстве, что, на мысль папы, не подкапывает принципов ее деятельности как подсобное інстытуцыі. Государства, даже в странах, что уже совладали проблеме нытика, должны быть активные в хозяйстве, ведь обществам угрожают новые вредные явления - неустойчивость, недостоверность завтрашнего. Папа также воротил внимание на процесс социализации, что в последнее время усиливался, какой он оценивал положительно, требуя полной независимости от государства многочисленных "объединений, организаций и учреждений для хозяйственных и общественных, культурных и развлекательных целей, физического воспитания, разного рода профессиональных дел и, наконец, для политических вопросов". Все это показывает на прыняццё папствам активной и удзельніцкае позиции членов Костелу в разного рода грамадах, в каких им довелось жить. Ради этого Ян XXIII сочетал призыв к талеранцыі других мировоззрений из домоганием бескомпромиссности в сохранения собственных взглядов. Он напутствовал католикам выявлять беспристрастность и доброжелательность, a также полную готовность к сотрудничеству из всеми для достижения того, что есть хорошее самой из себя либо ведет к хорошему".

В 1963 к, в энцыкліцы Расеm in terris - "Про мир между народами, основанный на правде, справедливости, привязанности и свободе" впервые появилось обращение "к всех людям хорошей свободы". Это были запросіны к диалого, яки выходить за границы Костелу и ведется в духа персонализма, ведь "человек, что остается в аблудзе [...] не лишается своего личного достоинства". Энцыкліка помещала как абшырны список прав и обязанностей человека, приближенный к тому, который называла "Общая декларация прав человека" ООН 1948 г., да и занималась международными проблемами в масштабах целого мира. Папство в этой энцыкліцы категорическо высказалась за решения, свойственные современному демократичному строю, выходя из допущения, что "в наш [...] время сделались неактуальные взгляды, которые высказывали столько столетий, словно одним общественным слоям подобает более низкое место, а другим подобает пяршынства, то ли из хозяйственных и общественных мнений или ввиду рода (пола), ли, наконец, ввиду положение, какое они занимали в обществе..." Вместе из поданной повыше декларацией шел и забота папы про социальное страхование для найбяднейшых людей. Вместе из традиционным определением позиции государства как подсобной относительно особы и признанием перевеса частной инициативы теперь шли требования увеличения социальной функции государства способам, свойственным решениям апякунчае государства. В части Расеm in terris, посвященной проблемам международного сообщества, помимо наказов про необходимость сотрудничества и взаимной помощи, Ян XXIII из пахвалой показывал на существование "общей публичной власти". Этой властью должна быть Организация Объединенных Наций, в деятельности которой папство в те годы видела универсальное лякарства на проблемы, связанные из решением международных споров, площадку взаимопонимания между народами и взаимной помощи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]