Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Upyr_s_pravami.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
338.05 Кб
Скачать

74. Либеральные концепции и.Берлина и р.Арона.

Профессор Берлинского

университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит

3 стадии: обычай – первонач. источник права; законодательство –

персонификация общей воли; право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся

в духе народа, национальном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в зак-

ве.

Арон справедливо говорил о синтезе либерализма и империализма в системе ценностей Вебера и подчеркивал, как и другие исследователи Вебера, что превыше всего он ставил национальные интересы, национальное величие, все Же остальное превращалось в средство для достижения этих целей. Человек, по Веберу, обязан не руководствоваться стремлением к личному счастью и благополучию, а неукоснительно выполнять свой долг перед нацией.

75. Консерватизм после Второй мировой войны (Оукшот, Фогелин, Керк).

Неоконсерватизм.

отказывается от готовых, выработанных им узоров.

5. Консерватизм по Второй мировой войне

Гражданское единение: Оўкшот. Найвыдатнейшым представителем консерватизма второй половины XX ст. был, бесспорно, продолжатель отличных достижений британской консервативной мысли Майкл Оўкшот (1901-1990). Известная его концепция "гражданского единения". Ее содержаниям был показ модели общества, что основывается на почете к традиции и уставов, суеверий и авторитета, а также всех исторических обусловленностей. В историческом процессе вершится "гражданское единение". Она не преследует цель непосредственной политической деятельности, она - не итог общественного условия и не восстала для осуществления определенных целей. Эта связь засохни личного характера, ради этого необязательно формализировать правила, согласно которым она осуществляется. Для ее характерный просто "общий образ жизни", ведамы, сверенный и испробованный. Однако это не выключает развития, общественных смен и новостей, но они должны быть итогам критичного анализа традиции и ее неторопливых смен. Важно, чтобы "традиции поведения" придали новую форму политике. Она не должна оставаться ареною борьбы, споров, господства одних над вторыми, ее существом видимо сделаться сотрудничество, приспособление и стабильность. Важную, подсобную и гарантийную роль играют при этом власть закону (common law) и почет к частной собственности. Также Оўкшот не потуплял из глаза вопроса про свободу особы. Он не лишал ее, сродни к крайним консерваторам, автономии в рамках сообщества, но ее истоки видел в традиции этого сообщества.

Скептическо относился Оўкшот к основанию правил общественной жизни на рациональной калькуляции, а также на здзервянелых идеологическо-теоретических правилах. Критико рационализма, какой он понимал как поиски "технических" решений, была одним из главных моментов, зацепленных Оўкшотам. Его главный заброс касался фрагментированности вещей и явлений, которыми занимается рационалист, будущий попутно убежденным, что мои полные знания. Также и из зрелища времени знания рационалиста неполные, прошлое для его только тяжесть, он убежденный, что есть достаточно решений, которые принимают под внимание исключительно требования современности. Эта критика была связанная из отрицанием роли "ученых" политических и общественных концепций, найчасцей основанных на экономичных теориях. Но похожую ошибку, как сторонники ученых теорий, делают и те, кто, презирая реалиями жизни, в веры и правдах Открытия ищут знаков, чтобы начать политические действия, а в политике хотят видеть возможность осуществления религиозных целей, презирая в этом вопросе влияниям божьей свободы. Это означает, что Оўкшот выступает на баке традиционного консервативного принципа, что "общество нельзя "делать", а сама больше - исправлять". Нельзя подчинять правила, которым подлежит жизнь сообщества, универсальным законам науки или таким же универсальным узорам совершенной жизни согласна из особиста реализованными наказами веры. Согласно Оўкшота, такое мышление моей черты утопии, консерваторы же, на его мысль, стремиться не к идеалу, а к оптимизации надлежащих в определенной ситуации и на определенном историческом этапе решений. Ведь общество в историческом процессе вершится эволюционно и заданием обществоведческих наук остается выявление правил этого развития, а не их планирование и контролирование их осуществления. Люди должны свершать свои цели и намерения в рамках историческо возникших учреждений - не очень хорошо создавать те учреждения, чтобы осуществить спадзяваныя цели. Политико - это искусство достижения компромисса, дискуссии, изобретение решений, надлежащих в определенной ситуации. Консерватизм - не идеология, он не имеет готовых решений, он вершится сродни к англасакскае системы права common law, предлагая определенные решения в определенной ситуации, основываясь на практике, дасведчанні, сравнения. Оўкшот предохранял перед увеличением роли государства и ее выделением на положение інстытуцыі, что диктует другим надлежащие узоры поведения. Ведь государство обычно не мои внимания на разнообразие, пропагандируя как надлежащую единственную, произвольно избранную модель поведения и пользуется для ее осуществления плановыми методами. Высказывая свои остережения относительно роли государства, Оўкшот приближается к либеральной позиции.

Строй истории: Фогелін, Кэрк. Как из Эўропай, да и из Амэрыкай был связанный Эрых Фогелін (1901-1985), консерватор, мысль которого, ища радикальных и абсолютных решений, была близкая к концепции Лео Строса. Самый напряженный период своего ученого творчества Фогелін пережил уже по Второй мировой войне. Истоки современной общественной ситуации он также видел в XVIII ст. Впору тогда были уничтоженный традиционные общественные структуры. Тогда появилась призрачная вера в возможность соорудить совершенный мир - вера, которую после разделяли либералы и социалисты, а позже коммунисты и фашисты. Заинтересованные в полной перемене мира, они презирали традицией. Фогелін понимал ее як всеобщую и мировую, как божий порядок мира, как такая она не совсем познавательная для человека, но впору она есть основа природы во всех ее проявлениях. He обращая внимание на упомянутое отсутствие возможности узнать эту традицию, надо стремиться как можно изучать ее. Этому служат даследзіны культуры и религии. Первейше они могут помочь понять сымбалі, которые в разные времена и в разных культурах служили людям, чтобы понимать абсолют, ради этого они пасярэдна вершили политические и общественные отношения данного сообщества. Фогелін устанавливал перед ученым-философам задание искать строя в истории и разбирать причины общественных кризисов. Тогда традиция, не обращая внимания на ее связи из абсолютом, подлежит сменам, которые, однако, можно истолковать и поместить в "строе истории".

По Второй мировой войне наиболее значительной фигурой амэрыканскага консерватизма был Расэл Кэрк (1918-1994). Его мысль оставалась в рамках традиции консерватизма XIX ст., ссылаясь на классические решения Эдмунда Бэрка. 3 консерваторов XX ст. Кэркава мысль была найближайшая к концепциям Фогеліна и Строса, она имела выразительную связь и из теоретиками ордалібералізму. Но он высший за их в ясности рассуждения. Исходящим пунктам для Кэрка было признание существования строя, который создал Бог. В этом строе живут люди и восстают учреждения - общественные и политические. Отсель и общественная и политическая жизнь имеет неразрывную связь из моралью, из хорошим и дурным. Мировой строй предвидеть разнообразие, ерархію, почет как к прирожденному закону, да и традиции, даже когда она остается не к концу понятная и сдается современником таинственной. В мировом строе Кэрк не находил место для индивидуализма, утилитаризма, эгалитаризма и коллективизма. Согласно ему, эти идеи принципиально возражают христианству. Таким порядкам, Кэрк воротился к идее общества из ограниченной мобильностью, в каком каждый занимает место в сообщества и исполняет по отношению к ее повинности, что принадлежать яму ввиду его происхождения. Это предвидело согласие из общественной ерархіяй и неравенством, которая выявляется также в собственности. Частная собственность, какую традиционно считают порукой свободы, должна существовать в децентрализованной форме. Опора хозяйства на устойчивые, небольшие семейные предприятия предстоит грунтам общества. Это должно уменьшить значимость многомиллионных городов и связанного из ими работніцкага классу, занятого в большой промышленности, который Кэрк считал общественным слоем без корней и ради этого тем, яки не находить место в органическом строении общества. В хорошо улаженном обществе не может не быть место для элиты, которая, как управленческий слой, возьмет на себя тяжесть возможных общественных смен. Осторожно подходя к этим сменам, Кэрк хотел видеть их приспособлением и улучшением действительности согласна из божьими намерениями.

3 вышесказанного по-видимому, что Кэркава концепция была принципиально критичная к реально имеющемуся массовому обществу Соединенных Штатов, какое он называл "коллективной массовой демократией". Забросы на адрес этого общества оставались неизменные от времен Алексіса де Таквіля. Их существом, из одной стороны, есть критика эгалитарного общества, а из второго, боязнь непомерного централизма власти и ее вмешивания в экономику. 3 Эліётам и Бэбітам Кэрка связывало критичное отношение к процессу воспитания амэрыканскае молодежи. Эгалитарный характер этой системы втолковывать к тому, что содержание обучения подчинится вымогам утилитаризма. Тоже как Бэбіт, Кэрк высказывался за систему классического просвещения. Первейше Кэркаў пессимизм основывался на цверджанні, что в амэрыканскім обществе, в особенности видя тенденцию, что оно делается "государством благоустройства", произошел невозвратный упадок моральных принципов. На мысль мысліцеля, никакие реформы бесталанные изменить этого состояния вещей, ради этого единственным лякарствам на отрицательные аспекты действительности может быть обращение (который, однако, маларэальны) к традиционным ценностям забытых теперь принципов, возвращение в общественной жизни значимости авторитета, в том числе авторитета Провидения, морали и традиции.

Неакансерватызм. Амэрыканскі консерватизм второй половины XX ст., втянутый в спор между классическими версиями консерватизма и либерализма, принял форму неакансерватызму, найвыдатнейшымі представителями которого были Норманн Падгорац, а также отец и сын, Ірвін и Билл Крыстал. Термин "неакансерватызм" не совсем понятный, а неакансерватыўнае среда незгуртаванае. Для много кого из его представителей исходящим лозунгам был laissez-faire. Амэрыканскія неакансерватары, воротясь к концепциям Гаека и Фрыдмана, оставались большими либералами в эўрапейскім значимости этого термина. Единственным элементам, который в принципе соединял всех представителей этого течения, было неприятие современной массовой культуры и общественных проблем, которые несет жизнь в больших гарадох - рассовых и культурных конфликтов, наркотиков организованной преступности и к тому похожих. В этих явлениях они видели угрозу основам амэрыканскага общество, сооруженного на прочном фундаменте традиции. Яны самые выступали за прочной, основанное на здоровых основаниях нерушимых принципов общества. Впору эти взгляды наиболее приближали неакансерватараў к классическому консерватизму. Помимо того, к времени падения мировой коммунистической системы общей для представителей неакансерватызму, несомненно, была вражеская позиция по отношению к этой системе и ее идеологии. Теперь в неакансерватызме часто присутствуют христианские элементы, к этому течению зачисляют наиболее ведамага средь современных теоретиков из тех, которые стремиться найти общую плоскость (плоскость) для капитализма и либерализма, Майкла Новака (нар. в 1933 г.).

Неакансерватызм часто называется интеллектуальным консерватизмом, во-первых, затем, что его значительные представители - интеллектуалы из больших городов, нередко из социалистической родословной, во-вторых, ради того, чтобы подчеркнуть, что он стоит немного в стороне от политических вопросов. Представители неакансерватызму найчасцей писали публицистику, редко давая систематическое изложение своих взглядов. Это сделал Ірвін Крыстал (нар. в 1920 г.). Его пагляды эклектичные. Он не высказывается за радикальный laissez-faire Гаека, но в принципе признает дельным сохранение механизмов свободного рынку, выступая также за "государство социального обеспечения". Вместе из тем, одну из наивеличайших угроз современного мира он видеть в бюрократии, ведь она неуклонно связанная из осуществлением государством широких социальных функций. В консервативном духе Крыстал поддерживает трыдыцыйныя взгляды на основные человечные сообщества, на семью и религию, выступая проціў лозунгов морального релятивизма.

Характерным элементам взглядов Крыстала есть трезвая оценка действительности, от которой консерватор, на его мысль, когда хочет добыть на ее влияние, не может отворачиваться. Ради этого Крыстал провозглашает, что его версия консерватизма не ссылается на прошлое.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]