Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-псих...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
576.51 Кб
Скачать

§ 3. Вопросы диагностики девнантиого поведения

Психологами и психиатрами разработаны разнообразные схемы, в соответствии с которыми квалифицируются типы девиантного поведения. Наиболее известным трудом является "Диагностический и статистический справочник нарушений умственной деятельности", впервые опубликованный ассоциацией психиатров Америки в 1952 году. Известны четыре издания этого справочника, аббревиатурой которого являются английские буквы 08М:

1)

2)

3)

4)

1952 - 05М-1; 1968 - 0§М-П; 1980 - 05М-П;

1987 - 05М-Ш-К. (буква К обозначает слово пересмотренное, переработанное издание).

Исходные методологические позиции четырех изданий различаются. В 1952 году практически все диагностические категории определялись в виде психологических реакций. Авторы П5М-1 в своих представлениях о психологии следовали концепции известного психиатра Адольфа Мейера, который считал, что "нарушения" умственной деятельности" являются следствием неудачных попыток приспособиться к внешним требованиям. Таким образом, авторы 05М-1 считали "нарушения умственной деятельности" результатом несовершенного взаимодействия индивида с окружающей средой. (АРА, 1952).

08М-П был опубликовано в 1968 году. К этому времени стала господствующей теория 3. Фрейда, который, как известно, считал, что "нарушения умственной деятельности" вызываются интрапсихическими причинами: что описывалось в 08М-1 как шизофреническая реакция, стало называться шизофренией в 0§М-II. Так 05М-II перевел центр психологических анормальностей во внутримозговую сферу. (АРА, 1968).

К 1980 году, когда был опубликован 05М-Ш, в психологии обозначились новые тенденции. Господствующей идеей стала уверенность в том, что причина большинства психологических проблем имеет биологическую природ. Так, в 05М-III "шизофрения" стала называться "шизофреническим нарушением". Центр анормальности переместился из сферы "ума" в сферу "тела".

Одно из главных возражений против 08М-III состоит в том, что его составители верят в существование медицинской модели "умственного заболевания". 08М-III исходит их того, что все анормальные мысли и поведенческие реакции являются только симптомами некой болезни, лежащей в их основе. 20

Диагностика девиатгного поведения в указанных справочниках развивается и совершенствуется вместе с прогрессом науки. Причем в цивилизованном обществе, как было уже указано выше, стремятся понять и устранить причины девиантного поведения. Человек, совершивший преступление под влиянием какого-нибудь психопатического состояния, считается больным, а не преступником.

На гуманном отношении к нервнобольным пытаются спекулировать настоящие преступники, симулируя приступы душевной болезни. На эту тему написано немало романов и сценариев.

Однако факт остается фактом: девиантное поведение надо рассматривать не как нечто, выходящее за пределы цивилизации, а как часть этой цивилизации, такую же неотъемлемую, как грипп, инфаркт и астма.

По данным Макконнелла, на 1984 год 1,4 млн. американцев были поражены синдромом "антиобщественной личности", а 13,1 млн. страдали от повышенной тревожности, 2,4 млн. болеют навязчивым неврозом, 10 млн. являются носителями аффективного психоза.

Таким образом, статистика говорит в пользу того, что такого феномена, как "абсолютно нормальный человек" в природе не существует. Вопрос лишь в том, каков допустимый разброс девиаций, вне пределов которого речь уже должна идти о патологической девиации.

Коррекцией стандартных девиаций призвана заниматься, прежде всего, семья. Второй по степени важности социальный институт, в котором работают профессионально подготовленные к этой деятельности - школа. Наконец, в тех случаях, когда девиантное поведение приобретает общественно опасный характер, в дело вступают специальные исправительные учреждения, которые, правда, в отличие от знаменитых макаренковских колоний, не столько исправляют, сколько наказывают своих обитателей.

Совершенно особую епархию представляют собой патологические девиации, которыми занимаются психиатры. Проблема состоит в том, чтобы их диагностировать. Как в методологии исследования девиантного поведения, так и в диагностике существует множество спорных вопросов и белых пятен. Верно ли, что генетически декодированная девиантность обречена рано или поздно проявить себя? Возможно ли, чтобы люда, участвовавшие в "законном" убийстве (войне), сохранили нормальную психику?

В какой степени бесспорны доказательства, что Чикатило (или другой преступник, совершивший страшные злодеяния) является нормальным человеком?

Наряду с вечными вопросами перед психологией возникают новые сферы деятельности, в которых феномен девиации занимает важное место.