Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагог...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Серия задач в форме высказываний педагогов по отдельным проблемам воспитательного характера

Задача: оцените следующее высказывание педагога с точки зрения постановки проблем нравственного воспитания.

«Недостатки нравственного воспитания молодежи отражают недостатки старшего поколения:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны...» — сказал поэт.

Не все, конечно, иначе это было бы очернительством. Но все мы слишком высокого мнения о себе, когда хотим свалить вину на детей.

Опасность садизма есть во всякой педагогике. Воспитатель всегда стоит перед соблазном превратиться в деспотического и капризного начальника...

Вспомните классический роман Филдинга «Том Джонс», где шалый мальчишка Том гораздо лучше маленького педанта и фиксала Блайфила.

Вспомните Тома Сойера и послушного Сида. Да, все эти «казусы», из них нельзя делать линейного правила, но в них светится «поэтическая справедливость», и они учат нас смотреть шире, ибо содержание важнее формы. Если важно хорошей отметкой поддерживать способного ученика, то не менее важно морально поддерживать того, кто падает вниз, в пучину школь­ного неравенства, становится кандидатом в отверженные. Все различия ничтожны перед лицом нравственного права каждого человеческого существа. Справедливость вдохновляет отстав-

тих, она также выделяет лучших без оскорбления большинства, она — справедливость — сплачивает всех».

Задача: оцените следующее высказывание педагога с точки зрения выявления противоречия между интеллектуальным и нравственным развитием школьников. Какие этически обосно­ванные способы разрешения этого противоречия вы можете пред­ставить?

В книге В.И. Толстых «Сократ и мы» приводится следующее письмо педагога из Ярославля: «Почти полвека учил я детей, и вот сейчас повсюду встречаю своих учеников на улице, в каби­нетах самых ответственных учреждений, в магазинах за прилав­ком, на почте... Кто-то хорошо и достойно прожил свои лучшие годы, кто-то споткнулся. И знаете, что вижу: вовсе не так люди распределились в жизни на хороших и плохих, как мы, учителя, делили их в школе. Пятерочник за партой — еще не гарантия отличного человека. И наоборот, двоечник, ленивый тугодум — мое учительское наказание — еще не означает плохого человека в будущем. Вот это мучает меня: как мы склоняли и наказывали не очень способного ученика, сколько неприятных минут доста­вили ему своими нотациями. А он вырос и стал достойным человеком.

Самый подход к детям, критерии, оценки — поверхностные, по слишком бедным и скудным показателям. «Прилежный» или «небрежный» к учебе — этого мало, очень мало, чтобы увидеть и поставить на ноги человека».

Задача: при каких условиях отметка «3» становится одной из положительных нравственных характеристик школьника?

Проанализируйте для того, чтобы найти ответ на вышепоставленный вопрос следующее высказывание учительницы Ю. Львовой: «В определенных условиях, при определенных при­родных данных отметка «3» — это положительная высокая оценка посильного, честного труда ученичества, В ней ничего зазорного нет. Это мы ниспровергли эти отметку с уровня достой­ного уважения. На мой взгляд принижение отметки «3» — неэкономное отношение к силам учащихся и их труду, а также к труду учителя.

Замечаем, как раздираемая то в ту, то в другую сторону «тройка» расшатывает не только свой престиж, но и справедли­вую значимость своих соседок... Вот почему, думается, борьба за истинное высокое качество учебы в школе требует укрепить уважение к отметке «3». Я ни в коей мере не изменяю своей

любви к более высоким баллам. Наоборот, в уважении к тройке вижу увеличение заманчивости подлинной качественности отме­ток «5» и «4».

Задача: согласны ли вы со следующим объяснением И. Кан­том соотношения нравственности и дисциплины?

«Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной..

Характеру ребенка, особенно ученика, должно быть свойст­венно, прежде всего, послушание. Это послушание двойственно - он выражается сначала в подчинении абсолютной воле руково­дителя, которая лишь затем познается как разумная и справед­ливая. Послушание может исходить из принуждения, и тогда оно абсурдно, или из доверия, и тогда оно носит другой характер. Это добровольное послушание весьма важно, но и первое также в высшей степени необходимо, потому что подготовляет ребенка к исполнению тех законов, которые он должен соблюдать впослед­ствии как гражданин, хотя бы ему не нравилось.

Если ребенок нарушает запрет, в нем сказывается недостаток послушания, и это влечет за собой наказание. Даже если он нарушает его по неосторожности, наказание необходимо. Нака­зание не может быть физическим, или нравственным.

Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви, т.е. в удовлетворении той потребности, которая служит вспомогательным средством нравственности, например, когда стыдят ребенка, встречают его сухо и холодно. Эту потребность нужно всячески поддерживать. Подобный способ наказания яв­ляется наилучшим, потому что он содействует нравственности. Например, когда ребенок лжет, то один презрительный взгляд -уже достаточное и самое целесообразное наказание (И. Кант. Трактаты и письма. М., 1980, с. 484—486).

Обоснуйте вашу точку зрения при ответе на вышепоставлен­ный вопрос.

Задача: опираясь на нижепредложенное высказывание педа­гога, охарактеризуйте сильные и слабые стороны реальной дей­ствительности и искусства как факторов воспитания:

«Признавая за искусством огромную силу воздействия, сле­довало бы более внимательно и придирчиво отнестись к тому, что подчас наблюдают подростки обоего пола вокруг себя — в семье, на улице, среди друзей и знакомых. Об этом хорошо когда-то

сказал Гете: «Трудно представить себе, чтобы книга оказывала более сильное безнравственное воздействие, чем сама жизнь, которая ежедневно полна самых скандальных сцен; они развер­тываются, правда, не на наших глазах, но не минуют наших ушей. Даже когда речь идет о детях, не следовало бы так сильно опасаться дурного действия на них какой-нибудь книги или какой-нибудь театральной пьесы. Повседневная жизнь... поучи­тельнее самой яркой книги. Следует ли отсюда, что нравственный эффект произведения искусства — фактор несущественный? Вов­се нет. Речь идет о том, чтобы не взваливать на плечи искусства явно непосильную ношу. Иначе истинные причины существова­ния моральных уродов... останутся неразгаданными. (В.И. Тол­стых. Сократ и мы. М., 1981, с. 372).

Задача: каков нравственный смысл понятия «микропотрясение», о котором говорится в нижеприведенном высказывании?

«Разрешите высказать вам один парадокс: красота, нравст­венная ценность повседневности раскрывается в микропотрясе­ниях. Потрясением должна быть покупка книги на первые заработанные деньги, даже если она не оправдала надежд. Это маленькая частица мироздания, которую ты честно заработал, -человеческого мироздания. И ты испытываешь то же будничное чувство, что и ребенок в небогатой семье, которому покупают новую обувь... Потрясением должно быть первое посещение те­атра...

Особенность момента в том, что заурядность покупки обуви каким-то образом сообщает и заурядность покупке книги. Обилие материальных благ дало опасную иллюзию доступности того, что вовсе не доступно без напряженного труда души...

Как научить ценить в стабильной «благополучной» ситуации то, что по сути бесценно, не утрачивать дара к тем микропотря­сениям, без которых повседневность лишается внутренней кра­соты?» (Евг. Богат).