
IV. Анализ карты тела
История развития структуры бодинамического анализа
До развития структуры мышечного отреагирования Марчер сначала работала с концепцией мышечного панциря. Проблемы этого подхода привели её к необходимости поиска нового метода и, в конечном счёте, - к концепции гипоотреагирования (Приложение 1). Новые идеи привели её к ощущению, что проблема, появившаяся в результате работы только с разрушением «панциря», может быть решена. Она ушла от темы разрушения или избавления от брони, обычной для подхода того времени. Теперь она видела, что система защиты являлась лишь соответствующим ответом на тяжёлый опыт личной истории и что если даже такая система и не соответствовала действительному поведению во многих современных ситуациях, она не была плоха сама по себе. Марчер начала сосредотачивать свои усилия на исследовании жёсткости системы защиты, на том факте, что клиент, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, реагировал одним— единственным способом. Она видела, что если бы эта жёсткость могла бы смягчиться, то клиент получил бы больше возможностей для контакта с окружающей средой. По существу, если бы клиент был более сознательным в выборе своих систем защиты, он мог бы сам определять, в каких случаях какую систему применить. А потом уж решать— применять ли её вообще или нет. Когда Вы получаете возможность выбора, защита становится не более чем ресурсом. Таким образом, это— возможность определять, будет ли избранная манера поведения обладать каким— либо ресурсом и чем она будет ограничена.
Поскольку объём знаний о функционировании мышц рос, Марчер начала поиски системы, способной организовать эти знания. Первая организующая система была просто хронологической. Все мышцы были разбиты на группы и каждая группа соответствовала трёх-, четырёхмесячному периоду, во время которого эти мышцы были задействованы. Эта система была весьма громоздкой. В ней имелось слишком много разделов (временных периодов) и их было очень трудно соотнести со взрослым поведением. Марчер исследовала идеи Райха и Лоуэна о структуре характера, которые также исследовали историческую информацию. В то время как они исследовали более поведение, им были присущи и некоторые ограничения, упомянутые выше.
Вместо этого Марчер предпочла рассматривать вопросы развития, основные для каждой стадии. Она начинала видеть, как психомоторная функция мышц соотносится с определённой темой и проблемами развития на каждой стадии. Она была воодушевлена работами Фрэнка Лэйка, который подробно описал классические шизоидные и истерические структуры характера (11). Лэйк показал, что эти, по-разному формирующиеся структуры, появляются из различной реакции на события во время одного и того же периода развития. Марчер убедилась, что эти две структуры соотносятся с описанными выше гипо- и гиперреагированием, и соответственно с событиями, повлиявшими на развитие личности и произошедшими в один и тот же период времени. Она экстраполировала эту дуальную возможность на структуры всех характеров. И вдобавок к этому, она поняла, что на любой стадии развития может появиться достаточно хороший опыт, ведущий к третьей возможности— здоровью или наличию ресурса на данной стадии. Это положение было добавлено под влиянием образовательной системы Дании, описывавшей здоровое развитие и функционирование. Получив модель развития здоровья, преподаватель мог определить, что в ней не так, чего в ней не хватило в обучении и помочь ребёнку получить то, что было пропущено. Марчер применила это к терапевтической работе со взрослыми.
Как жизненная ситуация влияет на мышечную реакцию
Наш опыт показал, что Карта тела отражает комбинацию исторического развития личности и того, что в настоящее время случается в жизни человека — эмоционально, когнитивно, социально, психологически. Если периодически, в течение многих лет составлять Карту тела человека, никогда не проходившего никакой терапии, то можно ожидать, что его карта будет иметь некоторые изменения — вероятно, небольшие, но отражающие перемены в его жизненной ситуации. Стрессы, вызываемые жизнью, различны — люди приходят и уходят, человек встречается с разными проблемами, проходят различные фазы жизни и т.д. Паттерны характера, отмеченные в карте, относительно устойчивы в течение определённого времени и имеют тенденцию сильно не изменяться без проведения терапии или приложения каких-либо других усилий для личностного роста. Порой мы можем наблюдать ситуацию, когда проявленность характера человека усиливается путём негативного воздействия— когда он испытывает чувство потери, шок или жизненную ситуацию подобного рода. Он может стать более жестоким или подавленным или и то, и другое.
Мы часто говорим о подростковых или о юношеских годах как о времени, когда формирование нашего характера заканчивается. Если жизнь обращается с нами достаточно хорошо в течение этих лет, то мы смягчаем и собственное отношение к жизни, концентрируя свою энергию на позитивных жизненных целях. Однако если жизнь тяжела, то человек может оказаться ограничен в своём отношении к миру. Исторический обзор этих напряжённых периодов может коррелировать на Карте тела с участками мышц более насыщенного цвета.
Структура характера и карта тела
Структура характера — термин, используемый в психологии для обозначения типичных паттернов поведения человека, особенно в стрессовых ситуациях (1,2). Эти паттерны создаются, когда реакция окружающей среды на раннее поведение слабее, чем в других аналогичных случаях. В психологической перспективе в сердцевине каждой проблемы характера находится бессознательное или предсознательное решение о том, какого поведения следует придерживаться перед лицом мира, основываясь на опыте, полученном во время формирования характера. Например — «Я никогда не буду плакать— люди всегда смеются надо мной». Или: «Я должен придерживаться своего мнения — иначе я потеряю способность думать».
Различные школы психологии имеют собственные теории о том, что такое характер и какие типы характера существуют. Исторически важные вклады в характерологию были сделаны Фрейдом, Райхом, Лоуэном, Эриксоном, Боаделлой, Келеманом и другими. Вклад, сделанный Бодинамическим анализом, детализирован в ссылке (3). В Бодинамическом анализе структура характера рассматривается как набор отдельных паттернов, являющихся результатами попыток решить различные задачи и проблемы, связанные с развитием. В то время, как идея характерологии пришла из раннего психоанализа, Карта тела делает типы характера чем-то большим, нежели просто психологическое описание. Это позволяет определить характер более конкретно и менее метафорично. Описывая соматические проявления, Бодинамический анализ связывает последовательные стадии развития с определёнными мускулами и их объединёнными психомоторными функциями. Таким образом, паттерны гипо-, гипер- и нейтрального реагирования мускулов, соответствующих данной стадии развития дают нам буквальное описание этой стадии и много говорят нам о характерологическом «отпечатке» этой стадии (см., например, Приложение 2, рис.3)
Эмпирическое определение отдельных психомоторных функций мышц в каждой стадии позволило нам уточнить стадии, связав их с задачами развития и связанной с этим психомоторной деятельностью. Это даёт нам возможность отличить воздействие одной стадии от воздействия другой, особенно когда эти стадии накладываются друг на друга хронологически и позволяет лучше понимать, каким образом нехватка ресурсов в более ранней стадии затрагивает более поздние стадии. Это эмпирическое знание привело нас к распознаванию и описанию двух последних стадий развития, не описанных ни Райхом, ни Лоуэном. В то время, как Фрейд и Эриксон характеризовали возраст с 5 лет до 12 лет как латентный период, Бодинамический анализ разделил его на два периода с разными задачами развития.