2. Эмоционально-волевая сфера
Неравномерность развития психики ребенка раннего возраста обусловле-на тем, что созревание различных функций проис-ходит в разные сроки. Для ка-ждой психической функции существуют свои сензитивные сроки (ранний воз-раст – сензитивный период для развития перцептивной деятельности, непроиз-вольной памяти, речи). Становление этих процессов происходит в рамках пре-дметной деятельности при активном взаимодействии со взрослыми. Поэтому важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.
У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Основными особенностями являются:
повышенная эмоциональная лабильность;
легкая пресыщаемость;
поверхностность переживаний;
непосредственность, свойственная детям более младшего возраста;
преобладание игровых мотивов, несформированность мотивационной сферы.
Некоторых детей беспокоят страхи, наблюдается боязливость, понижен-ный фон настроения, эмоциональные срывы при выполнении учебных зада-ний, повышенная чувствительность к замечаниям. У других детей наоборот, преобладает эйфорический фон настроения, повышенная аффективная возбу-димость, агрессивности в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям. Эти особенности эмоционально-волевой сферы входят в структуру дефекта и затрудняют процесс адаптации ребенка к школе.
Дети с ЗПР, как правило, дорожат доверием взрослых, но это не избавля-ет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достато-чных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувст-вуют неловкость, угнетенность. Извиняются перед взрослыми (перед товари-щами – редко), но через некоторое время срыв может повториться.
У этих детей наряду с живостью эмоций часто наблюдается их недоста-точная дифференцированность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает особенности их поведения и личности.
Исследования Е.С.Слепович, С.С.Харина выявили сниженную потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкую эффективность их общения во всех видах деятельности.
У большинства детей обнаpуживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Новый человек привлекает их внимание значительно в меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок склонен скорее прекратить pаботу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых контактов; обращение к взрослому как к партнеру по деятельности почти не отмечается. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослым.
Дети практически не стремятся получить от взрослого оценку своих ка-честв в развернутом виде. Их удовлетворяет оценка в виде недифференциро-ванных определений типа «хороший мальчик», «молодец», в виде непосредст-венного эмоционального общения (улыбка, поглаживание и т.п.). Следует отметить, что, хотя по собственной инициативе дети крайне редко обращаются за одобрением, но в своем большинстве они чувствительны к ласке, сочувст-вию, доброжелательному отношению. Если общение со взрослым окрашено в эмоционально положительные тона, то дети стремятся сделать его более про-должительным во времени, более продуктивны в своей деятельности, реже ссылаются на усталость.
Среди личностных контактов преобладают наиболее простые.
Ряд зарубежных исследователей (М. Вагнерова, З. Тржесоглава) в качес-тве ведущих в характеристике личности дошкольников с ЗПР выделяют сла-бую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах де-ятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, труднос-ти приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетли-вость, час-тую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манернича-ние, фамильярность по отношению к взрослому.
М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.
Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
