- •IX.3. Метиленактивные соединения в ряду карбоновых кислот и их производных.
- •IX.3.1. Малоновый эфир и синтезы на его основе
- •IX.3.2. Ацетоуксусный эфир и синтезы на его основе
- •IX.3.3. Малононитрил и синтезы на его основе
- •IX.4. Полимерные и олигомерные производные карбоновых кислот
- •IX.4.1.Синтетические полимерные производные карбоновых кислот
- •1. Полиэфиры
- •2. Полиамиды и полиимиды.
- •3. Полиуретаны
- •IX.4.2. Пептиды и белки
- •Свойства -аминокислот
- •IX.4.2.2. Пептидный синтез.
- •IX.4.2.3. Свойства белков
- •IX.4.2.4.Принципы установления первичной структуры белков
IX.3.2. Ацетоуксусный эфир и синтезы на его основе
Ацетоуксусный
эфир получают сложноэфирной конденсацией
двух молекул этилацетата:
Реакция подробно описана ранее (стр. 336).
В
отличие от малонового эфира (но подобно
1,3-дикарбонильным соединениям),
ацетоуксусный эфир содержит заметное
количество енольной формы:
Енолизируется только кетонная карбонильная группа; сложноэфирный карбонил стабилизирует енол, образуя внутримолекулярную водородную связь.
Содержание енольной формы колеблется от 0.5% ( в воде) до почти 50 % (в гексане). Стоит все же отметить, что содержание енольной формы в ацетоуксусном эфире и большинстве других кетоэфиров меньше, чем в 1,3-дикарбонильных соединениях (см. стр. 265).
Ацетоуксусный эфир вступает в те же типы «СН-кислотных» реакций, что и малоновый эфир. Главное его отличие от малонового эфира заключается в том, что анион ацетоуксусного эфира проявляет реальную амбидентность: при алкилировании и ацилировании возможны реакции как по атому углерода, так и по атому кислорода аниона:
Реагируя
с алкилгалогенидами «в карбанионной
форме (700’)», анион ацетоуксусного эфира
образует продукты С-
алкилирования
– моноалкилированные соединения (701) и
(если необходимо) диалкилированные
соединения (702); взаимодействие аниона
«в енолятной форме (700’’)» с алкилгалогенидами
дает продукты О-алкилирования
(703). Аналогично, взаимодействие с
ацилхлоридами может приводить к продуктам
С-ацилирования
(704) и О-ацилирования
(705). Ситуация вполне аналогична
алкилированию и ацилированию 1,3-дикетонов
(стр. 266). О-Алкилирование и О-ацилирование
идут только
по кислороду кетогруппы,
но не по кислороду сложноэфирной группы
[«в форме (700’’’)» анион не реагирует].
Соотношение продуктов С- и О-алкилирования и ацилирования зависят от строения реагентов, от характера растворителя, а также от природы катиона металла – противоиона для аниона ацетоуксусного эфира. Основной принцип, определяющий поведение аниона – принцип жестких и мягких кислот и оснований (принцип ЖМКО) – как уже упоминалось, именно эта концепция наиболее корректно объясняет поведение амбидентных анионов (стр. 159).
Для алкилирования наиболее важно строение алкилирующего реагента R-X. Реакции алкилирования идут по механизму SN2, т.е. анион атакует атом углерода соединения R-X, имеющий частичный положительный заряд. Чем больше частичный положительный заряд на атоме углерода, тем более жесткой кислотой является алкилирующий реагент и тем больше вероятность О-алкилирования (реакции по жесткому центру амбидентного аниона). Поэтому, чем более электроотрицательна группа Х, тем больше доля продукта О-алкилирования; в частности, для алкилгалогенидов R→Hal доля продуктов О-алкилирования растет в ряду: J < Br < Cl < F.
Для ацилирования картина несколько иная: атом углерода карбонильной группы хлор- ангидридов карбоновых кислот имеет значительный по величине частичный положительный заряд и поэтому является жесткой кислотой; следовательно, здесь наблюдается тенденция к О-ацилированию. Однако здесь «вмешивается» противоион - катион металла, взаимодействующий с анионом; от природы этого катиона зависит, с каким атомом аниона – углеродным или кислородным – он более тесно связан:
Чем
меньше радиус катиона металла, тем более
тесно он связан с атомом кислорода;
это означает, что он блокирует
атом кислорода
и «не подпускает» ацилирующий реагент,
который вынужден атаковать атом углерода
аниона. Поэтому доля продукта С-ацилирования
растет в ряду Cs+
< K+
< Na+
< Li+.
Характер растворителя также имеет немалое значение; в частности, диполярные апротонные растворители сильно сольватируют ионы металлов, «оттягивая» их от атома кислорода; этот атом деблокируется, и возрастает доля продукта О-ацилирования.
С-алкилирование
и С-ацилирование имеют заметно большее
практическое использование, т.к.
сопровождаются образованием новых
углерод-углеродных связей; особенно
важно С-алкилирование.
Продукты С-алкилирования могут
подвергаться двум типам превращений:
А. Кетонное расщепление протекает при кислотном гидролизе моно- или диалкилированного ацетоуксусного эфира и последующем декарбоксилировании (при умеренном нагревании) образующейся кетокислоты (706); реакция полностью аналогична соответствующим превращениям алкилированных малоновых эфиров. В результате образуются метилкетоны, каждый из которых можно рассматривать как ацетон, моно- или диалкилированный по одной из метильных групп. Таким образом, синтезы на основе алкилирования ацетоуксусного эфира – способ получения широкого круга кетонов (если вместо ацетоуксусного эфира использовать другие эфиры кетокислот RCOCH2COOR1, то этот круг можно расширить). Используя для алкилирования дигалогениды, можно получать дикетоны (аналогично дикарбоновым кислотам из малонового эфира и дигалогенидов).
Б. Кислотное расщепление происходит при нагревании алкилированных ацетоуксусных эфиров с концентрированными растворами щелочей с последующим подкислением образовавшихся щелочных солей карбоновых кислот. В результате образуются моно- или диалкилированная уксусная кислота (такие кислоты образуются и на основе малонового эфира), а также уксусная кислота. Кислотное расщепление – по существу, реакция, обратная сложноэфирной конденсации, что видно из ее механизма:
Г
идроксид-анион
присоединяется по кетонному карбонилу
с образованием интермедиата (707); в нем
происходит «внутреннее нуклеофильное
замещение» с разрывом связи С-С и
«выталкиванием» аниона (708); эта стадия
обратна лимитирующей стадии сложноэфирной
конденсации (стр. 298). Далее протон
переходит от уксусной кислоты к аниону
(708); образовавшийся сложный эфир (709)
подвергается щелочному гидролизу с
образованием соли алкилированной
уксусной кислоты (710). После подкисления
реакционной смеси из солей образуются
уксусная и алкилированная уксусная
кислоты.
Кислотное расщепление алкилированных ацетоуксусных эфиров, в принципе, может служить методом синтеза карбоновых кислот; однако результаты здесь обычно хуже, чем при использовании малонового эфира, на основе которого могут быть получены те же кислоты.
Конденсация с карбонильными соединениями (как правило, с альдегидами) проходит по обычной схеме кротоновой конденсации с образованием алкилиденацетоуксусных эфиров (711); в качестве катализаторов используются вторичные или третичные амины (как и в случае малонового эфира). Если ацетоуксусный эфир взят в избытке, то вслед за кротоновой конденсацией следует реакция Михаэля – присоединение второй молекулы ацетоуксусного эфира к продукту конденсации с образованием алкилиденбисацетоуксусных эфиров (712):
После
кетонного расщепления соединений (712)
образуются алифатические 1,5-дикетоны
(713). Данный вариант – наиболее
удобный способ синтеза симметрично
построенных алифатических 1,5-дикетонов.
Реакции Михаэля – присоединение ацетоуксусного эфира к активированной связи С=С – протекают аналогично реакциям малонового эфира. Очень легко идет присоединение к акрилонитрилу -–цианоэтилирование; при этом обычно бывают задействованы оба «кислых» протона – происходит бис-цианоэтилирование:
Приведенные
примеры далеко не исчерпывают возможностей
усложнения углеродного скелета с помощью
ацетоуксусного эфира и других эфиров
кетокарбоновых
кислот.
