
- •Обзор Источников
- •Обзор историографии
- •Глава 1. Деятельность а. П. Ермолова в военной сфере. Прибытие наместника в Грузию, положение дел на момент начала управления; первые распоряжения.
- •Переход к активным действиям
- •Покорение Чечни
- •Дагестан
- •Кабарда и Черкесия
- •Глава 2. Ермолов в Грузии, административная деятельность. Церковная реформа и реакция на неё. Административная деятельность а. П. Ермолова
- •Церковная реформа и последующее восстание (1819-1820)
- •Заключение
- •Библиография
- •Оглавление
Глава 2. Ермолов в Грузии, административная деятельность. Церковная реформа и реакция на неё. Административная деятельность а. П. Ермолова
При всех масштабах военной политики Алексея Петровича Ермолова, ошибочно было бы утверждать, что активные преобразования в регионе связаны только с ней. На протяжении всего срока своего наместничества генерал планомерно занимался развитием вверенного ему во власть региона. Несомненно, стоит выделить и вкратце рассмотреть основные направления административной деятельности управляющего Грузией.
В период наместничества Ермолова необыкновенный размах получила не только фортификация, но и возведение объектов гражданских: в ряде городов на Кавказе строительная кампания достигла значительных масштабов. Особенно активно наместник занимался обустройством будущих курортов, тем самым он надеялся привлечь в регион дополнительные людские ресурсы: «На минеральных водах, где, осмотрев временные ванны, по распоряжению моему вновь построенные, приказал составить архитектурные проекты для всех необходимых зданий»28.
В целом можно проследить тенденцию плотной взаимосвязи строительства гражданского и военного. В частности в Тифлисе по распоряжению наместника был построен госпиталь для раненных солдат и школа для подготовки столь необходимых Ермолову качественных военных кадров, меднолитейный и пороховой заводы. Во много на военную политику была ориентирована и новая система дорог, устройство которой наместник контролировал лично. Тифлис по его замыслам должен был стать мощнейшим транспортно-торговым узлом. В свою очередь, центром административной и судебной власти мало по малу становился столь же отстроенный Ермоловым Ставрополь.
Выступая за разрушение феодально-таможенных барьеров, Ермолов всячески поощрял торговые сношения внутри Грузии. Отстроенная им система крепостей, как писалось выше, не только поспособствовала защите региона от набегов извне, но и явила собой отличный плацдарм для развития коммерции. Работая в этом направлении, Ермолов снаряжал экспедиции в Закавказье и Среднюю Азию, видя в торговле с Хивой и Бухарой большие перспективы. Рассчитывать исключительно на импортные товары, управляющий Грузией, впрочем, не собирался. Так, сильно озабоченный недостаточной развитостью хозяйства в регионе, он призывал местное население активнее заниматься хлебопашеством, надеясь впоследствии экономить на поставках хлеба из России29. Напротив, главнокомандующий поставил перед собой невероятно сложную задачу, он стремился сделать прибыльным вверенный ему регион, заботился о необходимости строительства фабрик в Закавказье: «Сколько богаты сии провинции хлебопашеством и шелководством, и что если бы казна могла сделать некоторые заведения и фабрики, они доставили бы казне доход весьма значительный»30
Административная деятельность Ермолова характеризуется так же активным привлечением в регион колонистов. После не вполне удачной попытки поселить в Грузии немецкие семьи, наместник решает сделать упор на казаков31. Специально для их привлечения он обустраивает новые поселения, привлекает переселенцев налоговыми льготами и богатыми землями. Впоследствии переселившиеся на правый берег Терека семьи из Малороссии сыграют значительную роль, в усмирении местных коренных народов. Таким образом, в подобной стратегии Ермолова виден тонкий расчет, ориентация опять-таки на политику военную.
На фоне столь успешной административной деятельности происходило и постепенное огораживание наместником от власти коррумпированного грузинского дворянства и потакавших им русских чиновников. Привезенные Ермоловым государственные служащие сформировали новую прослойку, стоящую у руля управления Грузией. Проводилась скрупулезная работа по переводу и переносу на современные реалии древнего законодательного кодекса царя Вахтанга, совершенствовалось внутреннее управление регионом, развивался и избавлялся от былой продажности механизм уездных судов.
Все это способствовало тому, что единственное серьезное народное движение в самой Грузии, волею судеб пришедшееся на период правления Алексея Петровича Ермолова, было подавлено малой кровью.