Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 7. Социализация(29).doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
355.33 Кб
Скачать

§ 4, Малые группы как агенты первичной и вторичной социализации

В социологии существует еще один, несколько иной подход к под­разделению на первичную и вторичную социализацию. Согласно е социализация делится на первичную и вторичную в зависимости от того, кто выступает в качестве главного ее агента. При таком подходе первичной социализацией именуется процесс, который протекает в рам­ках малых — прежде всего первичных — групп (а они, как правило, бывают неформальными). Вторичная же социализация протекает в ходе жизнедеятельности в рамках формальных институтов и орга­низаций (детский сад, школа, вуз, производство). Такой критерий но­сит нормативно-содержательный характер: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформаль­ных агентов, родителей и сверстников, а вторичная — под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, т. е. детского сада, школы, производства, армии, милиции и т. д.

Первичными группами называются малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформаль­ные, доверительные отношения (семья, соседская община).

Вторичными группами называются достаточно большие по разме­рам социальные множества людей, между которыми существуют пре­имущественно формальные отношения, когда люди относятся друг к другу не как к индивидуальным и неповторимым личностям, а в соответствии с тем формальным статусом, которым они обладают.

Достаточно частое явление — вхождение первичных групп во вто­ричные в качестве составных частей.

Основная причина, по которой первичная группа является важней­шим агентом социализации, состоит в том, что для индивида первич­ная группа, к которой он принадлежит, выступает одной из важнейших референтных групп. Этим термином обозначают ту группу (реаль­ную или воображаемую), система ценностей и норм которой высту­пает для индивида своеобразным эталоном поведения. Человек все­гда — вольно или невольно — соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Референтной13 может быть и та группа, к которой индивид принадле­жит в данный момент, и та группа, членом которой он был прежде, и та, к которой он хотел бы принадлежать. Персонифицированные об­разы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутрен­нюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыс­лах и поступках.

Как мы уже говорили, первичная группа — это обычно семья, груп­па ровесников, дружеская компания. Типичными же примерами вто­ричных групп являются армейские подразделения, школьные классы, производственные коллективы. Некоторые вторичные группы, напри­мер профсоюзы, можно рассматривать как ассоциации, в которых, по крайней мере, некоторые их члены взаимодействуют между собой, в которых имеется единая, разделяемая всеми членами нормативная система и какой-то общий, разделяемый всеми членами смысл корпо­ративного существования. В соответствии с указанным подходом первичная социализация протекает в первичных группах, а вторич­ная — во вторичных группах.

Первичные социальные группы — это сфера личностных отноше­ний, т. е. неформальных. Неформальным называется такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которого не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример — семья.

Вторичные социальные группы — это сфера деловых отношений, т. е. формальных. Формальными называются такие контакты (или вза­имоотношения), содержание, порядок, время и регламент которых ре­гулируется каким-либо документом. Пример — армия.

Обе группы — первичная и вторичная — равно как и оба типа отно­шений — неформальные и формальные — жизненно необходимы каж­дому человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других сре­дах. Таков принцип разнообразия социализации: чем более гетероген­ный характер носит опыт общения и взаимодействия индивида с его социальным окружением, тем полноценнее протекает процесс социа­лизации.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и ус­ваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляю­щей этого процесса выступают и те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социали­зации. К этой категории можно отнести и конкретных людей, и соци­альные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т. п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты (к при­меру, главным агентом первичной социализации выступает семья).

Агенты социализации — это конкретные люди (или группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социаль­ных ролей.

Институты социализации — социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, контора и фабрика и др.

Первичные (неформальные) агенты социализации — родители, бра­тья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, при­ходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичные» относится в рамках данного контекста ко всему, что составляет непосредствен­ное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле со­циологи говорят о малой группе как первичной.

Первичная среда — это не просто ближайшая к человеку, но и важнейшая для формирования его личности, поскольку она стоит на первом месте и по степени значимости, и по частоте и плотности контактов между ним и всеми ее членами.

Вторичные (формальные) агенты социализации — представители формальных групп и организаций: администрации школы, универси­тета, предприятия, офицеры и чиновники армии, полиции, церкви, го- сударства, а также те, контакты с которыми носят опосредованный ха­рактер, — сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Неформальные и формальные агенты социализации (как мы уже указывали, иногда это могут быть целые институты) по-разному вли­яют на человека, но и те и другие воздействуют на него на протяжении всего его жизненного цикла. Однако воздействие неформальных аген­тов и неформальных отношений обычно достигает своего максимума и начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-де­ловых отношений с наибольшей силой чувствуется им в середине Жизни.

Достоверность приведенного суждения очевидна даже с точки зре­ния здравого смысла. Ребенок, так же как и старик, тянется к родным н близким, от помощи и защитных действий которых целиком зави­сит его существование. Старики и дети заметно менее других мобиль­ны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны и в по­литическом, и в экономическом, и в профессиональном отношении. Дети еще не стали производительной силой общества, а старики уже перестали ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

После 18-25 лет человек начинает активно заниматься профессио­нально-производственной деятельностью или бизнесом и делать свою карьеру. Начальники, партнеры, коллеги, товарищи по учебе и рабо­те — вот те люди, к мнению которых зрелый человек больше всего при­слушивается, от которых он получает больше всего нужной ему ин­формации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маменькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за ма­теринскую руку?

Среди первичных агентов социализации в указанном выше смысле не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. Бесспор­но, что по отношению к ребенку, проходящему первичную социализа­цию, в преимущественном положении находятся родители. Что же касается сверстников (тех, кто играет с ним в одной песочнице), то i они просто равны ему по статусу. Они прощают ему многое из того, ' что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нрав ственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т. д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации не более того, чему они сами обучены или в чем сами социализированы. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как «правильно быть взрослым, а у ровесников — как «правильно» быть ребенком играть, драться, хитрить, тому, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников (Peer group)14 на этапе первичной социализации выполняет важнейшую социальную функцию: она облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости Современная социология указывает, что этот тип коллективности играет особенно важную роль на этапе биологического и психологического созревания. Именно юношеские группы ровесников имеют отчетливо выраженную тенденцию к обладанию: 1) довольно высокой степенью солидарности; 2) иерархической организацией; 3) кодексами, которые отрицают ценности и опыт взрослых или даже противостоят им. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться лидер­ства в компании сверстников. В каком-то смысле ровесники и родите­ли воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, при этом нередко первые сводят на нет усилия вторых. Родители и в самом деле нередко смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на них.