
- •1. Введение
- •1.1. Мотивация экономического поведения, его ментальная модель
- •Сравнительный анализ индивидуалистской и коллективистской культур2
- •1.2. Методологические предпосылки неоклассики, их ограниченность
- •1.3. Зарождение институционализма, его методологические истоки
- •1.4. Современное состояние институциональной экономики: школы и направления
- •1.5. Предмет и метод институциональной экономики
- •Методы познания, доминирующие среди представителей нео- и нового институционализма
1.4. Современное состояние институциональной экономики: школы и направления
Р. Коуз наряду с Арменом Алчианом (род. в 1914), Джеймсом Бьюкененом (род. в 1919), Гарольдом Демсецем (род. в 1930), Клодом Менаром (1906 – 1980), Дугласом Нортом (род. в 1920), Манкуром Олсоном (1932 – 1998), Ричардом Познером (род. в 1939), Гербертом Саймоном (1916 – 2001), Лораном Тевено (род. в 1948), Оливером Уильямсоном (род. в 1932), Треном Эггертссоном (род. в 1941) и др. считается представителем «второй волны» институционализма.
В рамках современного институционализма, зародившегося в 1970-е гг., можно выделить два направления – неоинституционализм (neoinstitutional economics) и новый институционализм (new institutional economics). Основной водораздел между ними связан с отношением к неоклассической школе.
Представители неоинституционализма в целом признают фундаментальные принципы неоклассики (всеобщность экономического равновесия, рациональность экономического выбора и пр.) и не отказываются от ее методологии (индивидуализм, дедукция, моделирование с использованием маржинального и равновесного анализа). Так, например, для Р. Коуза безусловными авторитетами были Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл, Лайонел Роббинс.18 В то же время, они подвергают критике наиболее нереалистичные методологические предпосылки: абсолютный характер рациональности, абсолютная информированность и добросовестность экономических агентов, нулевые трансакционные издержки, совершенный характер конкуренции.
В отличие от «старых» институционалистов, отдававших приоритет исследованию элементов макросреды (в т. ч. политики, культуры, права), неоинституционалисты движутся в обратном направлении, фокусируя внимание на поведении микроэкономических субъектов, использующих институты для оптимизации своих действий.
К основным направлениям неоинституционализма относятся:
– теория трансакционных издержек (родоначальники – Р. Коуз, О. Уильямсон). В рамках данной теории предпринимаются попытки ответить на следующие вопросы: каким образом структура и характер трансакционных издержек оказывают влияние на результаты хозяйственной деятельности; как измерить и оптимизировать трансакционные издержки и пр.
– теория прав собственности, объясняющая механизм распределения ресурсов в экономике в условиях существования трансакционных издержек (родоначальники – А. Алчиан, Г. Демсец, Р. Коуз, Р. Познер, О. Уильямсон, Эрик Фуруботн). Любой акт обмена трактуется как обмен пучками прав собственности. При этом даже неэффективное распределение прав собственности может быть стабильным, если издержки осуществления взаимовыгодного обмена высоки;
– теория экономических организаций, трактующая фирму и рынок как альтернативные организации управления трансакциями (родоначальники – А. Алчиан, Г. Демсец, Р. Коуз, К. Менар, Фрэнк Найт (1885 – 1972), О. Уильямсон). В данной концепции фирма предстает не как производственная функция, а как сеть контрактов и структура по обеспечению экономического контроля над объектами собственности;
– теория общественного выбора, исследующая экономические предпосылки массового поведения в сфере принятия политических решений и политические рынки19 (родоначальники – Дункан Блэк (1908 – 1991), Джеффри Бреннан (род. в 1944), Дж. Бьюкенен, Энтони Даунс (род. в 1930), Деннис Мюллер (род. в 1940), Уильям Нисканен (1933 – 2011), М. Олсон, Гордон Таллок (род. в 1922), Кеннет Джозеф Эрроу (род. в 1921)). В теории общественного выбора утверждается, что политиков нельзя охарактеризовать исключительно как альтруистов и максимизаторов коллективной полезности. Э. Даунс даже выдвинул идею о том, что их главной и единственной целью выступает получение дохода, влияния и престижа, проистекающих из пребывания во власти;
– новая экономическая история, рассматривающая влияние институтов на экономический рост в различных странах (родоначальники – Д. Норт, Роберт Фогель (род. в 1926)).
Представители нового институционализма, фактически являющиеся продолжателями традиций «старого институционализма», отрицают фундаментальную для неоклассики идею равновесия, допуская возможность его отсутствия вообще либо существования в форме некоторого множества состояний. Кроме того, они критикуют тезис об эндогенном и стабильном характере предпочтений индивидов, рассматривая эти предпочтения как обусловленные действием институтов, и опровергают принцип рационального поведения и максимизации выгоды.
По мнению Т. Эггертссона, одним из основоположников нового институционализма стал Г. Саймон, разработавший в середине 1950-х гг. концепцию ограниченной рациональности (bounded rationality). Согласно данной концепции, в реальной жизни субъекты не располагают средствами для максимизации полезности (в т. ч. достаточной информацией и когнитивными способностями к ее обработке) и потому стремятся достичь лишь так называемой удовлетворенности. В дальнейшем концепция Г. Саймона была использована в научных изысканиях О. Уильямсона, который, в свою очередь, сформулировал понятие оппортунистического поведения, означающее уклонение от соблюдения условий контракта или неписаного соглашения.
Как утверждалось в разделе 1.2, в реальной жизни субъекты не обладают абсолютными познавательными способностями, поэтому их поведение изначально не полностью рационально. В свою очередь, осознание субъектом того, что другие участники обмена владеют несовершенной и асимметричной информацией, провоцирует оппортунизм, т.е. преследование собственного интереса с использованием коварных приемов (обмана, утаивания ценных сведений, запутывания партнера, нарушений закона и (или) моральных норм и пр.). Наглядными примерами рынков с асимметричной информацией выступают рынки домашних животных, рабочей силы, страховых услуг. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж Акерлоф (род. в 1940) анализировал риск приобретения некачественного транспортного средства («лимона») на рынке подержанных автомобилей (в т. ч. из-за злоупотреблений со стороны продавца).
Оппортунизм необходимо отличать от принятого в неоклассической теории эгоизма, когда агенты реализуют свои интересы, безусловно подчиняясь установленным правилам игры. Двумя основными формами оппортунистического поведения являются «отлынивание» (работа в команде с неполной отдачей ввиду отсутствия у руководства возможности получить точную информацию об эффективности действий каждого члена команды) и «вымогательство» (требование у владельца специфического, не имеющего высокой ценности вне команды ресурса части дохода от этого ресурса под угрозой разрыва отношений).
К основным направлениям нового институционализма также относятся:
– теория экономики соглашений (конвенций), постулирующая, что общество как сложная система состоит из семи подсистем – рыночной, индустриальной, традиционной, гражданской, экологической, общественного мнения, творческой (родоначальники – Люк Болтански (род. в 1940), Андре Орлеан (род. в 1950), Робер Сале (род. в 1941), Л. Тевено, Оливье Фаворо (род. в 1945), Франсуа Эмар-Дюверне). Каждая подсистема участвует в координации социально-экономической жизни посредством присущих ей правил;
– теория эволюционной экономики, акцентирующая внимание на необратимости прошлого и неопределенности будущего,20 проводящая аналогии между хозяйственными и биологическими изменениями, активно использующая понятия «гены», «эволюция», «мутации», «естественный отбор» в отношении фирм (родоначальники – Ричард Нельсон (род. в 1930), Сидней Грэхем Уинтер (род. в 1935), Джеффри Ходжсон (род. в 1946));
– теория постиндустриального общества, в котором человек перестает быть «придатком» машины, а информация становится основным фактором производства (Джон Кеннет Гэлбрейт (1908 – 2006)). Сам термин «постиндустриальное общество» впервые был использован в 1917 г. представителем британского гильдейского социализма21 Артуром Пенти (1875 – 1937). Постиндустриальному обществу также посвящены труды американского социолога Дэниэла Белла (1919 – 2011), французского философа и социолога Алена Турена (род. в 1925) и др.
Современный этап развития институционализма характеризуется появлением оригинальных работ по эмпирической оценке институтов.