Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vvedenie.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
152.06 Кб
Скачать

1.2. Методологические предпосылки неоклассики, их ограниченность

Период становления неоклассики совпал по времени с периодом активного развития естественных наук. Это не могло не способствовать осуществлению попыток применения рациональных принципов и точных методов исследования к изучению социально-экономической реальности и толкованию поведения экономических субъектов. Так, уже в конце XVIII века «экономический человек» начал уподобляться «шарику, который хаотичным образом взаимодействует с другими такими же шариками. Сила воздействия одного индивида на других определяется его материальным богатством, или его «массой». Чем больше рыночная власть человека, тем меньшее влияние оказывают на него другие люди и тем большее влияние он оказывает на них».5 В XIX столетии маржиналист Уильям Джевонс (1835 – 1882) использовал психофизиологический закон Фехнера6 для обоснования закона убывающей предельной полезности.

Неоклассическая теория базируется на следующей поведенческой модели: индивиды принимают решения рационально, т.е. таким образом, чтобы максимизировать свою полезность, и применяют для этого всю доступную информацию. Одновременно предполагается, что их предпочтения тех или иных благ постоянны, определяются только величиной ожидаемой выгоды и не зависят от политического, социального, психологического, этического, эмоционального и иных контекстов принятия решений. Подобная позиция, подразумевающая рассмотрение людей как самодостаточных, не зависящих от внешней среды субъектов интересов, целей и действий и объяснение общественных, надындивидуальных феноменов «микропричинами», носит название методологического индивидуализма. Родоначальниками этой концепции являются философы Томас Гоббс (1588 – 1679), Бернард де Мандевиль (1670 – 1733), Адам Фергюсон (1723 – 1816) и основатель Австрийской школы маржинализма Карл Менгер (1840 – 1921). Примечательно, что в «такой системе координация всегда гарантирована мощными силами, материализованными в действиях агентов и во внешних ограничениях».7

Модели максимизации хорошо поддавались интерпретации при помощи различных математических методов и вполне соответствовали духу эпохи доминирования естественных наук. Однако вместе с тем они являлись довольно абстрактными и зачастую не предполагали наличия содержательной эмпирической базы.

Помимо принципов неограниченной рациональности и индивидуализма к методологическим предпосылкам неоклассической теории относятся:

Устойчивость предпочтений. По утверждению неоклассиков, предпочтения каждого индивида постоянны, известны ему, не зависят от других субъектов, обладают свойством ненасыщаемости и сопоставимы между собой в зависимости от способности приносить полезность при реализации. Все же, многочисленные наблюдения и эксперименты показали, что в действительности люди нередко склонны изменять свои предпочтения в зависимости от своего эмоционального состояния, внешних обстоятельств и иных неэкономических факторов.

Совершенство рынка как среды. Еще классик Адам Смит (1723 – 1790) писал о том, что в условиях отсутствия государственного вмешательства в экономику «производство естественным образом стремится доставить на рынок всегда ровно столько, сколько достаточно и не более чем достаточно, чтобы обеспечить… спрос… Так, по крайней мере, обстояло бы в обществе, где дела были бы предоставлены своему естественному течению, где существовала бы совершенная свобода и где каждый был бы абсолютно волен выбирать занятие, которое считает подходящим, и менять его, когда сочтет нужным».8 При наличии устойчивых предпочтений рыночное равновесие приобретает стабильный и предсказуемый характер, так как игроки могут точно предугадывать реакции друг друга.

Кроме того, сами рыночные сделки бесплатны, т.е. не сопряжены с дополнительными издержками. Данный тезис перекликался с предпосылкой ньютоновской механики об отсутствии трения в механических системах.

Тем не менее, уже в середине – второй половине XIX века было замечено, что атрибутом рыночной экономики являются кризисы перепроизводства и, в то же время, рынок зачастую не обеспечивает достаточный выпуск социально значимых благ. Помимо этого, заключение сделок сопряжено с трансакционными издержками:

1) поиска информации;

2) измерения (анализа рентабельности трансакций);

3) ведения деловых переговоров и заключения контрактов;

4) спецификации и защиты прав собственности;

5) оппортунистического поведения (см. далее).

Полнота информации. Неоклассики полагали, что информация, необходимая субъектам для принятия решений, в полном объеме содержится в ценах и поэтому может быть получена экономическими агентами без каких-либо издержек. Цены как меновые пропорции указывают на сравнительную ценность благ и ресурсов и, соответственно, на то, на чем следует экономить и в чем, наоборот, имеется настоятельная потребность. Кроме того, сами агенты наделены абсолютными когнитивными (познавательными) способностями для регистрации и обработки всей поступающей им информации.

На практике же информация асимметрична и дорогостояща. Полная информация встречается лишь на сильно локализованных рынках, где участники сделок лично знают друг друга,9 либо при системе директивного планирования. Однако во втором случае также неизбежно встает вопрос о том, «какие стимулы помогут планирующему центру получить и быстро реализовать информацию, рассеянную и скрытую во множестве совершенно различных мест».10 Данный тезис выдвинул австрийский экономист Фридрих фон Хайек (1899 – 1992), полемизируя с польским ученым, автором одной из моделей рыночного социализма Оскаром Ланге (1904 – 1965).

Независимость участников сделок друг от друга. Эта предпосылка справедлива лишь для рынков совершенной конкуренции, однако они являются абстракцией.

Всегда существующее, единственное и совпадающее с оптимумом по Парето равновесие во взаимодействиях экономических агентов. В действительности же равновесие достигается далеко не всегда и зачастую не соответствует критерию Парето. Кроме того, равновесие системы не в состоянии объяснить ее эволюцию и непрерывную изменчивость.

Возникнув в конце XIX века, институционализм как новое научное направление изначально нацеливался на устранение противоречий в положениях неоклассической школы и создание оригинального исследовательского подхода. Ниже представлена институциональная трактовка экономического поведения индивидов.

1. Мотивация.

– Мотивация ассоциируется не с максимизацией полезности, а с поиском возможностей для удовлетворения различных потребностей и желаний, которые при этом дифференцированы и не сопоставимы друг с другом;

– Идентификация иерархии потребностей и желаний является для индивида когнитивным процессом;

– Характеристиками структуры потребностей и желаний выступают непостоянность, относительная насыщаемость и зависимость от других индивидов.

2. Восприятие и познание окружающей среды.

– Индивид обладает ограниченными познавательными способностями, но наделен творческим потенциалом (т.е. может прогнозировать будущее и действовать новаторски);

– Познание – это социальное действие, требующее сбора, обработки и интерпретации информации;

– Знания о внешней среде характеризуются неопределенностью.11

3. Мышление и принятие решений.

– Индивид обладает ограниченными мыслительными способностями, но наделен творческим потенциалом. Его эмоции также оказывают влияние на принятие решений;

– Человеческая рациональность включает в себя элементы процедурной рациональности12 и креативности;

– Рациональность ассоциируется не с максимизацией, а с поиском приемлемых решений и удовлетворенностью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]