- •Учение монтанистов. Шлейермахер, Гегель. Шебан, Кун, в. Соловьёв.
- •Апостольское учение. Отцы и учителя Церкви. Вселенские соборы. Послания Восточных Патриархов.
- •I Вселенский Собор. Евсевий Кесарийский: «Мы содержим веру так, как приняли ее от епископов при оглашении и крещении, как исповедали ее в пресв.-еписк.» (Казань, 1877, с. 80).
- •Выражение невыразимого посредством слова.
- •Причина творения. Творение из ничего. Глагол «бара». Необходимость веры для познания тварного мира.
- •Бог являющий себя миру. Учение свт. Григория Паламы. Антиномия учения.
- •Антиномия учения. Евномиане и борьба с ними. Великие Каппадокийцы и свт. Иоанн Златоуст.
- •Григорий Палама
- •Богословие пролога, метаистория, история патриархов. Языческие космогонии.
- •Состав природы человека. Ветхозаветная антропология. Антропология ап. Павла. Первые заповеди, данные человеку.
- •1 Фес. 5, 23: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа»
- •Две основные заповеди. Знание всего. Два пути познания. Древо познания добра и зла, его природа.
- •«Агносиа» - познание путём неведения.
- •«Гносис» - сознание единения, сознательность в духовной жизни. Простота христианского познания. Божественный свет - тайна «восьмого дня». 1 Ин. 2, 8.
«Гносис» - сознание единения, сознательность в духовной жизни. Простота христианского познания. Божественный свет - тайна «восьмого дня». 1 Ин. 2, 8.
Божественный свет – фаворский, он дает человеку богоуподобление. Бог познается Духом Святым, и в Духе Святом. Божественный мрак – это то, что мы должны открыть для себя сейчас, оно должно убеждать в том, что о Боге лучше говорить то, что Он не есть, чем то, что мы знаем. Наука пошла путем дробления, как всякое рациональное знание. На иконе у благословляющей десницы – свет – это нетварный свет символически, а дальше – мрак – то, что нам неизвестно. Божественный свет и мрак – это одно и то же в общем, есть различие в названии.
Энергия не является Существом Божиим, но благодаря им человек становится причастным Божеству. Источник Божественного Света – Божественный мрак
«Бога никто не видел» – мрак на иконах. Если долго смотреть на Солнце, но потом ничего уже не видно. Много говорится в Священном Писании: «встань и освятит тя Христос».
Свет Божественный – от гроба Господня, освятил Савла.
Это не метафора, а Свет истинный, хотя и называется невидимым. Причастие к нему и есть истинный гносис.
«Бога называют Светом не по Его Существу, но по Его Энергии» «Григорий Палама). Это опытное познание Божества дается каждому по его мере в зависимости от достоинства.
Григорий Богослов: «Бог есть свет, кто не принимает свет, не принимает и благодать и Бога не познает. Творящий грех не видит свет и ненавидит его».
«Это тайна восьмого дня» – относится к будущему всему.
Это то просвещение, о котором догматика должна остановиться и умолчать. Здесь стоит реальность опыта жизни. Чтобы достичь его, нужно прийти в совершенную добродетель.
Этот свет наполняет всего человека. Эта благодать снисходила и в Ветхом Завете.
В Боговоплощении Фаворский свет сконцентрирован в Иисусе Христе, Он постоянно был им просвещен, не только на Фаворе, почему он и называется «НЕВИДИМЫМ». На Фаворе этот свет, присущий Христу, открывается избранным апостолам и они сами стали причастниками. «Изменилось лицо», таким образом, они сами изменились, открылись их очи, но не изменилось лицо Христа.
Исаак Сирин: «Для предметов будущего века нет подлинного названия, а только простое ведение образа, света и всех придуманных имен. Сие то и есть то неведение, о котором сказано, что оно выше ведения».
Апофатика приводит не к теоретическому, а к деятельному познанию Бога. Рассуждая о Боге, лучше говорить о том, чего мы не знаем. Таким образом, о Боге невозможно высказаться ни положительными, ни отрицательными аргументами.
Этот опыт будущего века и он догматически не определяется. Как в Ветхом Завете наряду с предписаниями Закона были пророческие прозрения, которые открывались и стали догматами в Церкви, так и в евангельскую эпоху наряду с догматами или, вернее, в самих догматах, перед нами является сокровенная глубина, тайна, относящаяся к будущему веку, Церкви Божией, тайне восьмого дня.
Восьмой день – день всеобщего озарения нетварным светом – Судный День. Святые отцы говорят о недопустимости мысли, что в геенне не будет Любви Божией, но это будет бич для грешников, для тех, кто добровольно не хотел принимать Божий свет – он будет невыносим. Тьмой для них будет Божий свет.
«В настоящей жизни благодаря раскаянию мы входим в Божий свет, как осужденные. Только Бог и мы видим глубины наших сердец. Те, кто могут, не боятся Страшного Суда. Те, кто не хочет Второго Пришествия – все обнажит пред всей Вселенной. И то, что представляет человек, станет явным для всех.
Любовь действует двояко – грешников мучит, праведников веселит.
При Втором Пришествии вся совокупность мироздания войдет в единение с Богом.
