
Биографические сведения
Карл Орф(1895-1982)
В сложной и многоцветной музыкальной культуре Западной Европы ХХ столетия Карлу Орфу принадлежит особое место. Современник Стравинского и Хиндемита, Бартока и Онеггера, Шенберга, Веберна и Берга, он избрал свой собственный путь после долгих и непростых исканий.
Орф – художник, остро ощущающий кризисную ситуацию современного западного искусства. Он подверг сомнению возможность дальнейшего развития музыкального искусства в традиционных жанрах (оперы, симфонии, инструментального концерта и др.). Исторический путь, приведший современную западную музыку к переусложнению техники и разрыву с аудиторией, Орф считает до конца пройденным, несмотря на живучесть некоторых модернистских школ и направлений. Орф не применял атональную, сериальную, сонористическую технику композиции, а стремился возродить простейшие элементы музыки (монодия, простые гармонические структуры и т.п.). Нередко простота его художественных средств на практике оказывалась новой сложностью. Наряду с простыми музыкальными структурами в его произведениях применяются средства, затрудняющие их восприятие и создающие значительные препятствия для исполнения (гигантские инструментальные составы с редкими экзотическими инструментами, введение древних и диалектных текстов, не допускающих перевода на современные языки).
Детство и юность Орфа прошли в Баварии4. Страсть к музыкально-драматическому театру, возникшая у будущего композитора с ранних лет, сохранилась на всю жизнь. Получив солидное образование в классической гимназии, с увлечением освоив древние языки, юноша научился ценить и понимать старину, традиции и культуру родного края, его пронизанную яркими фольклорными интонациями музыкальную образность, царившую в представлениях ярмарочных и уличных комедиантов.
Орф испытал влияние Дебюсси, Рихарда Штрауса. Важнейшими вехами на пути к успеху «Кармина Бурана» для Орфа были и тщательное изучение партитур старинных мастеров (Лассо, Палестрина, Монтеверди), и попытки свободно и вместе, с тем, стильной «театрализованной» обработки их сочинений. Отвечая на вопрос о причинах его пристрастия к музыке прошлого, Орф писал: «Меня привлекает в ней не старина, а значительность содержания. Все преходящее уносится временем, остается духовная мощь».
В большинстве зрелых сочинений Орфа, предназначенных почти исключительно для синтетического музыкально-драматического представления, сочетается античная и народно-национальная тематика. Так, «Кармина Бурана» (1936) в совокупности с «Катулли кармина» (1942) и «Триумфом Афродиты» (1951) образуют единый цикл – триптих, впервые успешно исполненный на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала в 1953 году. К произведениям сказочной тематики относятся «Луна» (1938), «Умница» (1942), «Астутули» (1952), близка им и созданная на основе баварской исторической хроники музыкальная драма «Бернауэрин» (1945). Дух древнегреческой трагедии воссоздан композитором в «Антигоне» (1948), «Царе Эдипе» (1959), «Прометее» (1967). Образы средневековх баварских народных мистерий оживают в «Воскресении Христа» (1955), «Чуде рождения младенца» (1960) и «Мистерии о конце времени» (1971). Все эти столь разные сочинения внешне объединяет неповторимый музыкальный язык Орфа – мощный, суровый, подчас грубоватый, лишенный внешних проявлений чувственности, но всегда захватывающий, увлекающий как исполнителей, так и слушателей. Первозданные ритмы, архаические фольклорные обороты, неразрывно сплетенные со средневековыми интонациями латинской церковной музыки, экономия выразительных средств – все это скреплено, сцементировано художественной волей Орфа, его вкусом и глубоким знанием законов музыкально-сценического действия.