Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эдмунд Гуссерль.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.78 Mб
Скачать

§ 116. Переход к новым анализам. Фундируемые ноэсы и их ноэматические корреляты

До сей поры мы изучали, в широких, и, однако, очень ограниченных рамках, ряд всеобще происходящего в строении ноэс и ноэм, - правда, изучали в скромных масштабах, лишь постольку, поскольку требовало того определенное выделение каждого и руководившая нами цель - доставить себе общее, но притом содержательное представление о тех проблемных группах, какие ведет с собой двойная, универсальная тема, ноэсис и ноэма. Наши штудии, сколь многообразные усложнения ни вовлекали они сюда, относились только к нижнему слою потока переживаний, к которому принадлежат все еще относительно просто сложенные интенциональности. Мы - если только отвлекаться от последних, заглядывавших вперед рассуждений - предпочитали чувственные созерцания, в особенности созерцания являющихся реальностей, а равным образом и чувственные представления - те, что исходят из созерцаний посредством затемнения таковых и, само собой разумеется, объединяются с ними в одну родовую общность. Выражение "представление" одновременно и обозначало этот род. Правда, мы включали в свое рассмотрение все существенно принадлежные к ним феномены, как-то: рефлективные созерцания и представления вообще - те, предметы которых - уже не чувственные вещи.80[46] Как только мы начинаем расширять рамки своего исследования, общезначимость наших результатов начинает - при том способе, каким вели мы свои изыскания, всякий раз давая почувствовать второстепенность, побочность всего того, что могло бы привязывать нас к области низшего, - напрашивается сама собою. Тут мы и видим, что все различия между центральным смысловым ядром (таковой, впрочем, еще нуждается в дальнейшем анализе) и группирующимися вокруг его тетическими характерами - повторяются, как, равным образом, повторяются и все модификации - например модификации актуализация, внимания, нейтрализации, которые задевают своими собственными способами и смысловое ядро, оставляя ему, несмотря ни на что, его "тождественное".

Теперь мы можем идти дальше по двум различным направлениям, одинаково ведущим к интенциональностям, фундируемым в представлениях, - либо в направлении ноэтических синтезов, либо же в направлении, выводящем нас наверх к нового вида "полаганиям", притом фундируемым.

Если двигаться в последнем направлении, то мы натолкнемся тут на чувствующие, вожделеющие, валящие ноэсы (поначалу наивозможно простые, т. е. свободные от синтезов на низшей или высшей ступени), - таковые фундированы в "представлениях", в восприятиях, воспоминаниях, знаковых представления и т. д. и в своем строении являют очевидные различия поступенного фундирования. Теперь для актов, какие берутся в их совокупности, мы будем повсюду предпочитать позициональные формы (отчего, однако, вовсе не обязаны исключать низшие, относительно их, нейтральные ступени), и поскольку все, что можно сказать о них, переводится - при условии подходящей модификации - в соответствующие нейтрализации. Так, для примера, эстетическое удовольствие фундируется в сознании нейтральности с перцептивным или репродуктивным содержательным наполнением, радость или скорбь - в веровании (не нейтрализованном) или же в одной из модальностей верования, воления и противоволение - как и предыдущее, но только в сопряжении с тем, что оценивается как приятное, прекрасное и т. п.

Что же интересует сейчас нас, еще до всякого вхождения в разновидности подобного строения, так это то, что вместе с новыми ноэтическими моментами и в коррелятах начинают выступать новые ноэматические моменты. С одной стороны, это новые характеристики, аналогичные модусам верования и однако, в то же самое время, сами же обладающие при своем новом содержательном наполнении доксологической положимостью; с другой же стороны, с нового типа моментами сочетаются и нового типа "постижения", конституируется новый смысл, фундируемый в смысле лежащей ниже его ноэсы и одновременно объемлющий таковой. Новый смысл вносит совершенно новое измерение смысла, вместе с ним не конституируются какие-либо новые, новоопределяемые куски просто "вещей", но конструируются ценности вещей, ценностности, и, соответственно, конкретные ценностные объективности: красота и безобразность, благость и скверность; объект пользования, художественное произведение, машина, книга, поступок, действие и т. д.

В остальном же любое полное переживание высшей ступени являет в своем полном корреляте строение подобное тому, какое мы усматривали на самой низшей ступени ноэс. В ноэме высшей ступени, скажем, оцениваемое есть, как таковое, смысловое ядро, окруженное новыми тетическими характеристиками. "Ценно", "приятно", "радостно", и т. д. - все это функционирует подобно "возможно", "предположительно" или же "ничтожно" или "да, как действительно", - хотя и нелепо было бы включать первые в ряды этих последних.

При этом сознание вновь позиционально относительно такой новой характеристики: "ценно" - это доксическая полагаемость, "ценно сущее". Принадлежное к "ценно" в качестве его характеристики "сущее" может, далее, мыслиться и модализированно, подобно любому "сущему" или "достоверному": в таком случае сознание есть сознание возможной ценности, "вещь" в таком случае лишь предположительно ценна, или же - такое тоже возможно - она сознается как вероятно ценная, как не-ценная (что, однако, не означает "лишенная ценности" подобно дурному, безобразному и т. д., - в "не-ценном" выражается лишь перечеркивание "ценного", и не более того). Все подобные модификации задевают ценностное сознание, ноэсы оценивания не только внешне, но и внутреннее, равно как соответственно задевают и ноэмы. И вновь, как следствие, образуется многообразие глубоко заходящих изменений в форме аттенциональных модификаций, в зависимости от того, как внимающий взгляд проходит сквозь различные интенциональные слои к самой "вещи" и к вещным моментам, - в результате образуется сопринадлежная система модификаций, уже известная нам в качестве ступени нижней, а затем и к ценностным, к конституируемым определенностям высшей ступени, сквозь конституирующие ее постижения; а также и к ноэмам как таковым, к их характеристикам или же, в иного рода рефлексии, к ноэсам, - и все это во всех различных специфических модусах замечающего внимания, замечания между прочим, не-замечания и т. п.

Необходимо проводить чрезвычайно трудные разыскания, чтобы аккуратно размежевывать все эти сложные структуры, доводя их до полной ясности, - как, например, соотносятся "ценностные постижения" с вещными постижениями, новые ноэматические характеристики ("хорошо", "красиво" и т. д.) - с модальностями верования, как они систематически упорядочиваются в ряды и виды, и т. д. и т. д.