- •Система макроэкономических показателей развития региона
- •Региональные мультипликаторы: виды, использование в экономическом анализе
- •Межрегиональные различия и методы их оценки
- •Проблемный регион: понятие, критерии выделения
- •Зарубежный опыт реализации региональной политики
- •Межрегиональные взаимодействия. Условия межрегиональной интеграции
- •Миграция населения: факторы, условия и методы регулирования
- •Факторы размещения производства в пространстве
- •Инфраструктура как фактор экономического развития региона
- •Региональная политика: объект, субъект, цели
Зарубежный опыт реализации региональной политики
Региональная политика как самостоятельный элемент государственной политики большинства зарубежных стран начала формироваться в двадцатых – тридцатых годах двадцатого века, до этого регулирование развития регионов в основном носило характер кампаний, направленных на регулирование миграционных процессов (например, заселение западных штатов США в XIX в.), расширение территориального размещения новых производств (Великобритания и страны континентальной Европы). Стимулирующим фактором для проведения региональной политики в странах Запада послужила необходимость устранения последствий экономического кризиса 1929 – 1932 гг., который наиболее сильно отразился на периферийных и наименее развитых регионах. Именно этот период можно считать начальным этапом формирования и реализации селективной региональной политики. Изначально региональная политика сформировалась как выравнивающая стимулирующая. Объектами такой политики являлись менее развитые, отсталые регионы, основной целью – снижение межрегиональных различий.
К числу наиболее известных проектов начального периода относятся программа развития региона долины реки Теннеси, образование единого органа для упорядочения индустриального развития Рурской области в Германии, создание польдеров на месте осушаемого залива Зёйдерзе в Нидерландах.
В середине 1970-х гг., произошла смена акцентов региональной политики с прямого государственного регулирования на стимулирование эндогенного потенциала проблемных регионов, изыскание внутренних резервов преодоления их трудностей и всемерное поощрение с этой целью развития частного предпринимательства. Происходит не только уточнение критериев выделения проблемных регионов, но и более точная дифференциация предоставляемых им мер помощи. Наиболее кардинальные изменения в этом плане произошли в Великобритании, где после прихода к власти в 1979 г. консервативного правительства М. Тетчер было принято решение о сокращении расходов на региональную политику, значительном уменьшении числа районов помощи и ослаблении ограничений на размещение предприятий в густонаселённых районах.
В это же время правительства большинства стран приняли решение отказаться от крупномасштабных национальных и региональных программ и сосредоточить внимание на локальных программах обустройства территории. Основной акцент был сделан на всемерное развитие инновационных функций проблемных регионов и сферы НИОКР, которые в свою очередь могли привлечь предприятия наукоёмких отраслей промышленности. Во всех развитых странах получила развитие практика создания так называемых научных парков, или технополисов. Главная их цель – стимулировать развитие отраслей «высоких технологий» с помощью субсидий государства и местных властей путём предоставления оборудованных разной инфраструктурой площадок, близких к государственным или частным университетам или исследовательским центрам. Во Франции, являющейся примером создания таких парков среди западноевропейских государств, свой научный парк стремился образовать центр каждого из 22 регионов, хотя далеко не все из них обладали для этого достаточным потенциалом.
Во второй половине 1950-х годов объектами региональной политики стали перенаселенные городские агломерации. Примером является Франция, основными целями региональной политики которой выступали индустриализация аграрных территорий, реструктуризация старопромышленных районов, ограничение экономического потенциала Парижа. Постановка конкретных целей региональной политики Франции определялась существованием огромных диспропорций в экономическом развитии регионов, которые усиливались внутренней миграцией; возникновением угрозы застойной консервации ряда регионов из-за старения населения и оттока профессиональных кадров; чрезмерной людской и промышленной концентрацией в столичных районах. Ещё одним примером является «английская» форма контроля над размещением производственных мощностей Лондона и Бирмингема в виде так называемых «сертификатов промышленного развития», представлявших своего рода разрешения на новое строительство в наиболее благополучных регионах с высокой плотностью производства и с показателями хозяйственной динамики выше средненациональных.
В азиатских странах до середины 1950-х годов региональной политики не проводилось. Появление интереса к ней в 1960– 1970- е гг. было обусловлено обострением социальных и экономических проблем, аналогичным обострению в западноевропейских стран в 1930 – 1940-е гг. Стимулом использования региональной политики в Японии стал экологический кризис в Токио и других гигантских городах в начале 1970-х г., совпавший с неблагоприятной экономической конъюнктурой. Промышленность, приносящая «общественный вред», стала «выталкиваться» на периферию крупных городских агломераций и в сельские районы, стимулировалось превращение центров окраинных и малоосвоенных районов в важные экономические ядра. Успешность подобной политики японского правительства стимулировала и другие страны к проведению поляризованной селективной политики, базировавшейся на принципах нодальной системы и на предпосылке о наличии в регионах своеобразных «полюсов», генерирующих их поступательное движение. Основной целью поляризованной селективной политики является рациональное распределение производства в пространстве и использование производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния.
Интересен опыт Греции, где до конца 1970-х гг. селективная региональная политика была направлена на стимулирование наиболее развитых регионов – Афин и Салоников. Первый национальный план территориального развития Южной Кореи (1971 – 1981 гг.) установил прямую связь между экономическим ростом и региональными проблемами. Акцент делался на экономическую эффективность, а не на равенство. Южная Корея предпочла концепцию «полюсов роста», акцент был сделан на развитие Сеула и Пусана. В Китае в 1979 г. концепция «равномерного размещения производительных сил» официально была заменена концепцией «использования сравнительных преимуществ», предпочтение было отдано регионам, имеющим наибольший потенциал экономического роста (приморским регионам).
Рост межрегиональных различий в зарубежных странах, а также расширение числа стран участников ЕС, способствовали распространению в обществе идеологии «государства всеобщего благосоcтояния», что привело к возникновению третьей закономерности – к смене моделей региональной политики с «эффективности» на «равенство». Так, целью третьего национального плана территориального развития Южной Кореи (1990-е гг.) являлось сбалансированное развитие со ставкой на небольшие и средние города периферийных районов, в Японии была изменена основная идея создания технополисов – они стали носить социальную направленность с акцентом на развитие местных особенностей.
В работе показано, что современный инструментарий региональной политики развитых стран значительно диверсифицировался за счёт расширения инструментов стимулирования эндогенного развития проблемных регионов.
Межрегиональная динамика. Понятие конвергенция и дивергенция регионального развития.
Региональная динамика характеризуется 2 противоположными явлениями:
1.Процесс межрегиональной конвергенции. Когда со временем уровни экономического развития регионов сближаются.
2.Процесс дивергенции. Когда разрыв между регионами увеличивается.
Процесс межрегиональной конвергенции имеет место тогда, когда темпы роста отсталых или бедных регионов выше, чем богатых регионов, что дает бедным регионам приблизится к уровню богатых. Если же темпы роста в бедных и богатых регионах одинаковы или темпы роста в бедных отстают от темпов роста богатых происходит процесс дивергенции, когда богатые регионы становятся еще богаче, а бедные- беднее.
