
- •Громов д.В. «Соревнование маскулинностей» как один из аспектов межнациональной напряженности в Москве
- •Кавказцы: мужчины в походе
- •Объективные причины миграции
- •Особенности адаптации
- •Агрессивность
- •Поисковая сексуальная активность
- •Религиозный аспект
- •Антирусские установки
- •Провокационность / осторожность
- •Поведение в драках
- •Культурно-исторический контекст
- •Русские: члены мужских молодежных группировок
- •Объективные причины негативного отношения к мигрантам
- •Типы группировок, включенных в конфликт
- •Поисковая сексуальная активность
- •Культурно-исторический контекст
Русские: члены мужских молодежных группировок
Молодые активные мужчины с Кавказа, приехав в Москву, оказываются в ситуации межкультурного напряжения. Их деятельность воспринимается определенной частью общества <390:391> негативно. Уровень национальной нетерпимости в Москве выше, чем в среднем по России. По данным П.С. Бавина, процент «ксенофобов» (респондентов, не скрывающих своей неприязни к лицам иной национальности и одобряющих любые направленные против них действия властей) по Москве больше, чем по России (26% против 19%). По данным этого опроса «ксенофобов» в Москве оказалось больше, чем «толерантных» (респондентов, декларирующих отсутствие национальной неприязни и не поддерживающих действия властей, направленные против мигрантов) – 26% против 23%xxi[21].
Любая социальная напряженность, как бы не оценивать ее с точки зрения морали, возникает на основе объективно существующих причин. Приток мигрантов в Москву вписывается в ряд существующих в обществе проблем.
Объективные причины негативного отношения к мигрантам
С.В. Беликов, пользуясь материалами ультраправой националистической прессы, составил следующий перечень претензий к «цветным» мигрантам:
«1. Захват чужого жизненного пространства. «Цветные» по мысли скинхедов, пользуются теми благами, на которые не имеют права (…)
2. Вытеснение с рынка труда коренного населения. Захват рабочего места, согласие работать за меньшую плату и в худших условиях чем «коренное» население (отказ от социальных гарантий, льгот и т.п.).
3. Организация своего бизнеса. Создание «своих» рабочих мест, как правило, занимаемых или «земляками», или близкими родственниками. В некоторых случаях – монополизация <391:392> каких-либо видов деятельности, например, мелкооптовой и розничной торговли.
4. Вытеснение местного населения из общественных сфер деятельности. Занятие важных, а соответственно, и высокооплачиваемых постов в обществе (…)
5. Насаждение своих порядков. Неуважение к местному законодательству, традициям и нормам поведения. Стремление решать значительную часть проблем «по-своему», часто посредством «договоренностей», взяток – «бакшиш», поощрение родоплеменного кумовства.
6. Разрушение национальных культурных традиций. (…).
7. Разрушение генофонда коренной нации (расы). Смешанные браки между людьми, принадлежащими к разным нациям (расам), и как следствие этого – утрата национальной идентичности, основных национальных признаков (для славянской этнической группы: европейских (славянских) черт лица, светлой кожи, светлого и светло-русого окраса волос).
8. Плодовитость. Создание многодетных семей при полном или частичном отсутствии условий для нормального проживания, питания, образования. Тревога, что большое количество детей «некоренного» населения в дальнейшем будет конкурировать с «местными» во всех сферах жизнедеятельности.
9. Увеличение числа асоциальных групп за счет приезжих. Отсутствие возможности самореализации в качестве рабочей силы для большинства «приезжих» и, как следствие этого, криминализация общества, появление большого числа маргиналов. Несоблюдение санитарных норм, бомжевание, нищенство и попрошайничество, ведущее к распространению опасных инфекционных заболеваний. <392:393>
10. Создание криминогенной обстановки. Участие в противоправной деятельности: организация этнических преступных сообществ, самое активное участие во всех видах криминального промысла, в том числе – в наркоторговле, проведении терактов и т.д.»xxii[22].
Большое влияние на негативное отношение к кавказцам оказала война в Чечне и связанные с ней террористические акты.
Л.С., руководитель одного из подмосковных отделений ДПНИ, в целом подтвердил актуальность этого списка, отметив, что он адекватно отражает идеологию межнационального противостояния.
В дискуссиях, посвященных проблеме миграции, часто отмечается, что на проблему надо смотреть во временной перспективе – если сейчас миграционный поток еще недостаточно велик и потому мало опасен, то со временем количественные изменения могут перерасти в качественные, что приведет к возникновению неуправляемых межэтнических конфликтов аналогичных косовскому или же недавним волнениям в арабских кварталах Парижа.
Как свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 30-31 июля 2005 года, «претензии опрошенных, испытывающих неприязнь в отношении представителей других национальностей, состоят в том, что те не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России (отмечают 23% респондентов, среди москвичей и петербуржцев — 33%); 22% россиян видят в представителях других национальностей конкурентов на рынке труда; 15% опасаются угрозы террористических актов, 14% россиян (среди жителей обеих столиц меньше — 9%) испытывают неприязнь к представителям <393:394> других народов на физиологическом уровне: им не нравится внешность, манера поведения и черты характера «чужих»»xxiii[23].
Уровень ксенофобии среди молодежи несколько выше среднего. Мнение о том, что молодежи свойственна неприязнь по отношению к другим национальностям, придерживается 31% россиян в возрасте 18-24 летxxiv[24].