- •Громов д.В. «Соревнование маскулинностей» как один из аспектов межнациональной напряженности в Москве
- •Кавказцы: мужчины в походе
- •Объективные причины миграции
- •Особенности адаптации
- •Агрессивность
- •Поисковая сексуальная активность
- •Религиозный аспект
- •Антирусские установки
- •Провокационность / осторожность
- •Поведение в драках
- •Культурно-исторический контекст
- •Русские: члены мужских молодежных группировок
- •Объективные причины негативного отношения к мигрантам
- •Типы группировок, включенных в конфликт
- •Поисковая сексуальная активность
- •Культурно-исторический контекст
Кавказцы: мужчины в походе
Первая группа интервьюируемых – представители кавказских национальностей, проживающие в Москве.
При манипуляции обобщенным термином «кавказцы» надо учитывать, что под эту категорию подпадают люди, очень разные и социальному статусу, и по мотивации, и по культурно-образовательному уровню, и по многим другим параметрам.
Прежде всего, по социально-психологическим параметрам различаются этнические кавказцы, уже долгое время живущие в Москве и те, кто приехал недавно. В числе недавних мигрантов, в свою очередь, выделяется группа молодых мужчин 18-35 лет, которые приехали в столицу с целью заработка или какого-либо иного времяпровождения. Они активны, склонны к включению в разные виды деятельности - не только трудовой, но и досуговой, обусловленной возрастом. Часть из них находится на территории России нелегально.
Рассматривая кавказцев по некоторым параметрам, мы будем описывать их с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения русских москвичей, во-вторых, с точки зрения самих кавказцев. В некоторых случаях описания не совпадают – <370:371> москвичи (как это и стоит ожидать от сторонних наблюдателей) мифологизируют кавказцев, создают образ, основанный на стереотипах.
Объективные причины миграции
Объективными причинами, подталкивающими жителей Кавказа к поездкам в Россию, являются экономические проблемы. Россия для мигрантов, прежде всего, – место для зарабатывания денег. Об этом говорят все без исключения информанты: «Экономически везде плохо – особенно в Грузии. В душе каждый хочет вернуться, но этого не позволяют сделать экономические причины. Во всем Закавказье кормятся за счет тех, кто живет в России» [И.И.]. «Для многих цель – только заработать и всё. Деньги – основное мерило поездки в Россию» [А.Н.]. «Из Москвы на Кавказ уезжают – но только те, у кого всё уже есть» [Г.А.].
Помимо финансово-экономической, иногда упоминается и «культурная» мотивация – в столицу едут, поскольку здесь «всё лучше» - больше разнообразия в проведении досуга, много новых впечатлений.
Можно выделить и еще один уровень мотивации. Один из информантов, молодой азербайджанец, сказал: «Едут для того, чтобы сделать жизнь лучше» [М.И.]. На первый взгляд, кажется, что этот мотив совпадает с двумя предыдущими. В действительности же, здесь присутствует дополнительный смысловой нюанс – молодежи свойственна склонность к территориальным перемещениям, к путешествиям. Как нам кажется, в процессе таких перемещений достигаются цели социализации – приобретается жизненный опыт, происходит поиск собственного места в жизни, вырабатываются <371:372> навыки самостоятельного существования вне семьи и привычного окружения, зарабатываются деньги.
Особенности адаптации
По мнению наших информантов, народы Кавказа значительно различаются по способности к адаптации, по степени активности и агрессивности, по степени лояльности к России и русским. Для того чтобы провести более или менее полный сравнительный анализ адаптационных стратегий кавказских народов, необходимо весьма обширное исследование. Пилотажный же опрос, проведенный нами, позволяет выявить следующие закономерности: «Если взять Кавказ с запада на восток, то на западе люди более лояльны к России, на востоке – менее. На западе – абхазцы, адыгейцы, на востоке – чеченцы, дагестанцы» [Г.А.].
В качестве народов, культурно близких славянам, называют армян и осетин. При этом обычно делается упор на религиозное родство, подчеркивается, что эти народы исповедуют христианство: «Армяне легко адаптируются – они быстро входят в чужую для себя культуру и становятся проводниками этой культуры. Это же свойственно, кстати, евреям» [А.Н.]. Интересно, что сопоставление армян и евреев неоднократно встречалось нам в оценках, исходящих от представителей разных кавказских народов («армяне – евреи Кавказа» [Н.К.]).
Напротив, ислам (а мусульманами является большинство народностей Кавказа) рассматривается как фактор, препятствующий взаимопониманию. Представителей исламских народов называют как наиболее склонных к этнической замкнутости: «Азербайджанцы – расселяются группами. Если азербайджанцы организуют компанию – туда принимают <372:373> только азербайджанцев. Даже если при создании компании поначалу принимают и работников другой национальности, то все равно постепенно их увольняют, и на их место берут азербайджанцев» [А.Н.].
Особый случай представляют собой грузины. С одной стороны, этот христианский народ, традиционно близкий к России; с другой стороны, наблюдающееся в последние годы охлаждение межгосударственных отношений накладывает влияние и на отношения между грузинами и русскими. Вообще, «отношение к русским и поведение в России во многом зависит от политики тех или иных государств по отношению к России. Вот, например, в Грузии Саакашвили постоянно выступает против России. Зрелый человек, конечно, поймет, что к чему. А молодой парень, который Советского Союза уже не помнит, жизни не знает – он-то как раз и поверит. И поедет в Россию на заработки с соответствующим настроением, и будет вести себя здесь так, что хоть трава не расти» [А.Н.].
Наиболее агрессивное поведение, согласно мнению большинства информантов, приписывается жителям востока Кавказа: «Агрессивные – чеченцы, азербайджанцы. Азербайджанцы торгуют, и из-за этого они, казалось бы, должны быть заинтересованы в стабильности, но по натуре они очень агрессивны» [И.И.].
Наиболее высокую степень агрессивности информанты-кавказцы отмечают у чеченцев, причем эта агрессивность не связывается напрямую с событиями последних десятилетий: «Чеченцы – нигде не растворяются. У кавказских народов всегда было настороженное отношение к чеченцам потому, что они агрессивные, отморозки. Я помню, еще в советские времена из Баку опасались ездить в командировки в Грозный. Все всегда знали: не дай бог <373:374> связываться с чеченцами» [И.И.].
Помимо других причин, влияющих на особенности адаптации, указывается на то, что агрессивное поведение свойственно народам, ранее подвергавшимся репрессии [Д.С.].
Оторванность от родного дома, жизнь в экстремальных условиях, нахождение в иной социокультурной среде – все это приводит к тому, что у многих возникает неудовлетворенность пребыванием в столице и, как следствие, желание вернуться: «Возвращение? У кого как. Многие предпочитают вернуться. Так как здесь свобода от традиционных устоев. Говорят: “Девушка идет, пиво глушит – разве такое возможно у нас?” Так что многие хотели бы вернуться, но их здесь держат деньги» [А.Н.].
В целом отмечается, что успешность или неуспешность адаптации обусловлена не этническими установками и психологическими особенностями, а, в первую очередь, личностными: «Из моих знакомых кавказцев, приезжающих в Москву, кто-то изменяется, кто-то нет – у каждого особый случай» [А.Н.]. В целом, по данным социологических исследований, кавказцы, живущие в Москве (грузины, армяне, азербайджанцы) в большей степени, чем русские и москвичи, склонны идентифицировать себя как россиян в ущерб национальной самоидентификацииv[5].
