
Вопрос 9.
Христианизация Руси — первый переломный этап в развитии народной культуры, всей духовной жизни славян . Христианизация Руси далеко не однозначное явление для народ ной культуры, которая корнями уходила в язычество и сохранила на себе его могучее влияние, постепенно включаясь в новую религиозно-духовную систему. Языческие корни — первая и основная примета в развитии архаического фольклора. более сильная и развитая христианская культура ассимилировала культуру языческого мира.
Однако она и сама растворилась в языческом космосе, создав яркую, противоречивую этнокультурную художественную систему.
Народные сказки, хороводы и песни, былины и думы, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по дереву - все это может быть исторически осмысленно только с учетом древнего языческого миропонимания. Язычество определило особый колорит славянского фольклора.
Нельзя игнорировать или недооценивать тот факт, что архаический фольклор, ведущий свои начала со времен язычества, подвергался постоянному давлению со стороны христианской идеологии, выразителем которой выступала церковь. Наиболее наглядно это проявилось в борьбе со скоморошеством, некоторыми обрядами и обычаями, с музыкальными инструментами на Руси в ХV-ХVII вв.
Церковь, защищая христианские постулаты, видела основную опасность в том, что народ оставался верен языческим культам, берег их, сохранял в обыденной жизни и следовал им в своей духовной практике. Именно в этом основной конфликт между церковью и народной культурой.
Поняв, что невозможно искоренить издревле сложившиеся обычаи народа, чтобы адаптировать новую веру, церковь приурочила свои праздники к языческим. Рождество Христово (25 декабря) заменить христианским праздником популярные языческие праздники, приуроченные к дню зимнего солнцестояния (21-22 декабря). Пасха Христова - объясняется необходимостью заменить языческие праздники, приуроченные ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта). Считается, что от этих жизнерадостных, воспевающих пробуждение природы после зимы, возрождение жизни и её плодородие праздников христианская Пасха переняла как общий посыл (Воскресение Христа их мёртвых), так и отдельные элементы. Так, крашеные яйца были одним из элементов языческих весенних праздников в качестве символа новой жизни. Кроме того, хорошо известны такие случаи трансформации языческих праздников в христианском сознании и традициях, как Масленица и Семик. Масленичная неделя перед Великим постом заменила собой языческие празднования окончания зимы и прихода Весны, тогда как Семик (четверг перед праздником Святой Троицы, «седьмой четверг» после Пасхи), имеющий особый поминальный статус, занял место языческих празднований, когда-то отмечавших смену весны летом.
Вопрос 10.
Если до этого времени происходило накопление научных знаний - исторических, географических и иных, то теперь они превращаются в собственно науку. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. Россия ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии.
Петру I бесспорно принадлежит смена всей «знаковой системы» Древней Руси. Он переодел армию, переодел народ, сменил столицу, перенеся ее на Запад, сменил церковнославянский шрифт на граждан-
ский, он демонстративно нарушил прежние представления о «благочестивейшем» царе и степенном укладе царского двора. Петр сознательно стремился к тому, чтобы оборвать связи со старой Россией.
Сохранившемуся же он придавал отличные от прежних формы.
Развитие индивидуального, личностного начала в творчестве, отход от средневековой традиционности, потребность в упорядоченных естественнонаучных знаниях, специализация и профессионализация всех видов творчества, постепенная секуляризация культуры и многое другое – все
это и сделало возможным появление западных форм культуры.
Петровские реформы были подготовлены не только отдельными явлениями XVII в. Они явились закономерным результатом всего развития русской культуры, начавшей переходить от средневекового типа к типу нового времени. Закономерным был разрыв и во всей средневековой «знаковой системе» культуры, произведенный Петром. Переход до него неосознанный теперь стал осознанным. Осознание перехода и заставило сменить «систему законов»: надеть европейское платье, новые мундиры, «скоблить» бороды, реформировать всю государственную и военную терминологию на европейский лад, признать европейское искусство. И эта смена «знаковой системы» ускорила развитие новых явлений в культуре.
Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, но были бы сильно замедлены; при этом замедлен был бы процесс перехода русской культуры от средневекового типа к типу культуры нового времени. Эпоха петровских реформ была подготовлена разными линиями развития русской культуры, многие из которых восходят еще к XIV в.
Не один XVII в. подготовил собой переход к новому времени, но все развитие русской культуры. Петровская эпоха только потому была воспринята как кульминационный пункт этого перехода, что именно в это время произошла смена «знаковой системы». Обращение к Западу было не существом процесса, а лишь его естественным порождением.
Однако черты старого сохранились и в XVIII, и в XIX в. Многие особенности культуры этого времени были логическим следствием развития русской культуры XVII столетия и предшествующих веков.
Но нельзя говорить о том, что древнерусская знаковость была полностью трансформирована. Так, традицию древнерусских скоморохов в XVIII – XIX вв. продолжали так называемые балаганы – «временные дощатые здания с брезентовой крышей и флагами над ней», которые устраивались на площадях в праздничные дни (Масленица, Пасха и др.). Рифмованная проза прибауток называется раешным стихом, потому что ею говорили и раешники, хозяева райков, устанавливавшихся на ярмарках и гуляньях неподалеку от балаганов.